Автор: Бурина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО №43
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: План по смообразованию
Тема: "Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
МБОУ ЦО № 43 (ЗДАНИЕ № 3)
Г. Тула
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Педагог – Бурина Ирина Викторовна;
2. Образование: высшее;
3. Тема самообразования: «Игра как средство
образовательной деятельности в условиях
реализации ФГОС»;
4. Работа начата -01.09.2017 г.
5. Предполагается закончить -30.05.2018 г.
План работы над темой.
1.Организационно-ознакомительный (диагностический) этап. (Сентябрь - октябрь
2017г.)
Актуальность темы.
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое
место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для
него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования
взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых
знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра –
это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский).
С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных
Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования,
предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных
результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в
образовательных целях в процессе реализации программ психолого-
педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки,
лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в
эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Определение целей и задач работы над темой.
Цель: Повышение профессионального уровня.
Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой
литературы.
2. Изучить психолого-педагогические особенности детей.
3. Изучить особенности организации игровых моментов в группе Планирование
работы по самообразованию. (Сентябрь-октябрь 2017г.) Подбор и изучение
психолога – педагогической, методической литературы по теме (в течение года).
1. Изучение нормативно – правовых документов.
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.:
Мозаика- Синтез, 2014. – 304 с.
3. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия
воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное
воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
4. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.:
Просвещение, 2006. – 112 с.
5. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных
учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
6. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие
для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с. 7. Бондаренко А. К.
Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.:
Просвещение, 2010. – 160 с.
8. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном
развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с. 9.Систематический
просмотр определенных телепередач посвященных изучаемой теме.
2.Основной (практический) этап (октябрь – май).
Всю работу разбила на три этапа:
1 подготовительный (сентябрь – октябрь).
2 основной.
3 заключительный .
Работа с детьми: Формы и методы работы с детьми: Игры детей могут происходить
в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных
областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным
направлениям: физическом, социально-личностном, познавательном, речевом и
художественно-эстетическом. Все центры активности должны быть созданы с
учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей. В физическом
направлении развития детей создается зона двигательной активности. В зоне
двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. Для
социально-личностного направления развития детей создаются центры сюжетно-
ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой
облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя. В центрах сюжетно-
ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в
сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления,
представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для
художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества,
центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся
образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная
направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду
творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию
эстетических чувств. В центре искусства дети лепят, рисуют. В центре музыкально-
театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах,
обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)
В познавательном, речевом развитии ребенка создается центр речевого развития
«Мы познаем мир», «Здравствуй, книжка», центр развивающих игр, экологические
центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как
познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных
центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к
чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных
эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих
игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой
моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды
мозаик. Работа организуется по двум направлениям: - проводятся игры-занятия с
небольшой группой детей и индивидуально; - побуждать детей к самостоятельным
действиям с дидактическим материалом. В дидактических играх содержание и
правила во многом зависят от воспитательных задач, которые мы ставим перед
детьми. Для дидактических игр большое значение имеет: - наглядность - сюжет –
слово. Все игры детей развиваются под руководством воспитателя, он знакомит их
с окружающей жизнью, обогащает их впечатлениями, оказывает помощь в
организации и проведении игр.
Работа с родителями: Родительское собрание на тему: «Игры и игрушки наших
детей» (Октябрь 2017г.) Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в
игре» (в течении года). Анкетирование «Любит ли играть ваш ребёнок?» (Ноябрь
2017г.) Памятка для родителей: «Чему научит игра?» (Декабрь 2017г.)
.Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?»
(Февраль 2018г.) Выставка детских рисунков: «Играя - учимся, играя—познаём!»
(Февраль 2018г.) Вечер игр: «Весёлые игры» (Март 2018г). Спортивное
соревнование: «Будем спортом заниматься» (Март 2018г.) Буклет для родителей:
«Игры на внимание» (Апрель 2018г.) Неделя игры в детском саду (Май 2018г.) .
