Автор: Головань Ольга Георгиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района
Населённый пункт: село Кулешовка
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование педагогического мастерства учителей через образовательную деятельность"
Раздел: полное образование
«Совершенствование педагогического мастерства учителей через
образовательную деятельность»
Система
Российского
образования
на
современном
этапе
развития
общества
претерпевает
существенные
изменения. Действительность требует
широкого,
разностороннего
образования,
непрерывно
обновляющегося
в
соответствии
требованиями
социума. Но какие бы реформы не проходили в
системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном
исполнителе-школьном учителе. Именно учитель является основной фигурой
при
реализации
на
практике
нововведений. И
для
успешного
введения
различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед
ним задач, современный учитель обязан быть творческой личностью, способной
модернизировать содержание своей деятельности посредством критического,
творческого его осмысления и применения достижений науки и передового
педагогического
опыта. Сегодня
нужен
не
педагог-
«адаптант»,
умеющий
приспосабливаться к требованиям общества, а педагог- «творец», обладающий
н е о бход и м ы м
у р о в н е м
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
ком п е т е н т н о с т и
и
профессионализма.
Что же такое профессионализм?
Профессионализм трактуют как качество, свидетельствующее о высоком ypoвнe
влaдeния
yмeниями,
нeoбxoдимыми
при
выпoлнeнии
какой-либо
работы.
Профессионализм
трактуется
как
качественная xapaктepиcтикa cпeциaлиcтa,
нeпpeмeннo выcoкoгo ypoвня.
Профессионализм- это талант вкладывать душу в
то, что ты делаешь здесь и сейчас.
Педагогический профессионализм представляет собой характеристику
разнообразных
взаимосвязанных
компонентов,
отражающих
определенную
образовательную
систему,
которая
отвечает
социальному
заказу
общества.
Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое
мастерство",
которое
может
рассматриваться
и
как
идеал
педагогической
деятельности,
побуждающий
педагогов
к
самосовершенствованию,
и
как
эталон,
содержащий
оценку
эффективности
педагогического
труда.
Педагогическое
мастерство
зачастую
воспринимается
как
важнейшее
профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Профессионализм
учителя заключается в общей образованности, глубоких познаниях в разных
областях;
знании
психологии,
в
частности
возрастной;
в
отличном
знании
собственного предмета и умении четко и понятно его изложить. Хороший
учитель должен любить свое дело, любить детей и уметь находить с ними
общий
язык. В
современных
условиях
выработаны
основные
критерии
профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод, что
учитель - это:
гармонично
развитая,
внутренне
богатая
личность,
стремящаяся
к
духовному,
профессиональному,
общекультурному
и
физическому
совершенству;
умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии
обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
умеющий организовать рефлексивную деятельность;
обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при
условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе
практического опыта. Педагогическое мастерство-это сплав личностно-деловых
качеств
и
профессиональной
компетентности
учителя
-
воспитателя.
Необходимо помнить, что быть личностью-это значит постоянно строить себя,
стремиться к саморазвитию, самореализации, самоактуализации.
Под
самообразованием
следует
понимать
специально
организованную,
самодеятельную,
систематическую
познавательную
деятельно сть,
направленную
на
достижение
определенных
личностно
и
общественно
значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов,
общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Каково же значение самообразования для профессиональной компетентности
учителя?
Повышение качества преподавания предмета.
Готовность к педагогическому творчеству.
Профессиональный и карьерный рост.
Создание
имиджа
современного
педагога-новатора,
педагога-мастера,
педагога-наставника.
Соответствие педагога требованиям общества и государства.
Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом,
как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития
его личности. Эффективная работа над собой требует не только необходимых
знаний и умений, но и высокой мотивации. Мотивы, побуждающие учителя к
самообразованию:
Ежедневная
работа
с
информацией.
Готовясь
к
уроку,
выступлению,
родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию,
олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа
новой информации.
Желание творчества. Учитель- профессия творческая. Творческий человек
не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему
поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно
появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять
удовольствие.
Стремительный
рост
современной
науки.
Особенно
психологии
и
педагогики.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую
очередь
отражаются
на
учениках,
формируют
их
мировоззрение
и
соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного
человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу,
просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному
руководителю.
Если
учитель
на
хорошем
счету
у
администрации,
методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав
в выборе классов, нагрузки и др.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим»
или «плохим».
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной
комиссии, надбавки, а может даже звания и правительственные награды –
все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного
усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно.
Суть
самообразования
заключается
в
овладении
техникой
и
культурой
умственного
труда,
в
умении
преодолевать
проблемы,
самостоятельно
работать
над
собственным
совершенствованием,
в
том
ч и с л е
профессиональным. Основные направления, в которых учителю необходимо
заниматься самообразованием:
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества
и др.);
методическое
(педагогические
технологии,
формы,
методы
и
приёмы
обучения);
правовое;
эстетическое (гуманитарное);
историческое;
иностранные языки;
политическое;
информационно-коммуникативные технологии;
охрана здоровья;
интересы и хобби.
Нельзя стать высоким профессионалом, не работая неустанно над расширением
духовного
кругозора.
Самообразование
учителя
зависит
от
его
умения
организовать
свое
личное
время,
составить
индивидуальный
план
самообразования и реализовать его. Самообразование, являясь самостоятельной
познавательной
деятельностью,
требует
от
личности
целенаправленного
саморазвития-
развития
психических
свойств,
качеств,
интеллектуальных,
организационных умений и навыков. Но только на этом пути возможен рост
личностный
и
рост
профессиональный.
В
чём
заключается
суть
процесса
самообразования? Учитель
самостоятельно
добывает
знания
из
различных
источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной
деятельности.
