Напоминание

«Использование ТРИЗ технологии при взаимодействии учителя–логопеда и воспитателя компенсирующей группы»


Авторы: Мельникова Наталья Ивановна, Зубачева Елена Ивановна
Должность: учитель–логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Ивушка"
Населённый пункт: ЯНАО, Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: «Использование ТРИЗ технологии при взаимодействии учителя–логопеда и воспитателя компенсирующей группы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование ТРИЗ технологии при взаимодействии

учителя-логопеда и воспитателя компенсирующей группы»

Выступление подготовили:

учитель-логопед Мельникова Н.И.

воспитатель Зубачева Е.И.

Успех

совместной

коррекционно-развивающей

работы

с

детьми,

имеющими

тяжелые

нарушения

речи,

во

многом

зависит

от

правильно

организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, педагога-

психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре,

медицинских работников и родителей. Каждый из них, решая свои задачи,

определенные

адаптированной

основной

образовательной

программой,

принимает

участие

в

формировании

и

закреплении

правильных

речевых

навыков у детей, развитии высших психических процессов и сенсомоторной

сферы, а также укреплении здоровья.

Группу

компенсирующей

направленности

посещают

12

детей.

Основной контингент ребят имеет заключение ТПМПК ОНР (2-3уровень) с

дизартрическим компонентом. Один ребенок со специфическим нарушением

речи, обусловленным основным диагнозом. Дети

с

тяжелыми

нарушениями

речи

часто

соматически

ослаблены,

физически

невыносливы,

быстро

утомляются. Для них характерна скованность,

плохая переключаемость

с одного движения на другое.

Взаимодействие

логопеда

и

воспитателя

осуществляется

в

следующих

направлениях:

Постоянное

совершенствование

артикуляционной,

мелкой

и общей

моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Обогащение,

уточнение

и активизация

отработанной

лексики

в соответствии с лексическими темами программы.

Уп р а ж н е н и е

в правильном

употреблении

сформированных

грамматических категорий.

Развитие

внимания,

памяти,

логического

мышления

в играх

и упражнениях на бездефектном речевом материале.

Формирование связной речи.

Закрепление

формирующихся

навыков

звуко-слогового

анализа

и синтеза.

Планирование

в

ДОУ

построено

по

тематическому

принципу:

изучение

определенной

лексической

темы

в

течение

недели. Работа

воспитателя предшествует логопедическим занятиям. Воспитатель с утра

проводит познавательное занятие или совместную деятельность, предлагает

дидактические,

настольные,

сюжетно-ролевые,

подвижные

игры,

беседы,

наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы

по

данной

теме,

тем

самым

создавая

необходимую

познавательную

и

мотивационную базу для формирования речевых навыков.

Ежедневно

воспитатели

выполняют

рекомендации

логопеда

по

коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым

ребенком. Планируя

индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им

занятия

по

тем

разделам

программы,

при

усвоении

которых

эти

дети

испытывают наибольшие затруднения. Прежде всего логопед рекомендует

индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Учитывая

индивидуальные

особенности

детей

компенсирующей

группы,

для

повышения

эффективности

усвоения

речевого

материала

логопеду

и

воспитателю

необходимо

постоянно

применять

новые

методы, приемы и технологии. На помощь приходит ТРИЗ технология.

Придумал

ее

Генрих

Саулович

Альтшуллер

родом

из

Баку

изобретатель

и

писатель-фантаст.

Г.

Альтшуллер

считал,

что

любого

человека

можно

обучить

творческой

деятельности.

Надо

только

познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать

изобретательские

задачи.

В

детский

сад

программа

ТРИЗ

пришла

в

1987

г.

благодаря

случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по

программе

ТРИЗ

с

детьми

школьного

возраста,

но

по

ошибке

слушателей

привезли

в

детский

сад

в

подготовительную

группу.

Это

недоразумение

позволило

тризовцам

«открыть»

для

себя

способности

детей-дошкольников

и

новый

возраст

приобщения

ребенка

к

решению

изобретательских

задач.

В

настоящее

время

приемы

и

методы

ТРИЗ

с

успехом

используются

в

детских

садах

для

развития

у

дошкольников

смекалки,

изобретательских

способностей,

творческого

воображения,

диалектического

мышления.

Как

показала

практика,

такая

ТРИЗ-технология,

как

«Кольца

Луллия»,

стала

в

дошкольном

образовании

популярным,

занимательным

и

эффективным

методическим

приемом,

посредством

которого

можно

до стичь

развития

у

дошкольников

познавательных,

р еч е в ы х ,

художественно-эстетических,

личностных

качеств.

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал

логическую

машину в виде бумажных кругов. Ее можно прекрасно использовать как

средство развития речи у дошкольников. «Кольца

Луллия» - это что-то

в

виде

компьютера,

только

для

слов.

