Автор: Буваева Любовь Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Большецарынская средняя общеобразовательная школа №2 им. М.В.Хонинова"
Населённый пункт: п. Большой Царын Октябрьского района Республики Калмыкия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Двуязычное преподавание математики в национальном классе по системе УДЕ"
Раздел: начальное образование
МКОУ «Большецарынская СОШ№2 им. М.В.Хонинова»
«Двуязычное преподавание математики
в национальном классе по системе УДЕ»
учитель начальных классов
МКОУ «Большецарынская СОШ №2
им. М.В.Хонинова»
Буваева Любовь Михайловна
п. Большой Царын
2018г.
Двуязычное преподавание математики
в национальном классе по системе УДЕ
Для развития детского мышления и психического развития ребенка огромное значение
имеет фактор речевого развития.
<<Обучение двум языкам-писал Л.С.Восготский,-представляет своеобразную форму
детского развития>>.
<<Язык-духовное богатство народа.Но богатство, воплощенное в сокровищах языков
других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не
почувствовал ее красоты
Чем глубже познает человек тонкости родного языка, тем больше подготовлен его ум к
овладению языками других народов, тем активнее воспринимает сердце красоту
слова>>.Так разъяснял роль родного языка великий русский педагог К.Д.Ушинский.
Его суждения сохранили свою силу до настоящего времени: <<Усваивая родной язык
ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и взаимодействия, но и бесконечное
множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных
образов, логику и философию, и усваивает легко и скоро в два-три года только, что и
половины того не может усвоить взрослые за двадцать лет прилежного и методического
учения>>.
В начальной школе закладывается основа для подготовки детей к творчеству.
В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается
любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить
сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность,
самостоятельность, начинают проявляться интересы. Поэтому очень важно не упустить
это время и максимально использовать природные данные каждого ребенка.
Одна из важнейших дисциплин, изучаемых в школе,- математика и учащихся получают
достаточно высокий уровень знаний уже не начальном этапе обучения.
Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические
системы развивающего обучения. К такой системе относится методика обучения по
системе УДЕ. Руководство экспериментом по двуязычному преподаванию математики
(1992-1998г.г) и работа в национальных классах показала нам эффективность методики
укрупнение дидактических единиц.
Как показал десятилетний опыт нашей работы, когда в нашей республике дети в
совершенстве владеют русским языком, плохо знают свой родной язык, двуязычное
преподавание математики явилось самым приемлемым.
При двуязычном преподавании учащиеся усваивают учебный материал на двух языках
глубже, чем на одном. При этом усваивается не только содержание обучения, но и
развивается речь учащихся на двух языках. Дети показывают хорошие знания по
предметам, умеют нестандартно мыслить, организованные и целеустремленые. Это
доказано опытом и изучено учеными.
Психологи доказали, что истинное понимание чего бы то ни было представляет как бы
разговор двух взаимодействующих кодов систем в <<пределах одной головы>>.
Знание, оформившееся на одном из этих языков помогает приобретению знаний и на
втором языке (и обратно).Получается, что мозг двуязычных работает интенсивно.
Велико влияние учебника на развитие мышления и познавательный способности
учащихся оно влияло на развитие речи на родном языке, так и общему интеллектуальному
росту ребенка. Тексты в учебнике расположены на двух языках на каждой дает
возможность детям сразу на двух языках строить упражнения, знать правило и законы на
двух языках, уметь видеть и анализировать специфику построение предложения на одном
и другом языке. Все это является хорошей упражняемостью языковой единицы,
способностью языкового факта быть усвоенным в результате тренировки, готовит
учащихся строить правильно предложение и словосочетания.
При изучении числа “3” удобно указать на наличие триады слов, ображающие время,
например:
Вчера-оцклдр-10-е число месяца,
Сегодня-эндр-11-е число месяца
Завтра-манhдур-12-е число месяца
Изучение числа 7 (стр.20)
В тексте учебника подобрано материала о понятии числа, его образовании и связи его с
жизнью: 7-это 6+1.
-название дней недели
-пословицы с числом 7
-предметов с семью Элементами,
проговаривают различные способы образования
числа (7-это 6и1,)
восемь без одного, состоит из шести и одного, больше
шести на один.
Подбор такого содержания требует от учащихся прочно усвоить за единицу времени
большое количество языковых фактов и правил.
Например, решение четверти примеров,- это по четыре суждения на каждом языке: 4,3,7
а) дорвн деер hурвиг немхля долан болх;
б) hурвн деер дорвиг немхля долан балх;
в) доланас дорвиг хасхла hурвн болх;
г) доланас hурвиг хасхла дорвн болх.
При изучении чисел первого десятка мы подкрепляем ассоциативное поле каждого
числа различными представлениями геометрического, географического, житейского
характера.
Разнообразится устный счет в виде матричных упражнений.
d
4
6
8
10
12
14
D+4
Главное достоинство методической системы УДЕ заключается в обладении детьми
активными приемами мышления.
Технология Пюрвя Мучкаевича раскрывает огромные возможности деятельности,
познания, реализации и развития, заложенных в каждом ребенке, человеке способностей.
Школьники должны знать об УДЕ и уметь применять технологию на практике.
Ведь принцип УДЕ несомненно универсален, применим, как в математике, так и в
биологии, физике, химии и других дисциплинах.
<<Можно учить всех, всему и должным образом>> - говорил Иоганн Готенберг.