Напоминание

Рабочая программа внеурочной деятельности научно–познавательного направления «Моделирование самолётов»


Автор: Кузнецова Татьяна Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 30 им.Н.Н.Колокольцова
Населённый пункт: Кемеровская область г.Калтан п. Малиновка
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности научно–познавательного направления «Моделирование самолётов»
Раздел: среднее образование





Назад




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №30 имени Н.Н. Колокольцова»

Рабочая программа

внеурочной деятельности научно-познавательного направления

«Моделирование самолётов»

в 5 классе

(35 часов, 1 час в неделю)

Учитель:

Кузнецова Татьяна Владимировна

г.Калтан

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе примерных программ

Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

:.

М, «Просвещение» 2011г.

Техническое моделирование это самостоятельная творческая деятельность

по созданию макетов и моделей технических объектов. Это процесс

формирования у учащихся политехнических знаний и умений развития

художественного вкуса. В процессе занятий у обучающихся формируются

научно-технические навыки, развиваются интеллектуальные и творческие

возможности. Воспитывается терпение и усидчивость.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и

профессионального самоопределения, творческой самореализации личности

ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Актуальность программы

Программа особенно актуальна сейчас, когда дети не умеют занять себя в

свободное время. Программа педагогически целесообразна, так как

способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных

способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке,

развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию

активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности,

умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид

внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной,

трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия

школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой

воспитательный эффект.

Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой

деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной

технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком

повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых

приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других

машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются

осмыслить, осознать, а потом объяснить.

Осуществление политехнического обучения по данной программе дает

возможность учащимся по окончании курса обучения по настоящей

программе определиться с выбором занятий в специализированных кружках -

авиамодельном, судомодельном, радиотехническом и т.д.

Существующие программы по техническому творчеству младших

школьников делают упор на работу детей с конструкторами. Это вполне

обоснованно, однако следует учитывать тот факт, что обеспечить детей

таковыми нет возможности ни у учреждений дополнительного образования,

ни у большинства родителей.

В такой ситуации настоящая программа предлагает, как выход из положения,

работу с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми

материалами. Ребята самостоятельно изготавливают детали объектов и

собирают их.

Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение

ребят построению различных моделей планеров и самолетов с тем, чтобы

каждый мог выбрать свою направленность в занятиях авиамоделизмом и

рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов- спортсменов.

В отличие от типовой, предлагаемая программа, в качестве мотивирующего

фактора в занятиях авиамоделизмом, предусматривает постройку ребятами

летающих моделей, участвующих в соревнованиях и конструктивно

обеспечивающих стабильность траектории, дальности полета и

маневренности. Увеличено и время для тренировочных полетов и подготовки

к соревнованиям.

Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый

обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект

работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Цель:

формирование

умения

самостоятельно

решать

вопросы

конструирования и изготовления технических объектов.

Задачи:

1.Осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников

2.Закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии

3.Совершенствовать

и

формировать

навыки

работы

с

наиболее

распространенными инструментами ручного труда при обработке различных

материалов

4.Формировать образное техническое мышление

5.Пробуждать интерес к устройству технических объектов

6.Формировать потребность в чтении графического изображения

7.Развивать у учащихся изобретательность и устойчивый интерес поисковой

творческой деятельности рационализатора

8.Знакомить

детей

с

простейшими

элементами

художественного

конструирования и моделирования.

Настоящая программа предусматривает кружковое занятие в школе с

учащимися 5 классов, отбирая при этом материал соответственно возрасту и

количеству отведенного времени. Программа рассчитана на один год.

При подборе группы учащихся для занятий необходимо учитывать интересы

ребят и соблюдать принцип добровольности.

формирование личности.

Примерная внеурочная программа досугового общения школьников, помимо

принципа диалогичности, основывается на принципах природосообразности,

культуросообразности, коллективности, проектности.

Принцип природосообразности

предполагает, что досуговое общение

школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и

человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у

него ог- петс гвенность за развитие самого себя.

Возрастосообразность — одна из важнейших конкретизации принципа

природосообразности. На каждом возрастном папе, в том числе в старшем

школьном возрасте, перед человеком встаёт ряд специфических задач, от

решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-

культурные (достижение определённого уровня биологического созревания,

физического

и

сексуального

развития),

социаиыюкультурные

(познавательные,

морально-нравственные,

ценностно-смысловые),

социально-психологические

(становление

самосознания

личности,

её

самоопределение в жизни) задачи.

Принцип кулътуросообразности

предполагает, что досуговое общение

школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и

строится

в

соответствии

с

ценностями

и

нормами

тех

или

иных

национальных

культур,

специфическими

особенностями,

присущими

традициям регионов.

Коллективность

в

досуговом

общении

означает,

что

досугово-

развлекательная деятельность протекает в детско-взрослых общностях и даёт

юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими

людьми.