Взаимодействие с педагогами.
Консультации для педагогов: «Оптимизация игровой деятельности в дошкольных
образовательных учреждениях», «Игра как средство образовательной деятельности
в условиях реализации ФГОС» .
Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей
(в течение года). Посещение МО, изучение опытов других воспитателей с
использованием статей из журналов и интернет источников. (В течение года)
Неделя педмастерства: Игровой досуг «Увлекательное путешествие в волшебный
мир игр».
3.Заключительный (обобщающий) этап.
Цель: Повышение своего теоретического, практического уровня,
профессионального мастерства и компетентности; изучить теорию и практику
формирования навыков общения детей дошкольного возраста по средствам игровой
деятельности.
Задачи:
Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям
и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
Освоить современные технологии и методы организации игры.
Этапы реализации проекта:
Этапы
проведения
Работа по теме
Результат
I этап
(сентябрь)
1.Изучение методической
литературы:
а) изучить и внедрить
программу «От рождения до школы»
по всем образовательным областям.
1. Программа «От рождения до
школы под редакцией
Н.В.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой
б) Комплексное тематическое
планирование.
Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Обруч»
2.Мониторинг детей.
Переоценка педагогических
ценностей, своего
профессионального назначения;
желание улучшить
образовательный процесс.
II этап
(октябрь-
ноябрь)
1. Оформление предметно-
развивающей среды сюжетно-
ролевыми играми
«Доктор Айболит»,
«Магазин»,
«Салон красоты»,
«Кухня».
2.Создать картотеку сюжетно-ролевых
игр .
1. Центры сюжетно-ролевых игр.
2. Картотека сюжетно-ролевых
игр.
III этап (в
течении
года)
1. Составление перспективного плана
по формированию межличностных
отношении.
2. Работа с детьми по перспективному
плану.
IV этап
(январь-
февраль
)
1.Анкетирование родителей
2.Круглый стол для родителей
«Правильный выбор развивающих игр
и игрушек для детей» .
3.Оформление папки передвижки по
формированию межличностных
1.Анкеты.
2.Конспект образовательной
деятельности.
3.Папка передвижка.
отношений дошкольников.
4.
Составление консультационного
материала для родителей:
- “
Подборка игр для родителей на
развитие творческого воображения
детей ”.
- “
Что такое сюжетно-ролевая игра и
какую роль она играет в жизни
дошкольников? ”
- “Современные дети, современные
игры”.
- Рекомендации для родителей .
V этап
(май)
1. Контрольный мониторинг детей.
2. Изготовление фотоальбома по
сюжетно-ролевым играм.
1. Аналитические справки по
мониторингу.
2. Фотоальбом
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего
профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
изучение литературы по теме
посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
посещение педсоветов, семинаров, конференций;
самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
разработка модели образовательного процесса , отвечающего ФГОС;
апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых
корректив;
проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
обобщение результатов на заседании методического объединения.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете.
Введение
А начать хочу со слов неизвестного поэта, который написал:
«Я пытался достичь сердца ребенка словами,
они часто проходили мимо него неуслышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами,
он бросал на меня озадаченные взгляды.
В отчаянии я отвернулся от него,
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.
Он прошептал мне на ухо: «Приди, - сказал он, - поиграй со мной».
Игра является одним из ведущих видов деятельности дошкольника. В
течении всего периода дошкольного детства вся деятельность построена на
системном подходе через игру.
И как бы ни были важна организованная деятельность, подготовка к школьному
обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре. Изменилась
игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты.
Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее
особенности в педагогическом процессе. Для развития ребенка игра дает:
1. Способность действовать в плане представлений, благодаря которому
происходит развитие продуктивного воображения.
2. Ориентироваться в сфере человеческих отношений;
3. Координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся
обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует
развитию сотрудничества, общения между детьми;
4. Умение находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций, гибкость,
развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный
эмоциональный фон.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его
каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в
игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Главное условие реализации ФГОС - обучение детей в игре, т.
