Автор: Тимофеева Валентина Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №30
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: Выступление на городском методическом дне
Тема: "Отработка вычислительных навыков при подготовке к ЕГЭ"
Раздел: полное образование
Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроке математики в 11 классе по теме
«Отработка вычислительных навыков при подготовке к ЕГЭ»
Форма работы: групповая
Цели урока:
1.Повторить и систематизировать знания по работе с дробными числами, с формулами площадей
многоугольника и круга, показать связь планиметрии со стереометрией
2.Развивать вычислительные навыки, умение применять теоретический материал на практике
3.Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, толерантность, умение выслушать чужое
мнение
Плакат «Счет и вычисления – основа порядка в голове» И.Песталоцци
Ход урока:
1.Создание трех групп и рассаживание учеников за определенными столами (первый стол обозначен
«треугольник», второй- «четырехугольник», третий- «окружность»).
Каждый ученик при входе в класс получает карточку с формулой и в зависимости от содержания
формулы садится за определенный стол.
Правила работы в группах: каждый ученик в группе решает одну задачу, выбирая свой уровень
сложности, если он не справляется с решение, ему помогают товарищи. В итоге все задачи в группе
должны быть решены. Старший группы заносит ответы в таблицу и отдает учителю. Если есть
неверные ответы, то учитель разбирает задачу на доске. Каждый участник группы в ходе работы
заполняет свою карту учета
Фамилия,
имя
Задания
Работа с
формулами
Задача по
стереометри
и
Устный
счет
Задача на
нахождение
площади круга
и его частей
Общая задача
группы
Отметка
выполнения
Обозначения: «+» - решил сам; «v» - решил с помощью товарищей в группе
У: Почему вы собрались за этим столом, что объединяет вас? ( 1стол-у всех формулы, связанные с
треугольником; 2стол- с четырехугольником; 3стол-с окружностью)
Слайд№1- 4: вычислить площадь многоугольника.
Мы рассмотрели многоугольники, в которых основания, высота, диагонали выражены целым числом
клеточек. А как поступить, если многоугольник не является выпуклым (неправильной формы)?
-достраиваем до прямоугольника или треугольника.
У: Для невыпуклых многоугольников можно применить формулу Пика
Слайд №5 – 8: показ формулы Пика для вычисления площади невыпуклых многоугольников
Две группы находят площадь фигуры с помощью дополнительного построения, третья - по формуле
Пика.
Во всех рассматриваемых формулах содержится дробь (часть, доля) ½.Как ее еще называют?
(половина, 50%).
У: Где применяются рассмотренные нами формулы планиметрии в стереометрии?
-При вычислении площади поверхности пирамиды, призмы, цилиндра, конуса, при вычислении
объемов
На доске готовые чертежи правильной треугольной и четырехугольной пирамиды.
Решение задачи №1
Работа в группах: на каждом столе лежат тексты задач по стереометрии из ЕГЭ. Ученики решают,
заносят ответы в таблицу
Каким числом можно записать треть, четверть (1/3,1/4,25%)
Если в 3 классе вы называли дробные числа долями, то в средних и старших классах их называем
дробями или частями
Решение задач (устно) по готовым чертежам на доске: дана площадь круга 12кв.см, найти площадь
закрашенной части. Ученики определяют по рисунку, что закрашена четвертая часть (доля) круга и
третья часть
В КИМах ЕГЭ широко представлены задания на нахождение площади круга и его частей, при
решении которых используются два правила при работе с дробями: нахождение части от числа и
нахождение числа по его части. Кто помнит эти правила?
Слайд №9. Правила. Устная работа: а) найти дробь от числа, б) найти число по его части.
Решение задачи №2: нахождение площади круга и его частей
Работа в группах: на каждом столе лежат тексты задач из ЕГЭ. Ученики решают, заносят ответы в
таблицу.
Итог занятия
Обратите внимание на свои карты учета результатов работы на занятии. Есть ли в ваших картах
«минусы». Все ли правила работы с дробями усвоили, какие формулы у вас вызывают затруднения
или вы их не умеете применять для решения задач. Мы решали экзаменационные задачи, поэтому все
западающие моменты прошедшего занятия будем отрабатывать на консультациях.
Слайд №10 «Желаем удачи на ЕГЭ»