Авторы: Мельникова Наталья Ивановна, Зубачева Елена Ивановна
Должность: учитель–логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Ивушка"
Населённый пункт: ЯНАО, Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: «Использование ТРИЗ технологии при взаимодействии учителя–логопеда и воспитателя компенсирующей группы»
Раздел: дошкольное образование
«Использование ТРИЗ технологии при взаимодействии
учителя-логопеда и воспитателя компенсирующей группы»
Выступление подготовили:
учитель-логопед Мельникова Н.И.
воспитатель Зубачева Е.И.
Успех
совместной
коррекционно-развивающей
работы
с
детьми,
имеющими
тяжелые
нарушения
речи,
во
многом
зависит
от
правильно
организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, педагога-
психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре,
медицинских работников и родителей. Каждый из них, решая свои задачи,
определенные
адаптированной
основной
образовательной
программой,
принимает
участие
в
формировании
и
закреплении
правильных
речевых
навыков у детей, развитии высших психических процессов и сенсомоторной
сферы, а также укреплении здоровья.
Группу
компенсирующей
направленности
посещают
12
детей.
Основной контингент ребят имеет заключение ТПМПК ОНР (2-3уровень) с
дизартрическим компонентом. Один ребенок со специфическим нарушением
речи, обусловленным основным диагнозом. Дети
с
тяжелыми
нарушениями
речи
часто
соматически
ослаблены,
физически
невыносливы,
быстро
утомляются. Для них характерна скованность,
плохая переключаемость
с одного движения на другое.
Взаимодействие
логопеда
и
воспитателя
осуществляется
в
следующих
направлениях:
Постоянное
совершенствование
артикуляционной,
мелкой
и общей
моторики.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Обогащение,
уточнение
и активизация
отработанной
лексики
в соответствии с лексическими темами программы.
Уп р а ж н е н и е
в правильном
употреблении
сформированных
грамматических категорий.
Развитие
внимания,
памяти,
логического
мышления
в играх
и упражнениях на бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Закрепление
формирующихся
навыков
звуко-слогового
анализа
и синтеза.
Планирование
в
ДОУ
построено
по
тематическому
принципу:
изучение
определенной
лексической
темы
в
течение
недели. Работа
воспитателя предшествует логопедическим занятиям. Воспитатель с утра
проводит познавательное занятие или совместную деятельность, предлагает
дидактические,
настольные,
сюжетно-ролевые,
подвижные
игры,
беседы,
наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы
по
данной
теме,
тем
самым
создавая
необходимую
познавательную
и
мотивационную базу для формирования речевых навыков.
Ежедневно
воспитатели
выполняют
рекомендации
логопеда
по
коррекции речевых и неречевых нарушений с каждым
ребенком. Планируя
индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им
занятия
по
тем
разделам
программы,
при
усвоении
которых
эти
дети
испытывают наибольшие затруднения. Прежде всего логопед рекомендует
индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Учитывая
индивидуальные
особенности
детей
компенсирующей
группы,
для
повышения
эффективности
усвоения
речевого
материала
логопеду
и
воспитателю
необходимо
постоянно
применять
новые
методы, приемы и технологии. На помощь приходит ТРИЗ технология.
Придумал
ее
Генрих
Саулович
Альтшуллер
—
родом
из
Баку
изобретатель
и
писатель-фантаст.
Г.
Альтшуллер
считал,
что
любого
человека
можно
обучить
творческой
деятельности.
Надо
только
познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать
изобретательские
задачи.
В
детский
сад
программа
ТРИЗ
пришла
в
1987
г.
благодаря
случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по
программе
ТРИЗ
с
детьми
школьного
возраста,
но
по
ошибке
слушателей
привезли
в
детский
сад
в
подготовительную
группу.
Это
недоразумение
позволило
тризовцам
«открыть»
для
себя
способности
детей-дошкольников
и
новый
возраст
приобщения
ребенка
к
решению
изобретательских
задач.
В
настоящее
время
приемы
и
методы
ТРИЗ
с
успехом
используются
в
детских
садах
для
развития
у
дошкольников
смекалки,
изобретательских
способностей,
творческого
воображения,
диалектического
мышления.
Как
показала
практика,
такая
ТРИЗ-технология,
как
«Кольца
Луллия»,
стала
в
дошкольном
образовании
популярным,
занимательным
и
эффективным
методическим
приемом,
посредством
которого
можно
до стичь
развития
у
дошкольников
познавательных,
р еч е в ы х ,
художественно-эстетических,
личностных
качеств.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал
логическую
машину в виде бумажных кругов. Ее можно прекрасно использовать как
средство развития речи у дошкольников. «Кольца
Луллия» - это что-то
в
виде
компьютера,
только
для
слов.
