Автор: Лоскутова Марина Алексеевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МДОБУ "Медведевский детский сад № 4 "Ромашка"
Населённый пункт: Республика Марий Эл, п. Медведево
Наименование материала: методическая разработка открытого занятия
Тема: "ОХ и АХ собираются в школу"
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия в подготовительной группе
на тему: «ОХ и АХ собираются в школу»
Цель: Развитие речи детей.
Задачи:
-Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения, желание
оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Формировать навыки
сотрудничества на занятии.
-Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, память,
внимание, мышление.
-Повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения, деление
слов на слоги, понятия «звук», «буква», составление описательных рассказов.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация,
музыка, познание, физическое развитие.
Оборудование: сюжетные картинки по теме “ОХ и АХ идут в поход”, куклы
ОХ и АХ, аудиозапись музыки из м/ф «Ох и Ах идут в поход»; слайды:
«Один- много», «Четвёртый лишний», «Речевые упражнения», портфель,
книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.
Методы и приемы:
- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);
- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);
- практические (игровые).
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята! Сегодня у нас необычный день. К нам в гости придут
наши старые знакомые ОХ и АХ. Послушайте запись и скажите, из какого
мультфильма эта музыка? (Звучит аудиозапись из мультфильма «ОХ и АХ
идут в поход”.)
Ответы детей.
Воспитатель: Музыка из м/ф «ОХ и АХ идут в поход». А давайте мы
придумаем новую историю про наших героев и назовём её, например, так
“ОХ и АХ собираются в школу”.
– А вот и наши друзья. (Воспитатель показывает кукол ОХА и АХА).
-Давайте вспомним, ребята, какие по характеру наши друзья?
Ответы детей.
-Воспитатель: АХ-веселый, жизнерадостный, он готов всегда прийти на
помощь другу. Ох-невеселый, нерешительный, ворчун, у него все время
плохое настроение.
Итак, история начинается.
Жили рядом Ох и Ах
Друг от друга в двух шагах,
Ах - шутник и хохотун
Ох - отчаянный ворчун.
Из домика выбегает АХ.
АХ: Ах, как здесь чудесно! Ах, какие замечательные детки! Ах, как вы все
повзрослели за лето! Вы, наверное, подготовишки?
-А это что значит? Что вы готовитесь в школу!
-А как вы готовитесь в школу?
ОТВЕТЫ детей: Мы учим буквы, цифры, лепим, рисуем, ставим опыты,
считаем, учимся беречь природу, танцуем и поем!
АХ: Ах, как я люблю петь и танцевать, и узнавать что-то новое и интересное!
2. Основная часть.
Выходит из домика ОХ, у него за спиной рюкзачок…
ОХ: Ох-ох-ох что за шум, что за веселье?
АХ: Ох, ты не заметил, как изменились наши дети, какие они веселые,
умные?
ОХ: Ох, и что теперь шуметь, и радоваться? Что хорошего от этого? Бедные
дошколята! Им теперь придется каждый день ходить в детский сад и
готовиться к школе! Ох-ох-ох…
АХ: Ох, что ты такое говоришь? Это ведь замечательно, что они будут ходить
каждый день в детский сад и готовиться к школе. Они узнают много нового,
научаться читать и писать!
ОХ: Ох, это так сложно…
АХ: Ах, это так весело, не так ли, ребята? Давайте все вместе покажем ОХУ,
как это легко!
Проведём мы испытания,
Чтоб проверить ваши знания.
Буквы все от А до Я
На страницах …
Дети: Букваря!
Должен каждый ученик
В школу брать с собой…
Дети: Дневник!
Чтоб в ней ручками писать
Приготовим мы…
Дети: Тетрадь!
Карандаш чтоб не пропал,
Уберем его в …
Дети: В пенал!
В коридоре топот ног
То зовет всех в класс…
Дети: Звонок!
ОХ: Ох, ох, ох, ничего то я не знаю…
АХ: Ах, какие умные дети в этом детском саду!
Интересно, а что же наши ребята в школе будут получать? 5ки или 2ки?
ПЯТЕРКИ !
АХ: Наши ребята еще много чего знают, Ох.
А все, потому что они ходят в детский сад и многому там учатся. Пора и нам
с тобой собираться в школу.
Воспитатель: Ребята, ОХ и АХ собрали портфель. Давайте, посмотрим, что
они в него положили. По очереди, будем вынимать по одному предмету из
портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина,
из каких частей состоит и каково назначение предмета.
Игра «Опиши предмет».
(Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)
- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные
принадлежности).
(Воспитатель складывает всё в портфель).
Воспитатель: Взяли АХ и ОХ портфель и отправились в путь. А дорога шла
через леса, через поля…ой, ребята, а что было дальше я не знаю. Но у меня
есть иллюстрация художника Алексея Никаноровича Комарова, по которой
мы сможем определить, как ОХ и АХ добрались до школы!
КАРТИНА НА ЭКРАНЕ « Два упрямца» Алексей Никанорович Комаров
Вопросы по описанию картины:
Кто изображен на картине? Что они делают?
Почему вы думаете, что дети идут в школу, а не в детский сад?
Как назвать детей, которые идут в школу одним словом?
Что находится у школьников в портфелях? Как можно назвать одним словом
эти предметы?
Сколько всего детей вы видите на картине?
Сколько из них школьников?
Двое детей еще маленьких.
В какое время года дети начинают учиться?
Как можно назвать эту картину?
- Молодцы! Вот так наши друзья и добрались до школы.
Давайте и мы немножко отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Веселая кошка»
Вот окошко распахнулось, (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить»
муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.
Воспитатель: Ребята! Вы знаете, что в школе нужно владеть определёнными
знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий
язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, а не отдельных слов.