к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и
является его деятельностью. Она активизирует волю и ум и ребенка, затрагивает
его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому
развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос жизнерадостным, здоровым и крепким.
Наиболее углубленное изучение данной темы и обобщение изучаемого материала
переросло в тематический модуль по самообразованию :«Игра как средство
образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Работая над своим самообразованием провела следующую работу: составила
Памятку для родителей «Развитие любознательности у детей». Составила
картотеку игр-развлечений в адаптационный период с детьми 2-3 лет. Разработала
консультацию «Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой
игре». Учувствовала и прошла онлайн обучение в марафоне «Введение в игровую
методику О. Н. Тепляковой», заняла 2 место во всероссийском конкурсе «Игра –
основной вид деятельности в ДОО» на сайте «Альманах педагога», 1 место за
вязаные игрушки на сайте «Воспитателю. ру» в номинации «Мое рукоделие».
Приняла участие в вебинаре «Создание игровой интерактивной среды с учетом
игровой интерактивной среды с учетом ФГОС ДО» на
сайте «Мерсибо». Разработала интерактивные игры для детей младшего возраста
в программе «PowerPoint». И создала презентацию из опыта
работы «Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста».
Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным
процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением.
Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и
поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится
и взрослеет.
Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиеся
авторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств
можно и нужно в дошкольном возрасте
Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности
человека. Группа детского сада для большинства детей является первой
организованной малой группой, в которой начинают складываться у ребенка его
первые отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры
детского коллектива.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы
детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на
формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный
интерес для исследователей (ученых) .
Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы - на первый план
выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к
личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.
В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогической системы
появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылок
формирования умений межличностного общения на основе гуманного отношения у
детей. Формирование гуманных чувств начинается в детстве, с самых первых
контактов ребенка с окружающими людьми - взрослыми, сверстниками. В
совместной деятельности, в общении, если они правильно построены, возникает
общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащения
чувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления
гуманных чувств у детей и формирование их гуманных отношений в детском саду
и семье еще недостаточно изучены.
Сюжетно-ролевая игра - это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и
воспитывающая одновременно. С точки зрения детей, ролевая игра- это игровая
деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Целью
ролевой игры является осуществляемая деятельность- игра, мотив которой лежит в
содержании деятельности, а не вне ее воспитательный характер игры
дошкольниками не осознается. Также отметим воспитательное значение ролевой
игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский
коллектив. В активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие ребята, и
это способствует самоутверждению в коллективе [1, с 15].
Ведущими в условиях детского сада являются сюжетно-ролевые игры со
сверстниками. Это, прежде всего, самодеятельные сюжетно-ролевые игры, которые
возникают по инициативе самих детей. В них дети оговаривают общую тему игры
(поиграем в больницу, в продавцов и т. п.) . В этих играх формируется
воображение, творческие возможности, социальные, коммуникативные
способности.
Для игр очень важна такая предметно-развивающая среда, которую дети могут
легко, по своему желанию, трансформировать в зависимости от поворота сюжета
игры.
Обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в игре, характера
общения между ее участниками выносить за рамки самой игры, чтобы не
разрушать ее замысел. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для
дальнейшего упрочнения нравственных представления. чувств, качеств детей,
которые формировались в быту.
На протяжении дошкольного детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре
происходит от исполнения ролевых действий к ролям-образам. У младших
дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр.
Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными
действиями: я - мама, я - шофер, я - врач. Взятая роль придает определенную
направленность, смысл действиям с предметами: мама выбирает для игры
игрушки или предметы, необходимые для приготовления обеда, купания ребенка;
врач подбирает для лечения карандаш-градусник, рвет бумажки для горчичников,
наливает воображаемое лекарство и т.п. Таким образом, разыгрывая роль, дети
младшего дошкольного возраста, используют игрушки, реальные предметы
(ложка, тазик и т.д.), а также предметы-заместители (карандаш или палочка
становится в игре ножом, ложкой, градусником, шприцем и т.д.).
