Автор: Гейнц Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д⁄ 78
Населённый пункт: Город Ставрополь
Наименование материала: Перспективное планирование
Тема: "Перспективный план работы по ЗОЖ в средней группе ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Перспективный план работы по ЗОЖ в средней группе на 2018 уч. год.
Сентябрь. 1 неделя.
Игровое задание: пройти небольшое расстояние с завязанными глазами. Анализ
опасности задания для здоровья.
Чтение «Айболит» Чуковского – формировать интерес к книге.
Беседа «Как я буду заботиться о своем здоровье» - формирование понимания
важности заботы о собственном здоровье.
Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках» - загадывание загадок. Пословицы и
поговорки. Развитие познавательного интереса.
Валеология: «Что поможет мне быть здоровым?» - Дать детям понятия «болезнь» и
«здоровье».
Сентябрь. 2 неделя.
Д\и «Ровным кругом». Уточнить знания о предметах личной гигиены.
Чтение «Юля – чистюля» - воспитание навыков культуры гигиены через
литературное произведение.
Беседа «Почему мы моем руки». Формирование понимания важности заботы о
собственном здоровье.
Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках». Пословицы и поговорки. Развитие
познавательного интереса.
Валеология: «Из чего я состою?» Чем я похож и чем отличаюсь от животных?
Строение тела человека и животных.
Сентябрь. 3 неделя.
С/и «Поликлиника» - закрепить знания о предметах, необходимых для работы
врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.
Чтение потешек о чистоте и здоровье. Формировать интерес к устному народному
творчеству.
Беседа «Я хочу расти здоровым» - воспитание положительных моральных качеств.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Мойдодыр» К. Чуковского. Воспитание
навыков культуры гигиены через литературное произведение.
Валеология: «Почему мы двигаемся и ходим прямо?» Что держит мое тело: скелет,
позвоночник, осанка.
Сентябрь. 4 неделя.
Д\и «Скажи, что делают этими
предметами».
Активизировать в речи детей
глаголы и употребление с ними существительных.
Чтение «Приятного аппетита» Г. Зайцев. Воспитывать правила поведения за
столом.
Беседа «Болеть – это хорошо или плохо» - формирование понимания важности
заботы о собственном здоровье.
Пословицы и поговорки
Валеология: Практическое занятие. Какие упражнения помогают формировать
правильную осанку? Как их выполнять и в каких условиях?
Октябрь. 1 неделя.
Д\и «Определи овощи, фрукты по вкусу» - значение полезных продуктов для
здоровья и настроения.
Чтение «Овощи» Тувима. Формировать интерес к книге.
Беседа «О здоровой пище». Формировать представление о том, что здоровье
зависит от питания.
Загадывание загадок о фруктах и овощах. Развитие воображения, познавательного
интереса детей.
Валеология: «Значение дыхания для жизнедеятельности организма». Дыхательная
гимнастики для малышей.
Октябрь. 2 неделя.
Д\и «Съедобный грибок положи в кузовок». Учить отличать съедобные грибы от
ядовитых.
Чтение «Под грибом» Сутеев. Закрепить представления о правилах поведения в
лесу.
Беседа «Опасные грибы». Рассказать, что в пищу можно употреблять съедобные
грибы после обработки (варки, засолки).
Продуктивная деят. «Консервируем грибы». Отличать съедобные грибы от ядовитых.
Валеология: «Живой моторчик внутри меня». Что нужно делать, чтобы уберечь
сердце от болезней?
Октябрь. 3 неделя.
Д\и «Подбери картинки» - уточнить представления о предметах личной гигиены.
Чтение «Кто умеет» А. Кузнецова. Закреплять представления о правилах личной
гигиены.
Беседа «Что такое личная гигиена». Уточнить и систематизировать знания о
необходимости гигиенических процедур.
Просмотр м/фильма «Мойдодыр». Формировать навыки здорового образа жизни.
Валеология: «Зачем мы едим?» Что помогает переваривать пищу? Мое любимое
блюдо.
Октябрь. 4 неделя.
Д\и «Чудесный мешочек». Формировать умение определять предметы на ощупь,
называть и описывать их.
Чтение «Разговор о правильном питании» М. Безруких. Закрепить значение
полезных продуктов для сохранения здоровья.
Беседа «Полезные плоды». Дать детям знания о пользе для здоровья орехов.
Игра
–
имитация
А.
Барто
«Санитарная
песенка».
Воспитывать
бережное
отношение к своему здоровью.
Валеология: «В гостях у королевы Зубной щетки». Зубы, их назначение. Правила
ухода за зубами.
Ноябрь. 1 неделя.
Д\и «Таня простудилась». Закрепить представление детей о здоровом образе жизни.
Чтение «Дружи с водой» Г. Зайцев. Формировать навыки здорового образа жизни.
