Авторы: Хамитзянова Ирина Вячеславовна, Левашова Наталья Григорьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБОУ Школа №69 г.о. Самара, дошкольное отделение
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка родительского собрания
Тема: «Развитие связной речи и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игровую и творческую деятельность»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие связной речи и фонематического восприятия
у детей дошкольного возраста
через игровую и творческую деятельность»
Цель:
повысить
компетентность
родителей
в
умении
выявлять
проблемы
развития речи ребенка.
Задачи:
пополнить информационный багаж знаний родителей о развитии речи
ребенка 5-6 лет;
формировать
у
родителей
представление
о
взаимосвязях
речи
и
мышления;
знакомить родителей с приемами, упражнениями и играми направленных
на улучшение развития речи;
сформировать желание родителей пользоваться полученными знаниями в
повседневной жизни детей.
Форма родительского собрания: «Семинар с игровой деятельностью»
Предварительная работа:
Оформить стенд в стиле русского народного творчества;
Оформить группу портретами русских писателей, цитатами известных
педагогов и психологов;
Создать памятки для родителей «Как вырастить читающего ребенка»;
Приготовить раздаточный материал для игр;
Магнитная
доска
со
смайликами,
нацеленные
на
рефлексию
по
проведенному собранию.
План проведения родительского собрания:
1
. Вводное
слово.
Выступление
воспитателя
Хамитзяновой
И.В.
«О
необходимость всестороннего развития речи у детей дошкольного возраста»
2. Выступление специалиста «Классификация нарушений речи ребенка»
3 . Основной этап. Игровой практикум воспитателя Левашовой Н.Г. «Игры на
развитие речи»
4
. Заключительное
слово.
Выступление
воспитателя
Хамитзяновой
И.В.Подведение итогов, рекомендации, памятки для родителей.
1 . Вводное слово. Выступление воспитателя Хамитзяновой И.В. «О
необходимость
всестороннего
развития
речи
у
детей
дошкольного
возраста»
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы»,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет. В дошкольном и младшем школьном
возрасте
происходит
формирование
характера,
мышления,
речи
человека.
Может быть, все то, что происходит в уме и сердце ребенка из книги, как раз и
происходит лишь потому, что рядом с книгой — окружающий мир, в котором
малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам
может открыть и прочитать книгу» В.А.Сухомлинский.
Развитие речи ребенка является важнейшей задачей семьи и детских
дошкольных учреждений: «Кто много читает, тот много и знает», «Книга - твой
друг, без нее, как без рук».
Язык и мышление неразрывно связаны между собой. Недостатки речи
могут задерживать умственное развитие: ведь речь служит выражением мысли,
формирует
мышление.
Отсутствие
правильной
и
развитой
речи
затрудняет
нормальное и правильное развитие ребенка.
На
семью,
как
и
на
дошкольное
учреждение,
ложится
большая
ответственность
в
воспитании
и
развитии
ребенка.
Наибольшего
успеха
в
развитии
и
воспитании
детей
можно
достигнуть
лишь
тогда,
когда
между
детским садом и семьей существует взаимопонимание и тесная взаимосвязь.
Но чтобы семья могла оказать всестороннюю помощь детскому саду в
развитии
и
воспитании
ребенка,
она
должна
иметь
представление
о
педагогической работе. Поэтому мы поставили перед собой цель — помочь
родителям
в
вопросах
воспитания
у
ребенка
правильной,
чистой
речи,
обеспечить
практическим
материалом,
который
можно
рекомендовать
родителям для закрепления у детей правильного речевого развития в условиях
семьи.
Уважаемые родители хотим обратить ваше внимание на то, что развитие
речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:
воспитание звуковой культуры речи;
обогащение активного и пассивного словаря;
формирование грамотного строя речи;
развитие связной речи;
развитие интонационной выразительности речи.
Так же мы хотели бы обратить ваше внимание на то, какие бывают
нарушения речи.
2
. Слово
предоставляется
логопеду
МБОУ
Школа
№69
«Классификация нарушений речи ребенка»
Здравствуйте,
уважаемые
родители.
Хотела
бы
ознакомить
вас
с
классификацией речевых нарушений:
1.Брадилалия
—
медленная
речь
из-за
сложности
в
членораздельном
произношении, которая развивается вследствие местной патологии мозга;
2.Брадифразия
—
развитие
медленной
речи
вследствие
медленного
мышления,
которое
является
результатом
местного
заболевания
головного
мозга;
3.Алалия — полное или частичное отсутствие речи вследствие поражения
речевых областей мозга, при этом сохраняется первичный интеллект;
4.Тахилалия — слишком быстрое произношение речи без лексических,
фонетических и грамматических дефектов;
5.Дизартрия — нарушение произношения из-за ограничения подвижности
органов
речи
вследствие
нарушения
их
иннервации.
Возникает
из-за
повреждения подкорковых и заднелобных отделов мозга;
6.Заикание — это нарушение темпо — ритмического течения речи из-за
судорожного статуса речевых органов;
7.Гнусавость — нарушение тембра голоса с искажением произношения
из-за патологии носовой полости (ринолалия);
8.Дислалия — нарушение произношения звуков при нормальных слухе и
работе речевых органов;
9.Афазия
—
системное
нарушение
ранее
сформировавшейся
речи
вследствие органических поражений речевых отделов мозга;
Хочется отметить, что нарушения в устной речи в дальнейшем ведут к
нарушениям письменной речи, если вовремя не заострить внимание.