Развитие сюжетно-ролевой игры
(концепция Н.Я. Михайленко)
Возраст
детей
Характер игровых
действий
Выполнение роли
Развитие сюжета в
воображаемой
ситуации.
3-4 года
Отдельные игровые
действия, носящие
игровой характер.
Роль
осуществляется
фактически, но не
называется
Сюжет – цепочка из
двух действий.
Воображаемую
ситуацию
удерживает
взрослый.
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми
сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного
социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста
уже недостаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со
сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе
взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как
взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с
другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты.
Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со
сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и
возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность,
социальная компетентность.
1 этап
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же зависит от
личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей
группы, кто-то только с 1–2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие
пассивны, подчиняются сверстникам и т.д.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на
формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых
играх, можно выделить четыре подгруппы детей.
Примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером
по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд
специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие
коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность,
нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же
время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание
инициативных действий над ответными.
Для исследования межличностных отношений можно создавать такие
естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед
необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться
со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные
ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры
и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к
сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
Наш детский сад работает по программе “От рождения до школы” Авторы этой
программы основное внимание обращают на интеллектуальное развитие ребенка,
на умение сотрудничать детей с друг с другом, но я обнаружила, что дети в
большинстве случаев не могут сотрудничать и взаимодействовать между собой.
Мной проводилось обследование сюжетно-ролевой игры во II младшей группе.
Обследование проводилось по следующим компонентам игры: замысел,
содержание, сюжет, ролевые действия, взаимодействия в игре и конечно же
общение.
Обследование показало, что по уровню формирования межличностных отношений
детей в игре некоторые дети оказались на низком уровне – 20% .
Причины:
1. Низкий уровень развития навыков общения ребенка (незнание способов общения
или неумение организовать общение, совместную деятельность).
2. Отсутствие у ребенка потребности в общении.
Частые болезни ребенка.
Нерегулярное посещение детского сада.
Чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия для развития
индивидуальности, необходимо уметь дифференцировать источники его
трудностей.
Для определения сформированности межличностных отношении
дошкольников использую в своей работе сюжетно-ролевые игры как для девочек,
так и для мальчиков.
Сюжетно-ролевая игра «Строитель»
В игре участвуют мальчики и взрослый. Перед началом строительства
взрослый предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из
него построить. По правилам игры один из детей должен быть строителем (т. е.
осуществлять активные действия), а другой — контролером (пассивно
наблюдающим за действиями строителя). Дошкольникам предлагается
самостоятельно решить: кто будет строить первым и, соответственно, будет
исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за ходом
строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если
дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им
воспользоваться жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора.
Угадавший назначается строителем и строит постройку по собственному
замыслу, а другой ребенок назначается контролером, он наблюдает за
строительством и вместе со взрослым оценивает его действия. В ходе
строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка-строителя.
Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что-
то у тебя странный дом получается, что таких не бывает»
Сюжетно-ролевая игра «Одень куклу»
В игре участвуют девочки и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную
куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает
детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для
девочек — платья, для мальчиков — костюмы). По цвету, отделке и раскрою все
варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты
вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики,
кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы,
сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая
красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре
замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается
три рукава и один ботинок, а в другом — три ботинка, но ни одного носка и т. д.
Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями.
Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную
для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По
окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую
одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.