Беседа «Чистота и здоровье». Развивать понимание значения гигиенических
процедур.
Эксперимент. деятельн. «Поможем воде стать чистой». Развивать познавательный
интерес детей.
Валеология: «Органы чувств». Ухо. Как мы слышим звуки? Правила ухода за органами
слуха.
Ноябрь. 2 неделя.
Д/и «Вымоем куклу»-закрепить название предметов личной гигиены.
Чтение «Девочка чумазая» А. Барто. Формирование навыков контроля за
выполнением правил личной гигиены.
Беседа «Для здоровья очень важно»-значимость правил личной гигиены для
здоровья.
Продуктив. деятельн. «Мыло пенится в корыте, мы стираем-посмотрите»-дать
представление о том, что чистота-залог здоровья.
Валеология:
«Органы чувств». Нос. Для чего нам нужен нос? Какие быва¬ют
запахи? Гимнастика для носа.
Ноябрь. 3 неделя.
Д\и «Правила гигиены». Формирование понимания значения гигиенических
процедур для здоровья.
Чтение «Купание» З. Александрова. Формировать интерес к книге.
Беседа «Надо, надо умываться». Уточнить представления о предметах личной
гигиены.
Эксперимент. деятельн. «Опыты с водой». Знакомство со свойствами воды для личной
гигиены.
Валеология: «Органы чувств. Язык». Как мы определяем вкус пищи? Что еще можно
делать языком? Зарядка для языка.
Ноябрь. 4 неделя.
Просмотр м/фильма «Смешарики. Чистые руки». Закрепить знания о
необходимости гигиенических процедур.
Чтение «Микробы». Формировать представление о правильном уходе за своими
руками.
Беседа «Что такое микробы». Формировать представление детей о микробах.
Презентация «Микробы и вирусы-ужасные вредилусы». Подвести детей к выводу о
необходимости содержать тело в чистоте.
Валеология: «Одежда нашего организма — кожа». Как она защищает наш организм?
Как мы защищаем ее от повреждения?
Декабрь. 1 неделя.
Д\и «Запомни движение». Формировать творческое отношение к себе.
Чтение «Румяные щечки» С. Прокофьев. Формировать у детей навыки
здорового образа жизни.
Беседа «Страна волшебная – здоровье». Дать общее представление о здоровье
как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться.
Пословицы и поговорки о здоровье.
Валеология: «Враги нашего организма: микробы, бактерии». Засоренность
окружающей среды.
Декабрь. 2 неделя.
Д\и «Посылка от обезьян». Развитие спортивных и двигательных навыков.
Чтение «Про нос и язык» Е. Пермяк. Воспитание основ ЗОЖ через
художественную литературу.
Беседа «Для здоровья очень важно». Формировать представление о важности
соблюдения профилактических мероприятий по предупреждению травматизма.
Эксперимент. деят. «Определение частоты сердечных сокращений до и после бега».
Развивать познавательный интерес.
Валеология: «Лекарства для здоровых». Зеленые помощники человека: фиточаи,
фитосреда, аромотерапия.
Декабрь. 3 неделя.
Упражнение «Послушай, зажав уши». Воспитывать интерес к своему телу и заботу
о нем.
Чтение «Почему у человека 2 руки и 1 язык» С. Маршак. Развитие познавательного
интереса детей.
Беседа «Как защитить уши». Уточнить правила ухода за ушами.
Продуктивн. деятельн. «Обведем ладошку». Развивать творческую деятельность
детей.
Валеология: «В гостях у Мойдодыра». Предметы личной гигиены.
Декабрь. 4 неделя.
Д\и «Угадай по звуку». Развивать слуховое внимание, умение различать звуки.
Чтение «Язык и уши» В. Бондаренко. Уточнить знания о роли органов чувств.
Беседа «Как предупредить болезни». Формирование представлений о профилактике
и предупреждении заболеваний.
Загадки о частях тела. Развивать познавательный интерес.
Валеология: «Зачем человеку сон?» Гигиена сна. Одежда для сна и подготовка ко
сну. Познакомить с правилами здорового сна.
Январь. 2 неделя.
Д\и «Узнай по описанию». Называть предмет по характерным признакам.
Чтение «Полезные продукты» Л. Зильберг. Помочь детям понять, что здоровье
зависит от правильного питания.
Беседа «Витамины для здоровья». Познакомить с понятием «витамины» и
продуктами, в которых они встречаются.
Экскурсия на кухню. Уточнить представления детей о работниках кухни.
Валеология: «Гигиена ухода за собой». Уход за кожей, волосами, ногтями. Правила
принятия ванны.
Январь. 3 неделя.
Д\и «Угадай по вкусу». Определять продукты по вкусовым качествам.
Чтение «Федорино горе» К. Чуковский. Формировать основы ЗОЖ через
литературное произведение.
