Автор: Хрипунова Татьяна Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1373
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Задачи с природоохранительным сюжетом в 5 классе.
Раздел: среднее образование
Задачи с природоохранительным сюжетом в V классе
Как не однократно отмечалось в литературе, очень важная работа со школьниками по их
природоохранительному просвещению и воспитанию необходима по возможности на всех уроках,
не является исключением и математика.
На уроках математики такое просвещение рекомендуется проводить через систему тщательно
продуманных сюжетов, предлагаемых для решения задач. К сожалению, в учебнике подобных
задач очень мало. Но задачи такого содержания без труда может составить каждый учитель.
Покажем это на нескольких примерах.
Имеется традиционный сюжет задач в V классе: на движение различных объектов друг за другом
или навстречу друг другу (машины, лодки и т. п.). Составим задачу на движение, которая в отличие
от традиционных имеет природоохранительный аспект.
1.
Расстояние между двумя оврагами (от края одного до края другого) 100 м. Первый
овраг по склону имеет посадки деревьев и растет в направлении второго со
скоростью 2 м в год. Второй овраг посадок леса не имеет и растет в направлении
первого со скоростью 8 м в год. Какое расстояние между оврагами будет через 1
год; через 10 лет?
Следующие 2 задачи можно решить при изучении темы «Площади» или при решении задач на
повторение.
2.
Муравьи за год в среднем с 1 га истребляют 250 кг вредителей леса. Сколько
вредителей уничтожат за год муравьи с участка леса площадью 55 га 75 ?
3.
Поле с песчаной почвой прямоугольной формы длиной 2 км и шириной 1500 м было
засажено полосами, чтобы уменьшить разрушение почвы ветром. Ширина полос
посадок и прогалов (межполосных необрабатываемых участков) по 100 м. Какова
площадь посадок этого поля в га, в а, в
м
2
?
Приведем еще одну задачу; ее можно дать учащимся в качестве устного упражнения при
решении задач на проценты.
4.
Расселение сибирской сосны (кедра) происходит во многом благодаря птице
кедровке, которая прячет орешки в лесную подстилку и так создает себе запасы.
Обычно кедровка находит около 20% своих запасов, остатки прорастают, и так
происходит возобновление кедра, там где были вырубки или пожары. Во скольких
местах останутся орешки для прорастания, если кедровка устроит себе запасы в
25 местах?
Задачи и упражнения с природоохранительным сюжетом, предлагаемые на уроках математики,
будут напоминать детям, что за окнами классов живая, ранимая природа, будут учить их любить и
беречь природу.