Результаты 1 мониторинга
№
Списочный состав группы
Соотнесение к подруппе
1
Беляков Максим
II
2
Быкова Ксения
I
3
Волкова Софья
III
4
Воронов Кирилл
IV
5
Данилов Александр
I
6
Душатина Карина
I
7
Зайнуллина Анелия
I
8
Зайнуллин Ильнур
IV
9
Косова Дарья
II
10
Кутлуев Урал
IV
11
Лиходед Элина
III
12
Никитин Никита
IV
13
Пестова Анна
IV
14
Петров Егор
IV
15
Плеханова Владлена
II
16
Покшубин Артем
IV
17
Харитонов Никита
III
18
Юрченко Матвей
III
19
Юсова Ульяна
IV
20
Юшин Дмитрий
IV
Обозначение подгрупп
Первая
подгруппа
Дети активные, общительные, дисциплинированные, с
достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и
среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять
второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по
отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к
замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются,
неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на
занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют
на других детей.)
Вторая
подгруппа
Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими,
дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.
Третья
подгруппа
Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно
конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не
обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной
игры.
Четверта
я подгруппа
Дети несколько пассивные, у них не развиты навыки
самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и
строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в
игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают
дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить
работу.
Однако какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные
тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.
2 этап
Разработанная в группе предметно-развивающая среда обеспечивает высокое
качество дошкольного образования через гарантированную охрану и укрепление
физического и психического здоровья воспитанников, способствование
высоконравственному развитию и воспитанию детей. Как рекомендовано ФГОС
ДО образовательная работа с детьми осуществляется в процессе организации
различных видов детской
деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-
исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, позволяющей
удовлетворить потребности воспитанников.
«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и
средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание
развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями
основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая среда нужна, во- первых, для того, чтобы воспитать успешного,
самостоятельного, инициативного, творческого ребенка .
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу
найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться
взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их
чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск,
включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это
позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность,
самостоятельность, способность к творческому самовыражению.
Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в жизни ребенка. Через игру
ребенок знакомиться с различными профессиями, развивает общение с детьми,
учиться жить в коллективе. В группе в которой я работаю, хорошо продумана
развивающая среда. Дети по желанию могут выбрать игру, найти себе партнеров,
распределить роли и интересно играть. Развивающих игр много, но дети очень
любят сюжетно-ролевые игры, здесь они раскрываются полностью, проявляя свой
характер и порой не с лучшей стороны, всем хочется выполнять главную роль, а от
этого зависит ход игры. И наблюдая за игрой детей вижу как они отражают
реальную жизнь, которую видят, и так хочется сказать родителям, будьте
осторожны в словах, поступках, когда вы под контролем детских глаз. И самое
главное сюжетно-ролевая игра формирует межличностные отношения.
Мною оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Салон
красоты», «Кухня», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных
особенностей, развития и становления этапов формирования игры.
3 этап
За основу в своей работе беру программу «От рождения до школы» по
редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой и т.д.. Работая по теме,
сделала подборку сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет.
Перед организацией сюжетно-ролевых игр, провожу предварительную работу.
Содержание предварительной работы:
1.
чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо
типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим
обсуждением описанных в них поступков;
2.
рассматривание иллюстраций, отражающих разнообразные ситуации из
жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду;
3.
игры–упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций,
содержащих в себе моральный смысл.
Благодаря
такой
подготовке
учу
детей
применять
полученные
навыки
общения
в
игровых
и
жизненных
ситуациях. Чтобы
сюжетно-ролевая
игра
принесла максимальную пользу в формировании межличностных отношений у
детей, направляю сюжеты своих игр, таким образом, чтобы они:
- развивали у детей способности понимать состояние, настроение другого
человека, формировать способы эмоционального содействия, оказывать помощь,
сочувствовать.
Считаю, что для формирования позитивных межличностных отношений наиболее
благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые
предписания: "Салон красоты", с широким набором услуг, с появлением новых
ролей: маникюрша, визажист, стилист, косметолог. "Поликлиника", «Супермаркет».
При организации таких игр также важно учитывать особенности современной
социальной жизни детей. С каждым годом появляется всё больше новой техники
(новые модели машин, бытовая техника , и пр.). В нашей речи появляются новые
слова: планшет, айфон ; новые профессии: торговый представитель, менчендайзер,
менеджер, полицейский, оператор, МЧС и др.
