Напоминание

«Развитие связной речи и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игровую и творческую деятельность»


Авторы: Хамитзянова Ирина Вячеславовна, Левашова Наталья Григорьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБОУ Школа №69 г.о. Самара, дошкольное отделение
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: «Развитие связной речи и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игровую и творческую деятельность»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие связной речи и фонематического восприятия

у детей дошкольного возраста

через игровую и творческую деятельность»

Цель:

повысить

компетентность

родителей

в

умении

выявлять

проблемы

развития речи ребенка.

Задачи:

пополнить информационный багаж знаний родителей о развитии речи

ребенка 5-6 лет;

формировать

у

родителей

представление

о

взаимосвязях

речи

и

мышления;

знакомить родителей с приемами, упражнениями и играми направленных

на улучшение развития речи;

сформировать желание родителей пользоваться полученными знаниями в

повседневной жизни детей.

Форма родительского собрания: «Семинар с игровой деятельностью»

Предварительная работа:

Оформить стенд в стиле русского народного творчества;

Оформить группу портретами русских писателей, цитатами известных

педагогов и психологов;

Создать памятки для родителей «Как вырастить читающего ребенка»;

Приготовить раздаточный материал для игр;

Магнитная

доска

со

смайликами,

нацеленные

на

рефлексию

по

проведенному собранию.

План проведения родительского собрания:

1

. Вводное

слово.

Выступление

воспитателя

Хамитзяновой

И.В.

«О

необходимость всестороннего развития речи у детей дошкольного возраста»

2. Выступление специалиста «Классификация нарушений речи ребенка»

3 . Основной этап. Игровой практикум воспитателя Левашовой Н.Г. «Игры на

развитие речи»

4

. Заключительное

слово.

Выступление

воспитателя

Хамитзяновой

И.В.Подведение итогов, рекомендации, памятки для родителей.

1 . Вводное слово. Выступление воспитателя Хамитзяновой И.В. «О

необходимость

всестороннего

развития

речи

у

детей

дошкольного

возраста»

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы»,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей

степени зависит, каким человеком станет. В дошкольном и младшем школьном

возрасте

происходит

формирование

характера,

мышления,

речи

человека.

Может быть, все то, что происходит в уме и сердце ребенка из книги, как раз и

происходит лишь потому, что рядом с книгой — окружающий мир, в котором

малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам

может открыть и прочитать книгу» В.А.Сухомлинский.

Развитие речи ребенка является важнейшей задачей семьи и детских

дошкольных учреждений: «Кто много читает, тот много и знает», «Книга - твой

друг, без нее, как без рук».

Язык и мышление неразрывно связаны между собой. Недостатки речи

могут задерживать умственное развитие: ведь речь служит выражением мысли,

формирует

мышление.

Отсутствие

правильной

и

развитой

речи

затрудняет

нормальное и правильное развитие ребенка.

На

семью,

как

и

на

дошкольное

учреждение,

ложится

большая

ответственность

в

воспитании

и

развитии

ребенка.

Наибольшего

успеха

в

развитии

и

воспитании

детей

можно

достигнуть

лишь

тогда,

когда

между

детским садом и семьей существует взаимопонимание и тесная взаимосвязь.

Но чтобы семья могла оказать всестороннюю помощь детскому саду в

развитии

и

воспитании

ребенка,

она

должна

иметь

представление

о

педагогической работе. Поэтому мы поставили перед собой цель — помочь

родителям

в

вопросах

воспитания

у

ребенка

правильной,

чистой

речи,

обеспечить

практическим

материалом,

который

можно

рекомендовать

родителям для закрепления у детей правильного речевого развития в условиях

семьи.

Уважаемые родители хотим обратить ваше внимание на то, что развитие

речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

воспитание звуковой культуры речи;

обогащение активного и пассивного словаря;

формирование грамотного строя речи;

развитие связной речи;

развитие интонационной выразительности речи.

Так же мы хотели бы обратить ваше внимание на то, какие бывают

нарушения речи.

2

. Слово

предоставляется

логопеду

МБОУ

Школа

№69

«Классификация нарушений речи ребенка»

Здравствуйте,

уважаемые

родители.

Хотела

бы

ознакомить

вас

с

классификацией речевых нарушений:

1.Брадилалия

медленная

речь

из-за

сложности

в

членораздельном

произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга;

2.Брадифразия

развитие

медленной

речи

вследствие

медленного

мышления,

которое

является

результатом

местного

заболевания

головного

мозга;

3.Алалия — полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения

речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект;

4.Тахилалия — слишком быстрое произношение речи без лексических,

фонетических и грамматических дефектов;

5.Дизартрия — нарушение произношения из-за ограничения подвижности

органов

речи

вследствие

нарушения

их

иннервации.

Возникает

из-за

повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга;

6.Заикание — это нарушение темпо — ритмического течения речи из-за

судорожного статуса речевых органов;

7.Гнусавость — нарушение тембра голоса с искажением произношения

из-за патологии носовой полости (ринолалия);

8.Дислалия — нарушение произношения звуков при нормальных слухе и

работе речевых органов;

9.Афазия

системное

нарушение

ранее

сформировавшейся

речи

вследствие органических поражений речевых отделов мозга;

Хочется отметить, что нарушения в устной речи в дальнейшем ведут к

нарушениям письменной речи, если вовремя не заострить внимание.