Простота
конструкции
позволяет
применять
ее
в
детском
саду
и
использовать
в
разных
видах
организованной
деятельности,
включая
закрепление
речевых
навыков
по
рекомендации
логопеда.
Кольца
Луллия
представляют
собой
три
подвижных
круга
разного
диаметра.
Эти
круги
накладываются
друг
на
друга
и
объединяются
общей осью. Данные круги делятся на
сектора, и на них размещаются
рисунки, либо слова, либо цифры, в зависимости от того, что вы хотите
получить.
Для
детей
4-го
года
жизни
используют
2
круга,
разбитых
на
4
сектора;
5-го
года
2-
3круга,
разбитых
на
6
секторов,
6-го
года
2-
3
и
более кругов, разбитых
на 8 секторов.
Итак,
рассмотрим,
как
проводится
игра-занятие.
Сначала
воспитатель
должен
показать
и
рассказать,
что
это
за
пособие.
Можно
подключить
фантазию
и
рассказать,
что
это
волшебное
колесо,
которое
помогает
узнать
много
нового
и
отправиться
в
фантастический
мир.
Воспитатель
показывает
детям
и
объясняет,
что
данное
колесо
состоит
из
секторов,
на
которых
можно
поместить
картинки,
и
подробно
рассказать,
что
находится
на
первом
круге,
втором
и
третьем
круге.
Например,
при
изучении
темы
«Профессии»
на
первом
круге
раскладываются люди в рабочей форме, на 2-ом круге – инструменты, с
которыми
они
работают,
на
третьем
–
транспорт
или
учреждение,
где
они
работают.
Сначала
даётся
реальная
задача.
Милиционер,
его
инструмент
жезл
и
ездит
он
на
полицейской
машине.
Вот
получается
в
пределах
одного
сектора
логическая
реальная
задача.
Далее
составление
несоответствия.
Врач
с
жезлом
едет
на
работу
на
полицейской
машине.
Дети
должны
исправить
воспитателя.
Далее
воспитатель
предлагает
фантастическую
задачу,
когда
круги
раскручиваются
в
хаотичном
порядке
и
любая,
выпавшая
комбинация,
дети
должны
составить
по
ней
фантастический
рассказ.
Пожарный
с
фонендоскопом
на
полицейской
машине.
Как
же
так
произошло,
какое
было
событие,
что
пожарный
оказался
с
фонендоскопом
и
поехал
на
полицейской
машине.
Дети
придумывают
фантастические
рассказы.
После
того,
как
воспитатель
всё
это
показал,
и
дети
научились
работать,
они
уже
сами
друг
другу
загадывают
реальные
и
фантастические
задачи.
Целесообразно,
чтобы
у
воспитателя
была
картотека
изображений
к
данному
пособию.
Можно
выделить
этапы
участия
логопеда
(воспитателя)
в
играх
с
«Кругами
Луллия»:
логопед
(воспитатель)
непосредственно
участвует
в
игре.
Предлагает
ее,
рассказывает
правила,
ее
развитие,
окончание,
распределяет
участие,
помогает
оформить
ее
словесно;
логопед
(воспитатель)
косвенно
воздействует
на
поведение
и
речь
детей,
участвуя
в
играх
на
второстепенных
ролях.
Дети
выбирают
ведущего,
устанавливают
очередность
в
игровых
действиях,
и
оформляют результат игры в речи;
логопед
(воспитатель)
осуществляет
общий
контроль
на
занятии
или
в
свободной
игровой
деятельности.
Дети
самостоятельно
планируют,
развивают
и
завершают
игру,
сопровождая
ее
высказываниями
и
используя
речевые
умения
и
на выки,
полученные
в
ходе
коррекционной
логопедической
работы.
логопед
(воспитатель)
осуществляет
обучающее
руководство
речевыми
играми
и
создает
условие
для
проявления
речевой
активности
детей,
углубления
и
расширения
их
игровых
интересов,
для
усвоения
навыков
произвольного
поведения
и
воспитания
правильной
речи.
Нельзя
не
отметить
универсальность
игрового
пособия.
Используя
лишь
несколько
кругов,
можно
получить
либо
разные
варианты
игры,
либо
дополнение
к
проводимой
игре.
Самостоятельно
дети
играют
с
«Кругами
Луллия»
в
свободно е
время,
закрепляя
м ат е р и а л ,
отработанный
на
занятиях
с
логопедом,
воспитателем.
Дети
с
удовольствием
самостоятельно
заменяют
круги,
комбинируют
задания,
пытаются
сами
определить
цель
и
ход
игры.
Данное
пособие
можно
использовать
в
работе
с
дошкольниками
от
3-х
до
7лет.
Оно
м н о го фу н к ц и о н а л ь н о
и
ф о рм и руе т
н а в ы к и
с о т р уд н и ч е с т в а ,
взаимодействия
и
самостоятельности.