Все, что мы говорим-это речь. В предложении может быть несколько слов и
все они связаны по смыслу.
Теперь давайте попробуем составить
предложения по схеме.
Посмотрите на экран.
Два слайда на экране. Составление предложений по картинкам –
схемам.
А теперь посмотрите на доску. Перед вами схема предложения, сколько слов
в этом предложении? (Два) Напоминаю вам, что в схеме предложения первое
слово в предложении обозначается высокой черточкой, в конце предложения
ставится точка. Потому, что на письме первое слово в предложении пишется с
большой буквы, а в конце предложения ставится знак окончания
предложения, в нашем случае это точка.
ДОСТАНЬТЕ схемы из конвертиков.
Давайте придумаем предложения по этой схеме, начинаю я, а вы
выкладывайте схему каждый у себя на столе.
1.Наступила осень.
2.Идут холодные дожди.
Обратите внимание, что маленькой черточкой обозначено короткое слово,
приведу пример:
3.Дети идут в школу. Дети сядут за парты.
Молодцы, ребята. Положите схемы в конвертики и уберите на край стола.
Воспитатель: Ребята, а из чего же состоят предложения? (Из слов).
Воспитатель: Так что же такое «слово»?
Ответы детей: (Слово – это все, что мы произносим).
Воспитатель: Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение. Мы
используем слово для того, чтобы дать предметам наименование,
охарактеризовать их, описать качества. А теперь поиграем еще в одну игру:
Игра «Назови одним словом»
Мяч, кукла, пирамидка, машинка – (игрушки)
Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка – (посуда)
Ложка, вилка, нож – (столовые приборы)
Дуб, береза, ель, сосна – (деревья)
Роза, лилия, астра, тюльпан – (цветы)
Воспитатель: Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего
состоят слова? Расскажите ОХУ и АХУ. (Из звуков).
– На какие две группы делятся все звуки русского языка?
Ответы детей. (На гласные и согласные).
Воспитатель: Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются,
тянутся).
А согласные? (не тянутся, не поются).
Воспитатель: Согласные звуки бывают ЗВОНКИЕ и ГЛУХИЕ, как
различаем?
Ответы детей. При произношении звонких согласных участвует голос и шум,
а при произношении глухих только шум.
Воспитатель: Проведем маленький эксперимент. Приложите пальчики к
своему горлу и произнесите пары согласных звуков, надо постараться тянуть
каждый звук подольше:
[б] - [п], [д] - [т], [з] - [с].
Когда вы произносили звуки [б], [д], [з], горло дрожало.
Значит, в образовании этих звуков участвовал не только
шум, но и голос!
А когда звучали [п], [т], [с] горло оставалось почти неподвижным. Значит,
эти звуки образуются только шумом.
Давайте вспомним - звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и
видим.
– Молодцы! Мы показали ОХУ и АХУ, как считать слова в предложении и
различать звуки и буквы. Но, ребята, нам ещё нужно научить наших друзей
делить слова на слоги.
Покажем, нашим друзьям, как мы умеем делить слова на слоги? Я буду
называть школьные принадлежности, а вы считать в них слоги. Приготовьте
для этого руки, будем прохлопывать.
Тетрадь, карандаш, линейка, книга, ластик, альбом, краски, кисточка…
– Загрустил ОХ, как много всего он ещё не знает! Он думал, что собрал
портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего
знать и уметь. Упало у ОХА настроение. Давайте сделаем так, чтобы наши
друзья снова были веселы. Станьте на ножки.
Песня-игра «Купим мы, бабушка».
Воспитатель: Теперь настроение у всех будет хорошее. Вы уже знаете, что
АХ большой озорник и любит разные игры.
Посмотрите на экран, друзья придумали нам новые испытания.
Речевые упражнения- 4 слайда
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием, но ОХ и АХ хотят
знать все больше и больше, и они снова придумали для нас испытание.
– Итак, первое задание. Внимательно слушайте слова и определите, какой
звук повторяется во всех словах? Назовите его.
Шар, шум, шишка
Рак, гора, жара,
Липа, лёд, лист.
Второе задание. Игра «Один – много».
СЛАЙДЫ НА ЭКРАНЕ.
Воспитатель: ребята, давайте подарим нашим друзьям рисунки. А поможет
нам в этом творческая игра – диктант «Нарисуй домик под диктовку»
Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушать и рисовать в
своих листочках то, что слышите, а потом эти красивые рисунки мы подарим
на память ОХУ и АХУ. А я буду рисовать на мольберте.
Бочка-дом, с овальной крышей,
А живут в нем только мыши.
Мыши, формы полукруга,
Жить не могут друг без друга.
Окна круглые в дому.
Дверь квадратом в терему.
3. Рефлексия.
Ребята, вы большие молодцы, вы рассказали нашим друзьям ОХУ и АХУ, как
вы готовитесь к школе. Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы
пойти в школу. Как вы думаете, теперь ОХА и АХА примут в 1 класс? С 1
сентября, они, как и вы, пойдут в школу и будут учиться на пятёрки и
четвёрки.
ОХ: Мне совсем не хочется идти домой. Мне нравится играть с детьми. Это
так интересно и весело. А самое главное – мы все вместе. А дома я нахожусь
постоянно один и скучаю.
ОХ: Я не хочу больше быть грустным и ворчливым, я как ребята хочу быть
ловким, веселым, а еще научиться читать, писать и много знать.
АХ: Ох, не плачь, мы возьмём тебя в наш замечательный детский сад, и ты
всему научишься!
ОХ: Как быстро промелькнуло лето,
На смену осень вновь идет.
День знаний означает это,
Что нас работа с вами ждет,
АХ: Что ждут нас новые дела,
Задумки, планы детвора!
Победы ждут и ждут удачи,
Да и не может быть иначе.