10.Дисграфия и дислексия — это неспособность овладеть письмом при

нормальном развитии интеллекта.

Так же мы разработали методику работы с семьями воспитанников, в

которую вошли ряд игр направленных на развитие речи. И для того, чтобы она

помогала в работе необходимо следовать следующим рекомендациям:

следите за правильным произношением детей;

исправляйте ошибки при произношении слов сложной слоговой

структуры;

совместно

с

детьми

читайте

книги,

рассматривайте

картинки,

сочиняйте собственные сказки;

обращайте

внимание

на

то,

чтобы

предложения

были

грамматически правильно оформлены;

используйте каждую минуту для накопления словарного запаса, во

время путешествий, развивайте речь ребенка, беседуя о всех приобретенных

впечатлениях.

Поэтому необходимо, как можно раньше начать комплексный подход к

исправлению имеющейся патологии. Спасибо за внимание!

3. Игровой практикум: воспитатель Левашова Н.Г.

Игра-викторина «В гостях у сказки»

Цель: пополнить словарный запас посредством ознакомления со сказками

русских писателей.

Материалы: мешочек ,иллюстрации к сказкам, портреты авторов, фишки.

Все мы любим, читать и слушать сказки. Сказка — это удивительный,

волшебный

мир,

в

котором

происходят

самые

необыкновенные

чудеса.

Благодаря сказкам, у детей развивается воображение, увеличивается словарный

запас. Сказок в мире великое множество, так давайте сегодня, вспомним сказки

и их авторов, и выигрывает тот, кто больше получил фишек!

Ход игры:

-Достаем иллюстрацию из мешочка!

-Угадай сказку!

-Соотнеси картинку из сказки с портретом автора!

-Правильный ответ! Молодец - получи фишку!

Дидактическая игра на воображение: «Расскажи и покажи»

Цель: создать картинку по сюжету рассказываемого стихотворения.

Материалы:

цветное

полотно,

коробка

с

вырезанными

из

картона

картинками.

Ход игры:

Перед ребенком находится цветное полотно и коробка с картинками.

Воспитатель

предлагает

родителю(ребенку)

вспомнить

и

рассказать

стихотворение(заранее выученное или любое из тех, которое уже знает)

Родитель (ребенок) во время проговаривания стихотворения выбирает из

предложенных вырезанных картинок нужные для создания своего сюжета:

…... и тропинка, и лесок

- В поле каждый колосок.

-

Речка,

небо

голубое.....родитель

(ребенок)

выбирает

необходимые

картинки и раскладывает их на полотне.

По

окончанию

игры,

на

цветном

полотне,

появляется

полноценная

картина!

Эмоциональная

окраска

данной

игры

способствует

стремлению

пережить

этот

период

снова

и

снова,

позволяя

тем

самым

увеличивать

словарный запас.

Игра на развитие воображения и речи: «Фантазеры»

Цель: научиться составлять рассказы ,пользуясь воображением.

Материалы: рисунки детей

Воспитатель

раздает

родителям

(детям)заранее

нарисованные

рисунки

детей и предлагает поиграть:

-Давайте посмотрим, что изображено у вас на рисунке? (ответы детей)

-Давайте опишем свои рисунки.

теперь

я

предлагаю

вам

определенное

слово

например

-

«друг»,

давайте немного подумаем и составим маленький рассказ по своему рисунку с

использованием данного слова.

Итогом игры является: рассказы детей и эмоциональная отзывчивость

на задание.

Данная

игра

сближает

взрослых

и

детей,

позволяет

развивать

воображение, мышление и речь.

4 . Заключительное слово. Выступление воспитателя Хамитзяновой И.В.

Подведение итогов, рекомендации, памятки для родителей.

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает

войти ребенку в наш мир, открывает широкие возможности для общения со

взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает

свои

мысли

и

взгляды.

Известно,

что

речь

не

является

врожденной

способностью

человека.

Она

формируется

постепенно

в

процессе

роста

и

развития ребенка. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Речи

необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен

слышать

правильную,

грамотную,

художественно

-

эстетическую

речь.

Прививайте ребенку интерес к чтению, обсуждайте прочитанную книгу среди

членов семьи, знакомьте ребенка с авторами читаемых книг, воспитывайте

бережное отношение книгам. Все то, что делают родители(играют в игры,

совместно

читают,

рисуют,

придумывают

истории)

для

общего

и

речевого

развития своего ребенка имеет колоссальное значение для всей дальнейшей его

жизни Очень важно, что именно, и в каком виде, воспринимает слух ребенка в

раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы полноценного

развития.

Книга — лучший друг человека! Подарите ребенку книгу с дарственной

надписью,

добрыми

и

теплыми

пожеланиями.

Спустя

годы

это

станет

счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких

людях.

Спасибо за внимание!

А сейчас мы хотели бы раздать вам памятки:

«Как вырастить читающего ребенка!»

1. Читайте с ребенком каждый день не менее 10-15 минут;

2. Перед чтением уберите все отвлекающие предметы;

3. Во время чтения объясняйте ребенку значение новых слов;

4. Беседуйте с ребенком о прочитанном произведении;

5. Предложите ребенку отобразить прочитанное произведение в рисунке.



В раздел образования