10.Дисграфия и дислексия — это неспособность овладеть письмом при
нормальном развитии интеллекта.
Так же мы разработали методику работы с семьями воспитанников, в
которую вошли ряд игр направленных на развитие речи. И для того, чтобы она
помогала в работе необходимо следовать следующим рекомендациям:
следите за правильным произношением детей;
исправляйте ошибки при произношении слов сложной слоговой
структуры;
совместно
с
детьми
читайте
книги,
рассматривайте
картинки,
сочиняйте собственные сказки;
обращайте
внимание
на
то,
чтобы
предложения
были
грамматически правильно оформлены;
используйте каждую минуту для накопления словарного запаса, во
время путешествий, развивайте речь ребенка, беседуя о всех приобретенных
впечатлениях.
Поэтому необходимо, как можно раньше начать комплексный подход к
исправлению имеющейся патологии. Спасибо за внимание!
3. Игровой практикум: воспитатель Левашова Н.Г.
Игра-викторина «В гостях у сказки»
Цель: пополнить словарный запас посредством ознакомления со сказками
русских писателей.
Материалы: мешочек ,иллюстрации к сказкам, портреты авторов, фишки.
Все мы любим, читать и слушать сказки. Сказка — это удивительный,
волшебный
мир,
в
котором
происходят
самые
необыкновенные
чудеса.
Благодаря сказкам, у детей развивается воображение, увеличивается словарный
запас. Сказок в мире великое множество, так давайте сегодня, вспомним сказки
и их авторов, и выигрывает тот, кто больше получил фишек!
Ход игры:
-Достаем иллюстрацию из мешочка!
-Угадай сказку!
-Соотнеси картинку из сказки с портретом автора!
-Правильный ответ! Молодец - получи фишку!
Дидактическая игра на воображение: «Расскажи и покажи»
Цель: создать картинку по сюжету рассказываемого стихотворения.
Материалы:
цветное
полотно,
коробка
с
вырезанными
из
картона
картинками.
Ход игры:
Перед ребенком находится цветное полотно и коробка с картинками.
Воспитатель
предлагает
родителю(ребенку)
вспомнить
и
рассказать
стихотворение(заранее выученное или любое из тех, которое уже знает)
Родитель (ребенок) во время проговаривания стихотворения выбирает из
предложенных вырезанных картинок нужные для создания своего сюжета:
…... и тропинка, и лесок
- В поле каждый колосок.
-
Речка,
небо
голубое.....родитель
(ребенок)
выбирает
необходимые
картинки и раскладывает их на полотне.
По
окончанию
игры,
на
цветном
полотне,
появляется
полноценная
картина!
Эмоциональная
окраска
данной
игры
способствует
стремлению
пережить
этот
период
снова
и
снова,
позволяя
тем
самым
увеличивать
словарный запас.
Игра на развитие воображения и речи: «Фантазеры»
Цель: научиться составлять рассказы ,пользуясь воображением.
Материалы: рисунки детей
Воспитатель
раздает
родителям
(детям)заранее
нарисованные
рисунки
детей и предлагает поиграть:
-Давайте посмотрим, что изображено у вас на рисунке? (ответы детей)
-Давайте опишем свои рисунки.
-А
теперь
я
предлагаю
вам
определенное
слово
например
-
«друг»,
давайте немного подумаем и составим маленький рассказ по своему рисунку с
использованием данного слова.
Итогом игры является: рассказы детей и эмоциональная отзывчивость
на задание.
Данная
игра
сближает
взрослых
и
детей,
позволяет
развивать
воображение, мышление и речь.
4 . Заключительное слово. Выступление воспитателя Хамитзяновой И.В.
Подведение итогов, рекомендации, памятки для родителей.
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает
войти ребенку в наш мир, открывает широкие возможности для общения со
взрослыми и сверстниками. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает
свои
мысли
и
взгляды.
Известно,
что
речь
не
является
врожденной
способностью
человека.
Она
формируется
постепенно
в
процессе
роста
и
развития ребенка. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Речи
необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен
слышать
правильную,
грамотную,
художественно
-
эстетическую
речь.
Прививайте ребенку интерес к чтению, обсуждайте прочитанную книгу среди
членов семьи, знакомьте ребенка с авторами читаемых книг, воспитывайте
бережное отношение книгам. Все то, что делают родители(играют в игры,
совместно
читают,
рисуют,
придумывают
истории)
для
общего
и
речевого
развития своего ребенка имеет колоссальное значение для всей дальнейшей его
жизни Очень важно, что именно, и в каком виде, воспринимает слух ребенка в
раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы полноценного
развития.
Книга — лучший друг человека! Подарите ребенку книгу с дарственной
надписью,
добрыми
и
теплыми
пожеланиями.
Спустя
годы
—
это
станет
счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких
людях.
Спасибо за внимание!
А сейчас мы хотели бы раздать вам памятки:
«Как вырастить читающего ребенка!»
1. Читайте с ребенком каждый день не менее 10-15 минут;
2. Перед чтением уберите все отвлекающие предметы;
3. Во время чтения объясняйте ребенку значение новых слов;
4. Беседуйте с ребенком о прочитанном произведении;
5. Предложите ребенку отобразить прочитанное произведение в рисунке.