Перспективный план по сюжетно - ролевым играм.
Дата
проведен
ия
Тема
Задачи
Сентябрь
Беседа: Кто это – строители?
Чтение сказки «Три поросенка»
Игра-упражнение «Стройка»
с/р игра «Строим дом»
Раскрытие смысла
деятельности строителя.
Ознакомление с трудом
взрослых.
Октябрь
Экскурсия в прачечную.
Чтение рассказа А. Кардашовой
«Большая стирка».
с/р игра «Большая стирка»
Воспитание у детей
уважения к труду прачки,
бережного отношения к
чистым вещам, результату
ее труда.
Ноябрь
Экскурсия в процедурный кабинет
Беседа: «Профессия-врач»
с/р игра «Игрушки у врача»
Игра ситуация “Процедурный
кабинет”
Игра – ситуация “У зубного врача”
с/р игра «Поликлиника»
Развития умения
применять полученные
знания в коллективной
творческой игре.
Раскрытие смысла
деятельности
медицинского персонала.
Воспитание уважения к
профессии врача.
Декабрь
Беседа о предстоящем празднике
«Новый Год»
с/р игра «Встречаем новый год»
Развития умения
применять полученные
знания в коллективной
творческой игре
Январь
Театр
Кукольный спектакль,
Закрепление
представлений детей о
театре. Развитие интереса
инсценирование сказок «Репка»,
«Лисичка со скалочкой», «Колобок».
в игре. Формирование
положительных
взаимоотношений между
детьми.
Февраль
Рассматривание иллюстраций на
тему «Семья».
Чтение худ.произведения Н. Забилы
«Ясочкин садик».
с/р игра «Семья»
с/р игра «Дочки - матери»
Развитие интереса к игре.
Формирование
положительных
взаимоотношений между
детьми.
Март
Игра-ситуация «Красивая стрижка»
с/р игра «Салон красоты»
с/р игра «Печем пирожки»
Раскрытие смысла
деятельности парикмахера.
Воспитание уважения к
профессии парикмахера
Апрель
с/р игра «Собираемся на прогулку»
Посещение кухни, мед.кабинет,
музыкальный зал; беседа с повором,
врачом, мед.сестрой об их работе.
Чтение рассказов и стихов.
с/р игра «Детский сад»
Закрепление знаний детей
о работе воспитателя,
няни, повара, мед.сестры и
др.работников детского
сада. Воспитание интереса
и уважения к их труду.
Май
Игра – ситуация “В супермаркете”
Игра – ситуация “Новые товары”
Ознакомление с трудом
взрослых в продуктовом,
овощном магазине.
Формирование
положительных
взаимоотношений между
детьми. Воспитание у
детей уважения к труду
продавца книжного
магазина, магазина
игрушек, универмага.
4 этап
Из бесед с детьми и родителями пришла к выводу: многие родители
убеждены, что игра – самостоятельная деятельность и взрослым вообще не следует
в неё вмешиваться. Главным средством развития игры они считают приобретение
игрушек – ребёнок должен играть сам. Взрослые не всегда осознают, что для
ребёнка любого возраста важно даже самое малое участие родителей в игре, важно
чувствовать поддержку одобрение.
Наша задача – довести до родителей, что именно в игре определяется
развитие личности ребенка и его сознания, развитие его психических процессов
(мышления, воображения, восприятия, памяти, воли), зарождаются новые виды
деятельности (трудовая и учебная). В игре все стороны личности формируются в
единстве и взаимодействии. По выражению отечественного психолога С. Л.
Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё
формируются все стороны психической жизни личности».
Составлен консультационный материал для родителей:
- “Игра в творчество”(Приложение 4).
- “Играем в сюжетные игры”.
- “Современные дети, современные игры” (Приложение 3).
- Консультации для родителей (Приложение 1).