Беседа «Волшебные витамины-где они живут». Расширять знания детей о
продуктах, в которых живут витамины.
Продуктив. деятельн. «Витаминки». Различать витамины А, В, С, Д по цвету.
Валеология: «Кто
живет
в
моей
голове?»
Свойства
мозга:
память,
мышление.
Логические задачи для малышей.
Январь. 4 неделя.
Д\и «Назови правильно». Закрепить название отдельных витаминов.
Чтение «Замарашка» К. Кузнецов. Воспитывать у детей опрятность.
Беседа «Лук от семи недуг». Познакомить детей с лечебными свойствами лука.
Продуктив. деятельн. «Посадка лука». Развитие познавательного интереса детей.
Валеология: «Волшебные
точки».
Точечный
массаж
Правила
нахождения
волшебных точек.
Февраль. 1 неделя.
Просмотр м\фильма «Королева зубная щетка». Знакомить детей с правилами ухода
за зубами.
Чтение «Зубки заболели» А. Анпилов. Формировать представление о значении
здоровых зубов для здоровья организма.
Беседа «Чтоб кусался зубок». Учить детей правильно ухаживать за зубами.
Продуктивн. деятельн. «Зубки». Развитие творческой деятельности детей.
Валеология: «Как человек учился ходить?» Самые древние движения человека. Как
человек учился их выполнять?
Февраль. 2 неделя.
Электронная д\и «Предметы личной гигиены». Правильно называть предметы
туалета.
Чтение потешек о КГН. Развитие познавательного интереса к КГН.
Беседа «Как я чищу зубы». Закреплять умение чистить зубы правильно.
Чтение «Крепкие-крепкие зубы» Г. Зайцев. Формировать представление о
необходимости ухода за зубами.
Валеология: «Положительный эмоциональный фон — помощник здоровья». Что нужно
делать, чтобы всегда было хорошее настроение?
Февраль. 3 неделя.
Д\и «Полезно-вредно». Уточнить пользу твердых и мягких продуктов для
сохранения здоровья зубов.
Загадки о предметах личной гигиены. Развитие воображения детей.
Беседа «Здоровые зубы». Активизировать в речи слова, обозначающие действие.
Продуктивн. деятельн. «Вылечим зубки». Внимательно относиться к себе.
Валеология: «Подвижные игры». Влияние подвижных игр на здоровье человека.
Меры безопасности. Практическое занятие.
Февраль. 4 неделя.
Д\и «В гостях у королевы зубной щетки». Закрепить правила ухода за зубами.
Чтение «Как лечили мишку» Е. Шиловский. Формировать представление о
необходимости обращения к врачу.
Беседа «Здоровые зубы, здоровью любы». Объяснить, почему необходимо беречь
зубы с детства.
С/р игра «У стоматолога». Формирование необходимости лечения зубов у стоматолога.
Валеология:
«Положительный эмоциональный фон — помощник здоровья». Что
нужно делать, чтобы всегда было хорошее настроение?
Март. 1 неделя.
Д\и «Угадай по запаху». Развивать навыки исследования предметов с помощью
соответствующего органа чувств.
Чтение «Чей нос лучше» В. Бианки. Систематизировать знания об органах чувств
на примере литературного произведения.
Беседа «Наш верный помощник – нос». Формировать представление о помощнике
человека (нос).
Проигрывание ситуаций. Предупреждение травматизма носа.
Валеология: «Растения, очищающие воздух. Растения, дающие нам силу и энергию».
Март. 2 неделя.
Д\и «Угадай, что изменилось». Развивать зрительную память и внимание детей.
Чтение «Ребятишкам про глаза» Н. Орлова. Показать, что полезно, а что вредно для
глаз.
Беседа «Наши глаза». Закрепить знания о внешнем строении глаза.
Проигрывание ситуаций. Предупреждение травматизма глаз.
Валеология: «Уроки маленького принца». Доброта, стремление помочь другу, помощь
старшим — показатель культуры здорового нравственно
и
физически
человека
(психогимнастика).
Март. 3 неделя.
Д\и «Полезно-вредно». Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему
организму.
Чтение «Большая книга правил для воспитанных детей» Г. Шалаева. Воспитание
культуры поведения в различных ситуациях.
Беседа о сострадании к незрячим и глухим людям. Воспитывать желание оказать
им помощь.
Эксперимент. деятельн. «Почему молоко полезно». Формирование представления о
пользе молочных продуктов для организма.
Валеология: «Путешествие в мир прекрасного». Музыка, движения, эмоции (элементы
ритмической гимнастики, релаксация).
Март. 4 неделя.
Д\и «Таня простудилась». Воспитывать чувство сострадания, заботы о больном.
Чтение «Прогулка» А. Барто. Формировать представление о пользе прогулок для
здоровья.