Принцип проектности

предполагает последовательную ориентацию всей

деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно

подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике

«замысел — реализация — рефлексия». В ходе проектирования перед

человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то,

что может появиться в результате его активности. Это может быть и

некоторое событие, и некоторый предмет, главное, что он должен себе

представить,

что

это должно быть и

чем

это должно быть

для него.

Если ему

некто предварительно задал, к чему он должен прийти, и он в этом не может

ничего

изменить,

то

для

него

нет

проектирования.

Он

может

программировать свои шаги, может составлять план исполнения, но

собственно

проектировать

он в таком случае ничего не будет.

Характеристика ожидаемых результатов

В процессе занятий техническим творчеством педагог продлевает путь

ребенка от его субъективного открытия к настоящему, направляет

творчество не только " вовне" на создание новых идей, разработок, но и "

вовнутрь", на самопознание и созидание своего " Я", новых возможностей

разума и воли.

При этом необходимо добиваться, чтобы и сами учащиеся могли осознать

собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их

развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные

и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что

дети получат основные знания и умения:

умение самостоятельно пользоваться литературой для изготовления

поделок, умение планировать порядок рабочих операций, умение

производить разметку, делать необходимые измерения и вычисления,

умение постоянно контролировать свою работу, умение изготавливать

несложные модели, умение пользоваться простейшими инструментами,

владение навыками работы с бумагой и картоном, знание инструмента для

обработки древесины, знания основных понятий из черчения, знание

основных геометрических фигур, знание основных терминов из

технического моделирования, знание отдельных видов воздушного

транспорта, знание закономерностей построения развертки технических

объектов; владение приемами самостоятельного построения развертки

поделок для их изготовления, владение приемами обработки древесины,

владение технологией постройки летающих моделей. Проверка усвоения

программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце

учебного года, а также участием в выставках и конкурсах.

Тематический план

Тема

всего

теория

практика

1. Вводное занятие. Материалы и

инструменты, основы безопасности

труда

1

1

2. Бумажные летающие модели

10

2

8

3. Изготовление моделей самолётов

из плоских картонных деталей.

12

2

10

5. Изготовление моделей самолётов

из тонкой фанеры.

12

2

10

ИТОГО

35

7

28

Содержание программы:

1 . Вводное занятие. Материалы и инструменты

Значение техники в жизни человека. Роль рационализаторов и изобретателей

на производстве.

Содержание работы кружка.

Свойства различных материалов и их использование.

Инструменты,

применяемые

при

обработке

различных

материалов.

Назначение инструментов. Правило пользования ими. Правила безопасности

работы.

2. Бумажные летающие модели.

Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия

этих графических изображений. Масштаб, нанесения размеров, и применение

этих знаний в техническом моделировании. Порядок чтения и составления

эскиза плоской детали.

Понятие о сборочном чертеже.

3. Изготовление моделей самолётов из плоских картонных деталей.

Понятие о контуре и силуэте технического объекта. Расширение и

углубление понятий о геометрических фигурах. Анализ геометрической

формы предмета. Форма и её закономерность (симметрия целостность).

Прямолинейные и округлые формы.

Практическая работа. Оформление моделей по собственному замыслу с

учетом особенностей формы и назначения изделия. Создание силуэтов

моделей

самолетов,

из

элементов

геометрических

тел.

Изготовление

контурных моделей со щелевидными соединениями Оформление изделий.

4.Изготовление моделей самолётов из тонкой фанеры.

Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Различия

этих графических изображений. Масштаб, нанесения размеров, и применение

этих знаний в техническом моделировании. Порядок чтения и составления

эскиза плоской детали.

Чтение чертежей объемных деталей.

Понятие

о

сборочном

чертеже.

Чтение

и

составление

простейших

электрических схем.

Практическая работа. Использование сборочного чертежа при изготовлении

моделей.

Оформление

моделей

по

собственному

замыслу

с

учетом

особенностей формы и назначения изделия

Изготовление геометрических тел из древесины. Изготовление макетов и

деталей

технических

объектов

различного

назначения.

Изготовление

объемных действующих моделей. Художественное оформление модели.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела

Тема занятия

часы

Сроки

проведения

(недели)

коррекция

1

Вводное занятие. Материалы и

инструменты, основы

безопасности труда

Значение техники в жизни человека.

Содержание работы кружка.

Свойства различных материалов и

их использование.

Инструменты,

применяемые

при

обработке

различных

материалов.

Правила безопасности работы.

1

1

2

Бумажные летающие модели

Первоначальные

понятия

о

техническом

рисунке,

чертеже,

эскизе.

Масштаб,

нанесения

размеров, и применение этих знаний

в

техническом

моделировании.

Порядок

чтения

и

составления

эскиза плоской детали.

