Автор: Квитченко Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №296"
Населённый пункт: г. Ростова–на–Дону
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Наш славный город Ростов–на–Дону"
Раздел: дошкольное образование
Составитель: Квитченко Ирина Николаевна
Конспект открытого занятия в старшей группе
Тема: «Наш славный город – Ростов-на-Дону»
Задачи: 1. Закрепить понятия малой родины:
- Воспитывать чувство любви и уважения к родному городу, его улицам,
достопримечательностям.
- Вызвать чувство гордости за людей, которые освобождали наш город во
время ВОВ, в честь которых названы улицы нашего микрорайона.
- Донести до сознания детей детей значимость подвига ростовских
подростков: В. Черевичкина , Э. Жмайлова ; воспитывать в детях чувство
признательности за отвагу и героизм этих ребят.
- Закрепить названия социокультурных объектов нашего города. Развить
умение составлять описательный рассказ по фотографиям этих мест.
- Развивать творчество, отображать эмоциональный отклик от занятия в
продуктивной деятельности.
Оборудование: Ноутбук, проектор, интерактивная доска SMART,
фотографии достопримечательностей города, герб, флаг города Ростова-на-
Дону, мольберт, физическая карта России.
Ход занятия
I.
Отобразить момент на фоне музыкальной композиции «Зову тебя
Россию» воспитатель читает стихотворение З. Александровой
«Родина»
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встает ,
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка скромница
И ромашковый бугор…
И другим, наверно, вспомнится
Свой родной ростовский двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель: Ребята, я не зря вам прочла стихотворение о родине. Что мы
называем родиной?
Дети: Это то место, где ты родился, вырос и живешь.
Воспитатель: Да, правильно. В народе так говорят:
- Родина любимая – мать родимая.
- Человек без родины, что соловей без песни.
- Рыбам – море, птицам – воздух, а человеку – Родина.
Воспитатель: Ребята попрошу вас подойти вот к этому большому плакату. Что
это?
Дети: Это карта России. Карта нашей родины. Посмотрите, какая она
большая. Даже города, в которых живет очень много людей, обозначены
маленькими точками. В городе много домов, улиц, парков, но на карте мы
этого не видим.
Воспитатель: Мы с вами тоже живем в большом городе, который называется
Ростов-на-Дону. Вот он на карте отмечен точкой. Это наша с вами малая
родина. И зовемся мы гордо – ростовчане. Давайте мы с вами сегодня
совершим экскурсию по нашему замечательному городу. Я предлагаю вам
сесть в автобус. Поехали.
II.
Основная часть.
Воспитатель: Первой нашей остановкой будет – страничка историческая.
Сейчас вы узнаете, как образовался наш город. Это было очень давно.
Правила нашим государством императрица Елизавета Петровна. По ее указу
была построена крепость для защиты юга страны и была названа именем
святого Дмитрия Ростовского. И стал наш город называться Ростовом, а
чтобы его не путали с Ростовом Великим, стали называть его Ростов-на-Дону.
Воспитатель: А почему так стали называть Ростов?
Дети: Потому что он стоял на правом берегу реки Дон.
Воспитатель: А можно наш город представить без реки Дон?
Дети: Нет. Мы пьем очищенную воду донскую. Кушаем рыбу, которая там
водится. На реке Дон стоит порт, в который приплывают различные суда с
грузами.
Воспитатель: По правому берегу реки Дон от пр. Буденновского расположено
очень красивое и любимое место всех ростовчан – набережная. На ней
расположено много скамеек, есть фонтан, памятники.
Воспитатель: Ребята, назовите пожалуйста памятники ,находящиеся на
набережной.
- памятник Шолохову, Горькому
- памятники героям произведений Шолохова
- памятник самым красивым девушкам на Земле – ростовчанкам.
Воспитатель: Ребята, давайте подберем слова, которые нам помогут понять,
какая у нас набережная.
Воспитатель: Об этом месте можно говорить много. Но нам нужно двигаться
дальше. А подробную информацию о набережной мы с вами найдем в папке-
передвижке. Вторая остановка – страничка военной памяти.
Воспитатель: Ребята, наш город не всегда был таким красивым, как сейчас.
Более 70 лет назад наступила война. И нашему городу в годы войны выпали
тяжелые испытания. Немцы взорвали и разрушили дома (слайд), убивали
ростовчан. Но в результате героизма и отваги нашей армии город был
освобожден. За проявленное мужество и героизм указом президента В.В.
Путина нашему городу присвоено звание «Город воинской славы». ( слайд )
Спасибо наши ветераны за мужество и отвагу, спасибо за победу! Вечная
память воинам, не вернувшимся с войны, отдавшим жизнь за нашу свободу и
право на жизнь на земле. Память о них увековечена и бессмертна. Давайте
вспомним памятники, посвященные этому:
1.
Мемориал на Змиёвской балке;
2.
Стела воинам освободителям Ростова-на-Дону на Театральной
площади;
3.
Вечный огонь в парке имени Фрунзе;
4.
Танк на Гвардейской Площади.
В годы войны вместе с солдатами мужество проявляли юные ростовчане. Но
об этом мы с вами остановимся чуть позже, когда будем готовиться к
празднику победы в мае. Знайте, что их именами названы парк и улицы. Наш
детский сад находится в крепости улиц, что названы в честь героев ВОВ.
Воспитатель: Третьей остановкой у нас будет станция символов. Что такое
символы?
Дети: Это изображения, которые отражают историю страны или города.
Воспитатель: Давайте поговорим о флаге и гербе Ростова-на-Дону.
Дети: На гербе нарисован щит. Синий цвет – это наша река Дон. Красный
цвет – победа. На синем фоне башня с Андреевским флагом, это говорит о
том, что нам город портовой. Вокруг щита дубовый венок и доспехи,
сражавшихся за город, на красном фоне.
Флаг разделен на синий и красный цвета. Синий – это честь и слава
поколений ростовчан. Красный – храбрость, сила, мужество ростовчан в
защите нашего города. Гербовая фигура белого цвета. Это значит свобода и
доброта ростовчан, их желание дружить с людьми разных национальностей.
Физкультминутка.
Любим плавать мы в реке, озере и море,
Хорошо в родной стране: на горе и в поле.
В лес пойдем – грибы кругом,
В поле рожь, пшеница.
И девиз у нас такой:
Жить, расти, трудиться.
Воспитатель: Ребята, а в нашем городе часто бывают туристы, иностранцы,
они его не знают, и я предлагаю вам сделать путеводитель. Нужно подойти к
столу, выбрать любую фотографию места в Ростове, рассказать что-нибудь о
нем и приклеить вот сюда. (Ватман с логотипом Ростова-на-Дону).
Посмотрите, какой замечательный получился город. Я предлагаю вам встать в
кружок, и мы сыграем в игру «Море прекрасных слов». Вы должны будете
сказать о том, какой наш Ростов-на-Дону.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали,
много рассказали о Ростове и узнали что-то новое. Я вами очень благодарна.
И за это я вам вручаю вот такие замечательные открытки в которых вы с
мамами что-нибудь пожелаете нашему городу, повесите на веточку дерева и
это обязательно сбудется.