Напоминание

"Совершенствование педагогического мастерства учителей через образовательную деятельность"


Автор: Головань Ольга Георгиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Кулешовская СОШ №17 Азовского района
Населённый пункт: село Кулешовка
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование педагогического мастерства учителей через образовательную деятельность"
Раздел: полное образование





Назад




«Совершенствование педагогического мастерства учителей через

образовательную деятельность»

Система

Российского

образования

на

современном

этапе

развития

общества

претерпевает

существенные

изменения. Действительность требует

широкого,

разностороннего

образования,

непрерывно

обновляющегося

в

соответствии

требованиями

социума. Но какие бы реформы не проходили в

системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном

исполнителе-школьном учителе. Именно учитель является основной фигурой

при

реализации

на

практике

нововведений. И

для

успешного

введения

различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед

ним задач, современный учитель обязан быть творческой личностью, способной

модернизировать содержание своей деятельности посредством критического,

творческого его осмысления и применения достижений науки и передового

педагогического

опыта. Сегодня

нужен

не

педагог-

«адаптант»,

умеющий

приспосабливаться к требованиям общества, а педагог- «творец», обладающий

н е о бход и м ы м

у р о в н е м

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

ком п е т е н т н о с т и

и

профессионализма.

Что же такое профессионализм?

Профессионализм трактуют как качество, свидетельствующее о высоком ypoвнe

влaдeния

yмeниями,

нeoбxoдимыми

при

выпoлнeнии

какой-либо

работы.

Профессионализм

трактуется

как

качественная xapaктepиcтикa cпeциaлиcтa,

нeпpeмeннo выcoкoгo ypoвня.

Профессионализм- это талант вкладывать душу в

то, что ты делаешь здесь и сейчас.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику

разнообразных

взаимосвязанных

компонентов,

отражающих

определенную

образовательную

систему,

которая

отвечает

социальному

заказу

общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое

мастерство",

которое

может

рассматриваться

и

как

идеал

педагогической

деятельности,

побуждающий

педагогов

к

самосовершенствованию,

и

как

эталон,

содержащий

оценку

эффективности

педагогического

труда.

Педагогическое

мастерство

зачастую

воспринимается

как

важнейшее

профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Профессионализм

учителя заключается в общей образованности, глубоких познаниях в разных

областях;

знании

психологии,

в

частности

возрастной;

в

отличном

знании

собственного предмета и умении четко и понятно его изложить. Хороший

учитель должен любить свое дело, любить детей и уметь находить с ними

общий

язык. В

современных

условиях

выработаны

основные

критерии

профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод, что

учитель - это:

гармонично

развитая,

внутренне

богатая

личность,

стремящаяся

к

духовному,

профессиональному,

общекультурному

и

физическому

совершенству;

умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии

обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

умеющий организовать рефлексивную деятельность;

обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при

условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе

практического опыта. Педагогическое мастерство-это сплав личностно-деловых

качеств

и

профессиональной

компетентности

учителя

-

воспитателя.

Необходимо помнить, что быть личностью-это значит постоянно строить себя,

стремиться к саморазвитию, самореализации, самоактуализации.

Под

самообразованием

следует

понимать

специально

организованную,

самодеятельную,

систематическую

познавательную

деятельно сть,

направленную

на

достижение

определенных

личностно

и

общественно

значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов,

общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Каково же значение самообразования для профессиональной компетентности

учителя?

Повышение качества преподавания предмета.

Готовность к педагогическому творчеству.

Профессиональный и карьерный рост.

Создание

имиджа

современного

педагога-новатора,

педагога-мастера,

педагога-наставника.

Соответствие педагога требованиям общества и государства.

Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом,

как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития

его личности. Эффективная работа над собой требует не только необходимых

знаний и умений, но и высокой мотивации. Мотивы, побуждающие учителя к

самообразованию:

Ежедневная

работа

с

информацией.

Готовясь

к

уроку,

выступлению,

родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию,

олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа

новой информации.

Желание творчества. Учитель- профессия творческая. Творческий человек

не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему

поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно

появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять

удовольствие.

Стремительный

рост

современной

науки.

Особенно

психологии

и

педагогики.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую

очередь

отражаются

на

учениках,

формируют

их

мировоззрение

и

соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного

человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу,

просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному

руководителю.

Если

учитель

на

хорошем

счету

у

администрации,

методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав

в выборе классов, нагрузки и др.

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим»

или «плохим».

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной

комиссии, надбавки, а может даже звания и правительственные награды –

все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного

усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно.

Суть

самообразования

заключается

в

овладении

техникой

и

культурой

умственного

труда,

в

умении

преодолевать

проблемы,

самостоятельно

работать

над

собственным

совершенствованием,

в

том

ч и с л е

профессиональным. Основные направления, в которых учителю необходимо

заниматься самообразованием:

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества

и др.);

методическое

(педагогические

технологии,

формы,

методы

и

приёмы

обучения);

правовое;

эстетическое (гуманитарное);

историческое;

иностранные языки;

политическое;

информационно-коммуникативные технологии;

охрана здоровья;

интересы и хобби.

Нельзя стать высоким профессионалом, не работая неустанно над расширением

духовного

кругозора.

Самообразование

учителя

зависит

от

его

умения

организовать

свое

личное

время,

составить

индивидуальный

план

самообразования и реализовать его. Самообразование, являясь самостоятельной

познавательной

деятельностью,

требует

от

личности

целенаправленного

саморазвития-

развития

психических

свойств,

качеств,

интеллектуальных,

организационных умений и навыков. Но только на этом пути возможен рост

личностный

и

рост

профессиональный.

В

чём

заключается

суть

процесса

самообразования? Учитель

самостоятельно

добывает

знания

из

различных

источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной

деятельности.