Беседа «Что делать, если заболеем». Воспитывать бережное и заботливое
отношение к своему организму.
Эксперимент. деятельн. «Греет ли шуба». Подвести к пониманию важности
двигательной активности.
Валеология: «Аптека на кухне». Чай пить — здоровым быть! Народные традиции
чаепития.
Апрель. 1 неделя.
Д\и «Назови вид спорта». Формировать представления о различных видах спорта
(футбол, плавание, бокс, гимнастика и др.).
Мини-поход на школьный стадион. Развитие интереса и желания заниматься
спортом.
Беседа «Кто спортом занимается». Формировать представление о значимости
занятий спортом для здоровья.
Пословицы и поговорки о спорте и здоровье. Развитие познавательного интереса.
Валеология: «Природа и человек». Как себя вести при выходе на природу. Берегите
парки и леса.
Апрель. 2 неделя.
Д\и «Разложи картинки по порядку». Систематизировать знания детей о здоровье и
здоровом образе жизни.
Чтение «О том, как мальчуган здоровье закалял» М. Витковская. Воспитывать
желание закаляться, быть здоровым.
Беседа «Для чего нужна зарядка». Приобщать детей к регулярным занятиям
спортом.
Продуктивн. деятельн. «Мы делаем зарядку». Развивать творческие способности в
придумывании упражнений для утренней гимнастики.
Валеология: Город, люди, машины: правила поведения на улице, в транспорте.
Апрель. 3 неделя.
С/р игра «Физкультурное занятие в д\саду». Развивать интерес к спортивным
играм.
Чтение «Наша зарядка» Е. Кан. Приучать к регулярному выполнению утренней
гимнастики.
Беседа «С утра до вечера». Познакомить детей с распорядком дня. Показать
важность соблюдения режима в укреплении здоровья.
Самомассаж «Петушок». Совершенствовать двигательные навыки и умения.
Валеология: Как вести себя с незнакомыми людьми, при отсутствии дома взрослых.
Апрель. 4 неделя.
Д\упр. «Силачи». Укреплять мышцы крупной мускулатуры.
Чтение «Закаляйся!» В. Лебедев-Кумач. Побуждать высказывать свое мнение о
закаливании.
Беседа «Со спортом дружить-здоровым быть». Развивать умение рассуждать,
делать выводы.
Массаж биологически активных точек «Солнышко». Упражнять в выполнении
элементарного массажа .
Валеология: Опасность в доме. Чего нельзя делать, когда в доме нет взрослых? Опасные
предметы.
Май. 1 неделя.
Д\и «Помоги зайке сберечь здоровье». Закрепить знания о ЗОЖ.
Чтение «Мимоза» С. Михалков. Уточнить важность одевания на прогулку в
соответствии с погодой.
Беседа «Мы были в гостях у врача». Учить не боятся докторов.
Игровое упр. «Вызываем скорую помощь». Научить пользоваться телефоном,
познакомить с номером «03».
Валеология: Практическое занятие. Игры-тесты, игры-задания на закреплений знаний
о ЗОЖ..
Май. 2 неделя.
Д\и « Эстафета». Закреплять представления о предметах личной гигиены
.
Чтение «Осторожно, лекарства» Е. Шкловский. Подвести к пониманию
опасности самолечения.
Беседа об опасности чрезмерного потребления сладостей для здоровья. Рассказать
о пользе и вреде сладостей.
С/р игра «Аптека». Отражать в игре трудовые действия работников аптеки, расширять
словарный запас.
Валеология: Практическое задание. «Веселая гимнастика». Повторение комплексов
гимнастики для различных частей тела и органов.
Май. 3 неделя.
Д\и «Скорая помощь». Знакомить детей с правилами по оказанию первой помощи.
Чтение «Дети, которые плохо едят в детском саду» Э. Успенский. Формировать
навыки ЗОЖ.
Беседа «Я знаю, что полезно для здоровья». Уточнить и закрепить представление о
том, что полезно для здоровья.
Экскурсия в медкабинет. Уточнить представление детей о мед. работниках. Обратить
внимание на трудовые действия.
Валеология: Дыхательная гимнастика на свежем воздухе. Закрепить практический
материал по проведению дыхательной гимнастики на свежем воздухе.
Май. 1 неделя.
Д\и « Найди опасные предметы». Закрепить знания о предметах, опасных для
здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях
неосторожного обращения с ним.
Чтение «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» Г. Шалаева.
Формирование культуры поведения в кабинете врача.
Беседа «Врачи-наши помощники». Учить детей не бояться докторов.
Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
«Неболейка». Воспитывать желание заботиться о своем организме, его здоровье.
Валеология: Путешествие по сказкам книги А. К. Лаптева «Тайна пирамиды здоровья».
Познакомить детей с персонажами книги А. К. Лаптева «Тайна
пирамиды здоровья».