Изготовление планера

Вертолёт «Крылатка»

Цельнобумажный планер

Учебный планер

10

1

1

2

2

2

2

2

3

4-5

6-7

8-9

10-11

3

Изготовление моделей самолётов

из плоских картонных деталей.

Понятие

о

контуре

и

силуэте

технического объекта. Форма и её

закономерность

(симметрия

целостность).

Изготовление контурных моделей со

щелевидными соединениями

Модель самолёта с винтом

Вертолёт с хвостовым винтом

Упрощённая модель самолёта

Истребитель МиГ-23

Самолёт ЯК-42

Оформление изделий.

12

1

1

1

2

2

2

2

1

12

13

14

15-16

17-18

19-20

21-22

23

4

Изготовление моделей самолётов

из тонкой фанеры.

Первоначальные

понятия

о

техническом

рисунке,

чертеже,

12

1

24

эскизе.

Изготовление геометрических тел из

древесины. Изготовление объемных

действующих моделей.

Истребитель СУ- 21

Самолёт ТУ-124

Самолёт УТ-2

Вертолёт МИ-4

Художественное

оформление

модели.

2

2

2

2

2

1

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

35

ИТОГО

35

Методические рекомендации

Продуктивность занятий по программе во многом зависит от качества их

подготовки. Перед каждым занятием педагог должен продумать план его

проведения, просмотреть необходимую литературу, отметить новые термины

и понятия, которые следует разъяснить обучающимся, наметить содержание

беседы или рассказа, подготовить наглядные пособия, инструменты (в

необходимом количестве и в соответствующем состоянии), нарезать из

картона,

бумаги,

древесины,

а

также

подобрать

соответствующий

дидактический материал, чертежи, шаблоны (в необходимом количестве

комплектов). Для того чтобы уменьшить количество отходов, сэкономить

материал и сократить время изготовления моделей, размеры заготовок

необходимо делать такими же или близкими к размерам деталей.

Учитывая

возрастные

особенности

обучающихся,

теоретические

вопросы лучше освещать в течение 10-15 мин, а с демонстрацией

дидактического материала – в течение 15-20 мин.

Особое внимание следует уделять вопросам техники безопасности:

обращать внимание обучающихся на возможные опасности, возникающие во

время работы с инструментом, показывать безопасные приемы работы.

За 5-7 мин до конца занятия работу необходимо прекратить и подвести

итоги, после чего дежурные должны начать уборку помещения.

Педагогическое обеспечение программы

Содержание, методы и приемы обучения по данной программе направлены,

прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт

каждого ученика, помочь становлению личности путем организации

познавательной деятельности. Занятия в кружке построены так, чтобы

душевные силы учащихся были в самых выгодных условиях, чему

способствуют: обстановка, в которой учащиеся не стыдятся педагога и

товарищей, не боятся и не стесняются непонимания, их ум не подавляется

внешним воздействием;

программа обучения в кружке составлена так, чтобы дети не слишком

утомлялись. Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком

легкими и не слишком трудными.

Занятия в кружке планируются исходя из того, что творческое начало

заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия. Как

показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая

позиция дает возможность оказать внимание каждому ребенку. Будет

замечен успех каждого или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен

каждый ребенок.

Программа предусматривает знакомство детей с различными разделами

технического творчества. Занимаясь их изготовлением, учащиеся имеют

возможность выбрать конкретное направление своей деятельности по

окончании обучения в данном кружке.

Для создания разнообразия проводимых занятий и для большей

заинтересованности детям предлагается сотрудничество с техническими

кружками различной направленности в создании механической или

радиофицированной игрушки, к примеру.

На занятиях кружка дети знакомятся с технологией изготовления

различных поделок, с приемами работы различными инструментами,

получают сведения о материалах, с которыми им приходится сталкиваться

в процессе занятий в кружке.

Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы,

периодические издания по тематике кружка. Кружковцы со своими

работами участвуют в выставках технического и декоративно- прикладного

творчества. Для расширения кругозора используется сотрудничество с

учреждениями образования и культуры.

Формы работы

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием

учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая

активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной

работы.

групповой - когда учащимся предоставляется возможность

самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа

взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть

возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это

способствует более быстрому и качественному выполнению задания.

Особым приёмом при организации групповой формы работы является

ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или

подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Литература:

1.Программа разработана на основе Примерных программ

Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

:.

М, «Просвещение» 2011г.

2.

Андриянов П.Н., Галагузова М.А., под ред. Развитие технического

творчества младших школьников.- М: " Просвещение " 2000г.

3.Гукасова А. Внеклассная работа по труду. -М.: Просвещение,2004г.

4.Гульянц Э. Учите детей мастерить. - М: Просвещение,2003г.

5.Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. -

М: Просвещение , 2002г.

6.Заворотнов В. От идеи до модели. -М: Просвещение, 2007г.

7.Турьян В. Простейшие авиационные модели. - М: ДОСААФ СССР,2004г.



В раздел образования