5 этап
Результаты мониторинга
№
Списочный состав группы
Соотнесение к подруппе
1
Беляков Максим
I
2
Быкова Ксения
I
3
Волкова Софья
III
4
Воронов Кирилл
I
5
Данилов Александр
I
6
Душатина Карина
I
7
Зайнуллина Анелия
I
8
Зайнуллин Ильнур
I
9
Косова Дарья
II
10
Кутлуев Урал
IV
11
Лиходед Элина
I
12
Никитин Никита
I
13
Пестова Анна
I
14
Петров Егор
I
15
Плеханова Владлена
II
16
Покшубин Артем
IV
17
Харитонов Никита
III
18
Юрченко Матвей
III
19
Юсова Ульяна
I
20
Юшин Дмитрий
I
Первая
подгруппа
Дети активные, общительные, дисциплинированные, с
достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и
среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять
второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по
отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к
замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются,
неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на
занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют
на других детей.)
Вторая
подгруппа
Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими,
дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.
Третья
подгруппа
Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно
конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не
обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной
игры.
Четверта
я подгруппа
Дети несколько пассивные, у них не развиты навыки
самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и
строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в
игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают
дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить
работу.
После проведенной работы в конце учебного года был проведен повторный
мониторинг, сюжетно-ролевая игра «Строитель» и «Оденем куклу», который
показал, что в группе нет больше отверженных и игнорируемых детей. Сравнивая
результаты двух мониторингов (начальной и конечной), мы видим, что длительная
сюжетно-ролевая игра явилась тем универсальным средством, с помощью которого
дети смогли стать членами игрового коллектива, перестроить свои
взаимоотношения со сверстниками. Богаче стал ролевой репертуар детей, возросла
их инициатива. Шире стал и круг общения. Ребята научились адекватно оценивать
поведения других детей и свое собственное. Мы заметили, что такие меры
воздействия на детей, как порицание и наказание, исключение из деятельности,
ведут к усугублению негативизма и скованности детей и потому педагогически
нецелесообразны.
Таким образом, в игре происходит становление личности ребенка, поэтому её
педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково
содержание сюжетно-ролевых игр. На пробуждение гуманных чувств можно
рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре , подобно тому, как
продавцу предписывается быть вежливым с покупателями, медицинским
работникам надлежит проявлять сочувствие и доброжелательность по отношению к
больному. Поэтому правила культурного поведения ввожу в ролевые требования
как обязательный атрибут игры.
Важное место в моей работе занимает педагогическое воздействие на детский
коллектив с целью изменения отношения сверстников к ребенку.
Доброжелательность, доверие коллектива к ребенку поддерживают в нем чувство
собственного достоинства, окрыляют его. Показателями эффективности данных
педагогических воздействий может служить возрастание интереса ребенка к
участию в коллективных играх, повышение индивидуального уровня игры,
появление у него хороших друзей.
Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и
удовлетворения каждого ребенка. В результате такой работы дети стали более
активны, свободнее вступают во взаимодействия, подключаются к уже играющим
сверстникам, уверенны и самостоятельны в игре.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра может стать основой формирования
положительных навыков общения ребенка со сверстниками.
Важно подчеркнуть: ненавязчивое и непринужденное участие воспитателя в
игре – непременное условие коррекционной работы.
Литература:
1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст] :
практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова. -М. : Айрис-пресс, 2008.-
128с.
2. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками
[Текст].Дошкольное воспитание. -1995.-№10.-С 45-47.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду.- ред.Васильевой М.А.,М
2004г.
2. Воспитание с любовью и логикой. — Барнаул 1998 г.
3. Дошкольное воспитание — Журнал. — № 4-8, 1989 г.
4. Дошкольная педагогика — Журнал. — №4-5, 2004 г.
5. Дошкольная педагогика. — М., 2000. — Козлова С.А., Куликова Е.А.
6. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001. — Михайленко Н.Я.,
Короткова Н.А.
7. Как развивать таланты ребёнка от рождения до 5 лет. Фридман Д. — М.: Центр
«ПРО» 1995 г.
8. Н.В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.
— 2007