Определю источники получения знаний:
Телевидение
Газеты, журналы
Литература
(методическая,
научно-популярная,
публицистическая,
художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация на различных носителях
Платные курсы
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Курсы повышения квалификации
Путешествия
Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и
способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать
и тому и другому одновременно.
Составляющие процесса самообразования педагога:
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и
приёмы обучения.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически
проводить
самоанализ
своей
профессиональной
деятельности.
Совершенствовать
свои
знания
в
области
классической
и
современной
психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической,
политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и
составляют процесс самообразования. .
систематический просмотр определённых телепередач;
чтение
конкретных
педагогических
периодических
изданий,
чтение
методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике,
психологии, педагогических технологиях;
решение
задач,
упражнений,
тестов,
кроссвордов
и
других
заданий
по
своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
изучение
современных
психологических
методик
в
проце сс е
интерактивных тренингов;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
изучение информационно-компьютерных технологий;
посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по
предмету;
ведение
здорового
образа
жизни,
занятия
спортом,
физическими
упражнениями.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
В
процессе
самообразования
реализуется
потребность
педагога
к
собственному
развитию
и
саморазвитию;
педагог
владеет
способами
самопознания и самоанализа педагогического опыта.
Учитель
понимает,
как
позитивные,
так
и
негативные
моменты
своей
профессиональной деятельности.
Педагог
обладает
развитой
способностью
к
рефлексии.
Педагогическая
рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала.
Программа
профессионального
развития
учителя
включает
в
себя
возможность исследовательской, поисковой деятельности.
Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и
саморазвития.
Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий
продукт, или нет каких-либо достижений. В личном плане самообразования
учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть
достигнуты
за
определённый
срок.
Результаты
самообразования
учителя
отслеживаются
на
определённых
этапах
(самообразование
непрерывно,
но
планировать его нужно поэтапно):
повышение
качества
преподавания
предмета
(указать
показатели,
по
которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные
или
изданные
методические
пособия,
статьи,
учебники,
программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка
методических
рекомендаций
по
применению
новой
информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским
технологиям;
создание комплектов;
педагогических разработок;
обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется
потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в
совершенствовании
практических
умений
и
навыков,
необходимых
в
педагогической
деятельности,
дальнейшем
изучении
вопросов
дидактики,
психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-
практической
деятельности. Темы для самообразования могут подбираться с
учётом
индивидуального
опыта
и
профессионального
мастерства
каждого
педагога. Выбранная тема должна быть близка и понятна педагогу, только в
этом случае результат будет эффективен и раскрыт его творческий потенциал.
Желательно.
Чтобы
тема
самообразования
была
связана
с
проблемами,
решаемыми образовательным учреждением, с приоритетным направлением его
деятельности.
Тема самообразования определяется, исходя из:
единой методической темы школы;
актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического
значения, затруднений педагогов;
педагогического стажа;
уровня профессиональной компетентности педагога;
Темы самообразовательной деятельности учителей:
темы,
связанные
с
работой
с
высокомотивированными
учащимися,
развитием познавательных интересов и учебной мотивации;
формы и методы организации работы с учащимися на уроке;
внедрение в практику информационных технологий;
внедрение современных педагогических технологий;
развитие личностных качеств и творческих способностей учащихся;
инновационные подходы к организации работы с педагогическими кадрами
и учениками;
внедрение здоровьесберегающих технологий.
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на
отдельные
темы
и
сохранять
в
виде
карточек,
специальных
тетрадей,
тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в
процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными
источниками:
делать
выписки,
составлять
конспект,
тезисы
прочитанного,
развернутый план или аннотацию.
Организацию самообразовательной деятельности можно осуществлять
по
следующему алгоритму:
Выбор
темы,
определение
целей,
постановка
задач
согласно
профессиональным потребностям;
Разработка плана по самообразованию;
Определение источников информации;
Изучение теоретических источников;
Организация и управление процессом обучения на основе наработанных
материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов,
информационных часов, мероприятий);
Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция
деятельности и объективная оценка ее результатов;
Подготовка отчета по теме самообразования;
Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.
Выделю факторы, препятствующие и способствующие саморазвитию педагога:
Недостаток времени;
Состояние здоровья;
Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;
Недостаточная поддержка со стороны администрации;
Собственная инерция.
Выделю факторы, стимулирующие саморазвитие учителя:
Интерес к работе;
Возрастающая ответственность за результаты труда;
Пример коллег;
Новизна деятельности;
Обучение на курсах;
Пример и влияние администрации;
Организация методической работы;
Возможность получения признания в коллективе.
Формы самообразования учителя:
индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над
повышением профессионального и методического уровня;
коллективная, направленная на активное участие группы педагогов в
методической работе.
Итак,
самообразование-это
сознательная,
целенаправленная
плано мерная
работа над собой с целью улучшения своей личности. Самообразование, как
правило,
-
длительный
и
сложный
процесс,
требующий
усилий
воли
и
характера. Саморазвитие - это результат профессионального творчества, а не
прироста знаний, умений и навыков. Становление человека как профессионала
тесно связано с его развитием как личности. Чтобы стать хорошим учителем,
надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно
повышать свою квалификацию.
Использованные литературы:
1.
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М.: Политиздат, 1989. - с.195
2.
Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Просвещение, 1989 - с.129
3.
Загвязинский
В.
И.
Исследовательская
деятельность
педагога:
М:
Академия, 2008- с.144
4.
Концепция
непрерывного
профессионально
-
педагогического
образования педагога новой формации, М,2005.
5.
Макаренко А.С. О воспитании - М.: Политиздат, 1990 - с.211
6.
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства- 2-е изд.- М., 2009. -
С.73.