Автор: Федорова Олимпиада Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кюкяйская СОШ им.А.К.Акимова"
Населённый пункт: с.Кюкяй Сунтарский улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Раздел: начальное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Федорова Олимпиада Андреевна, учитель начальных классов, Отличник образования РС(Я)
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире
электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать
координатором
информационного
потока.
Следовательно,
учителю
необходимо
владеть
современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном
языке с ребёнком.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение
кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей,
развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране
наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему
“учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание –
компьютерное
обучение.
Одной
из
основных
частей
информатизации
образования
является
использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Использование ИКТ на различных занятиях в начальной школе позволяет перейти от
объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок
становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению
знаний учащимися.
Занятия с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня
стали
нормой
работы.
Информатика
и
ИКТ
–
это
области
знаний,
которые
идут
вперед
стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться. Участие в
семинарах позволяет мне не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей
деятельности.
Обмен
опытом
с
единомышленниками
позволяет
узнавать
новые
интересные
приемы,
методы,
новшества,
которые
каждый
открывал
для
себя
ежедневным
кропотливым
трудом.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо
владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать
активизации
познавательной
сферы
обучающихся,
успешному
усвоению
учебного
материала
и способствовать
психическому
развитию
ребенка.
Следовательно,
ИКТ
должно
выполнять
определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации,
воспринять её, запомнить, а не в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как
вспомогательный
элемент
учебного
процесса,
а не основной.
Учитывая
психологические
особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана
и дозирована.
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических
пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам,
и т. д.);
проведение
занятий
с использованием ИКТ
(применение
ИКТ на
отдельных
этапах
занятия,
использование
ИКТ для
закрепления
и контроля
знаний,
организация
групповой
и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).
Использование
ИКТ
в
начальной
школе
не
только
позволяют
повысить
эффективность
преподавания,
но
и
более
рационально
использовать
время
и
силы
учителя.
Как
же
это
происходит? Где же ИКТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот
вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта.
Подбор
иллюстративного
материала
к
уроку
и
для
оформления
стендов,
класса
(сканирование, Интернет; принтер, презентация).
Подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, русский
язык, математика, литературное чтение, знакомство со сценариями праздников и внеклассных
мероприятий.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности урока.
Русский язык
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно.
Я разработала мультимедийные презентации и с успехом использую их на внеаудиторных занятиях
по русскому языку для знакомства с новыми произведениями и писателями, на литературных
викторинах, играх и т.д.
При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции:
учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Заключение
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов
инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить
компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-
настоящему
развивающим
и
познавательным.
Использование
информационных
технологий
позволяет
мне
осуществить
задуманное,
сделать
урок
современным.
Использование
компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности
учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению
главной задачи образовательной политики.
Анализируя
опыт
использования
ИКТ
на
различных
уроках
в
начальной
школе,
можно
с
уверенностью
сказать,
что
использование
информационно-коммуникативных
технологий
позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам.
Ожидаемые результаты.
положительная мотивация на уроках с применением ИКТ, создание условий для получения
учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных
технологий в учебном процессе;
умение
разрабатывать
современные
дидактические
материалы
и
эффективное
их
использование в учебном процессе;
возможность
организации
промежуточного
и
итогового
контроля
знаний
с
помощью
компьютерных программ.
повышение уровня использования наглядности на уроке,
повышение производительности урока.
появляется
возможность
организации
проектной
деятельности
учащихся
по
созданию
презентаций.
создавая
или
используя
информационные
технологии,
вынуждена
обращать
огромное
внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на
уровне знаний учащихся.
применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения
оперировать полученными знаниями.