Простота

конструкции

позволяет

применять

ее

в

детском

саду

и

использовать

в

разных

видах

организованной

деятельности,

включая

закрепление

речевых

навыков

по

рекомендации

логопеда.

Кольца

Луллия

представляют

собой

три

подвижных

круга

разного

диаметра.

Эти

круги

накладываются

друг

на

друга

и

объединяются

общей осью. Данные круги делятся на

сектора, и на них размещаются

рисунки, либо слова, либо цифры, в зависимости от того, что вы хотите

получить.

Для

детей

4-го

года

жизни

используют

2

круга,

разбитых

на

4

сектора;

5-го

года

2-

3круга,

разбитых

на

6

секторов,

6-го

года

2-

3

и

более кругов, разбитых

на 8 секторов.

Итак,

рассмотрим,

как

проводится

игра-занятие.

Сначала

воспитатель

должен

показать

и

рассказать,

что

это

за

пособие.

Можно

подключить

фантазию

и

рассказать,

что

это

волшебное

колесо,

которое

помогает

узнать

много

нового

и

отправиться

в

фантастический

мир.

Воспитатель

показывает

детям

и

объясняет,

что

данное

колесо

состоит

из

секторов,

на

которых

можно

поместить

картинки,

и

подробно

рассказать,

что

находится

на

первом

круге,

втором

и

третьем

круге.

Например,

при

изучении

темы

«Профессии»

на

первом

круге

раскладываются люди в рабочей форме, на 2-ом круге – инструменты, с

которыми

они

работают,

на

третьем

транспорт

или

учреждение,

где

они

работают.

Сначала

даётся

реальная

задача.

Милиционер,

его

инструмент

жезл

и

ездит

он

на

полицейской

машине.

Вот

получается

в

пределах

одного

сектора

логическая

реальная

задача.

Далее

составление

несоответствия.

Врач

с

жезлом

едет

на

работу

на

полицейской

машине.

Дети

должны

исправить

воспитателя.

Далее

воспитатель

предлагает

фантастическую

задачу,

когда

круги

раскручиваются

в

хаотичном

порядке

и

любая,

выпавшая

комбинация,

дети

должны

составить

по

ней

фантастический

рассказ.

Пожарный

с

фонендоскопом

на

полицейской

машине.

Как

же

так

произошло,

какое

было

событие,

что

пожарный

оказался

с

фонендоскопом

и

поехал

на

полицейской

машине.

Дети

придумывают

фантастические

рассказы.

После

того,

как

воспитатель

всё

это

показал,

и

дети

научились

работать,

они

уже

сами

друг

другу

загадывают

реальные

и

фантастические

задачи.

Целесообразно,

чтобы

у

воспитателя

была

картотека

изображений

к

данному

пособию.

Можно

выделить

этапы

участия

логопеда

(воспитателя)

в

играх

с

«Кругами

Луллия»:

логопед

(воспитатель)

непосредственно

участвует

в

игре.

Предлагает

ее,

рассказывает

правила,

ее

развитие,

окончание,

распределяет

участие,

помогает

оформить

ее

словесно;

логопед

(воспитатель)

косвенно

воздействует

на

поведение

и

речь

детей,

участвуя

в

играх

на

второстепенных

ролях.

Дети

выбирают

ведущего,

устанавливают

очередность

в

игровых

действиях,

и

оформляют результат игры в речи;

логопед

(воспитатель)

осуществляет

общий

контроль

на

занятии

или

в

свободной

игровой

деятельности.

Дети

самостоятельно

планируют,

развивают

и

завершают

игру,

сопровождая

ее

высказываниями

и

используя

речевые

умения

и

на выки,

полученные

в

ходе

коррекционной

логопедической

работы.

логопед

(воспитатель)

осуществляет

обучающее

руководство

речевыми

играми

и

создает

условие

для

проявления

речевой

активности

детей,

углубления

и

расширения

их

игровых

интересов,

для

усвоения

навыков

произвольного

поведения

и

воспитания

правильной

речи.

Нельзя

не

отметить

универсальность

игрового

пособия.

Используя

лишь

несколько

кругов,

можно

получить

либо

разные

варианты

игры,

либо

дополнение

к

проводимой

игре.

Самостоятельно

дети

играют

с

«Кругами

Луллия»

в

свободно е

время,

закрепляя

м ат е р и а л ,

отработанный

на

занятиях

с

логопедом,

воспитателем.

Дети

с

удовольствием

самостоятельно

заменяют

круги,

комбинируют

задания,

пытаются

сами

определить

цель

и

ход

игры.

Данное

пособие

можно

использовать

в

работе

с

дошкольниками

от

3-х

до

7лет.

Оно

м н о го фу н к ц и о н а л ь н о

и

ф о рм и руе т

н а в ы к и

с о т р уд н и ч е с т в а ,

взаимодействия

и

самостоятельности.



В раздел образования