Определю источники получения знаний:

Телевидение

Газеты, журналы

Литература

(методическая,

научно-популярная,

публицистическая,

художественная и др.)

Интернет

Видео, аудио информация на различных носителях

Платные курсы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Курсы повышения квалификации

Путешествия

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и

способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать

и тому и другому одновременно.

Составляющие процесса самообразования педагога:

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и

приёмы обучения.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически

проводить

самоанализ

своей

профессиональной

деятельности.

Совершенствовать

свои

знания

в

области

классической

и

современной

психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической,

политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и

составляют процесс самообразования. .

систематический просмотр определённых телепередач;

чтение

конкретных

педагогических

периодических

изданий,

чтение

методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике,

психологии, педагогических технологиях;

решение

задач,

упражнений,

тестов,

кроссвордов

и

других

заданий

по

своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

изучение

современных

психологических

методик

в

проце сс е

интерактивных тренингов;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

изучение информационно-компьютерных технологий;

посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по

предмету;

ведение

здорового

образа

жизни,

занятия

спортом,

физическими

упражнениями.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

В

процессе

самообразования

реализуется

потребность

педагога

к

собственному

развитию

и

саморазвитию;

педагог

владеет

способами

самопознания и самоанализа педагогического опыта.

Учитель

понимает,

как

позитивные,

так

и

негативные

моменты

своей

профессиональной деятельности.

Педагог

обладает

развитой

способностью

к

рефлексии.

Педагогическая

рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала.

Программа

профессионального

развития

учителя

включает

в

себя

возможность исследовательской, поисковой деятельности.

Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и

саморазвития.

Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий

продукт, или нет каких-либо достижений. В личном плане самообразования

учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть

достигнуты

за

определённый

срок.

Результаты

самообразования

учителя

отслеживаются

на

определённых

этапах

(самообразование

непрерывно,

но

планировать его нужно поэтапно):

повышение

качества

преподавания

предмета

(указать

показатели,

по

которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные

или

изданные

методические

пособия,

статьи,

учебники,

программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка

методических

рекомендаций

по

применению

новой

информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским

технологиям;

создание комплектов;

педагогических разработок;

обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется

потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в

совершенствовании

практических

умений

и

навыков,

необходимых

в

педагогической

деятельности,

дальнейшем

изучении

вопросов

дидактики,

психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-

практической

деятельности. Темы для самообразования могут подбираться с

учётом

индивидуального

опыта

и

профессионального

мастерства

каждого

педагога. Выбранная тема должна быть близка и понятна педагогу, только в

этом случае результат будет эффективен и раскрыт его творческий потенциал.

Желательно.

Чтобы

тема

самообразования

была

связана

с

проблемами,

решаемыми образовательным учреждением, с приоритетным направлением его

деятельности.

Тема самообразования определяется, исходя из:

единой методической темы школы;

актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического

значения, затруднений педагогов;

педагогического стажа;

уровня профессиональной компетентности педагога;

Темы самообразовательной деятельности учителей:

темы,

связанные

с

работой

с

высокомотивированными

учащимися,

развитием познавательных интересов и учебной мотивации;

формы и методы организации работы с учащимися на уроке;

внедрение в практику информационных технологий;

внедрение современных педагогических технологий;

развитие личностных качеств и творческих способностей учащихся;

инновационные подходы к организации работы с педагогическими кадрами

и учениками;

внедрение здоровьесберегающих технологий.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на

отдельные

темы

и

сохранять

в

виде

карточек,

специальных

тетрадей,

тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в

процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными

источниками:

делать

выписки,

составлять

конспект,

тезисы

прочитанного,

развернутый план или аннотацию.

Организацию самообразовательной деятельности можно осуществлять

по

следующему алгоритму:

Выбор

темы,

определение

целей,

постановка

задач

согласно

профессиональным потребностям;

Разработка плана по самообразованию;

Определение источников информации;

Изучение теоретических источников;

Организация и управление процессом обучения на основе наработанных

материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов,

информационных часов, мероприятий);

Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция

деятельности и объективная оценка ее результатов;

Подготовка отчета по теме самообразования;

Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.

Выделю факторы, препятствующие и способствующие саморазвитию педагога:

Недостаток времени;

Состояние здоровья;

Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;

Недостаточная поддержка со стороны администрации;

Собственная инерция.

Выделю факторы, стимулирующие саморазвитие учителя:

Интерес к работе;

Возрастающая ответственность за результаты труда;

Пример коллег;

Новизна деятельности;

Обучение на курсах;

Пример и влияние администрации;

Организация методической работы;

Возможность получения признания в коллективе.

Формы самообразования учителя:

индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над

повышением профессионального и методического уровня;

коллективная, направленная на активное участие группы педагогов в

методической работе.

Итак,

самообразование-это

сознательная,

целенаправленная

плано мерная

работа над собой с целью улучшения своей личности. Самообразование, как

правило,

-

длительный

и

сложный

процесс,

требующий

усилий

воли

и

характера. Саморазвитие - это результат профессионального творчества, а не

прироста знаний, умений и навыков. Становление человека как профессионала

тесно связано с его развитием как личности. Чтобы стать хорошим учителем,

надо не только любить учить других, но и любить учиться самому, постоянно

повышать свою квалификацию.

Использованные литературы:

1.

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М.: Политиздат, 1989. - с.195

2.

Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Просвещение, 1989 - с.129

3.

Загвязинский

В.

И.

Исследовательская

деятельность

педагога:

М:

Академия, 2008- с.144

4.

Концепция

непрерывного

профессионально

-

педагогического

образования педагога новой формации, М,2005.

5.

Макаренко А.С. О воспитании - М.: Политиздат, 1990 - с.211

6.

Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства- 2-е изд.- М., 2009. -

С.73.



В раздел образования