Автор: Сахарова Галина Афанасьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "ЦРР–ДС "Аннушка"
Населённый пункт: Нарьян–Мар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Посиделки "Мир воды"
Раздел: дошкольное образование
Посиделки «Мир воды»
в старшей группе.
Цель: систематизировать представления детей о свойствах воды:
прозрачная, бесцветная, безвкусная, без запаха, растворяет, принимает форму
любого сосуда, переходит в разные состояния (жидкая, пар, лед
).
Задачи: развитие ассоциативного мышления.
Ход занятия.
Систематизация представлений.
1.
Расскажите все, что вы знаете о воде.
2.
Вы уже много знаете, а я еще добавлю. Что же нового узнали о
воде.
3.
Вы так много знаете, да я добавила. ВСЕ ли теперь мы знаем о
воде? Наверно, нет!
4.
А где же еще можно узнать?
5.
Зачем нужно многое узнавать? Зачем нужны знания?
- Все ли готовы пойти в удивительный МИР? А в какой мир собрались
идти? В «Мир воды».
- Сейчас подойдем к каждому столу и решим, про какую особенность
воды мы уже знаем.
Первый стол.
О прозрачности. 1 банка с прозрачной чистой водой, а в ней ложка.
- Как вы считаете, какую особенность воды можно увидеть? Как
узнали?
- Первая особенность – вода ПРОЗРАЧНАЯ.
Второй стол.
О состоянии воды: жидком, газообразном, твердом.
2 термоса: с кипятком и с льдинками.
- Какая же особенность воды спряталась в термосах? Ответ детей: не
видно.
- А какая же она может быть, если хранится в термосах? Ответ детей:
вода горячая.
- Как же узнать?
Открыть термос с кипятком, чтобы дети увидели пар.
- Сколько состояний воды в этом термосе? Ответ детей: два состояния.
- Одно состояние вы увидели и назвали – это пар. А еще какая вода
осталась? Ответ детей: вода горячая.
- Значит, в этом термосе два состояния воды – жидкая горячая и
газообразная вода, превратившаяся в пар.
Налить в чашку горячую воду.
- Итак, какая вода, которую я налила в чашку? Ответ детей: вода жидкая
и горячая.
- Интересно, а какая вода хранится в другом термосе?
Изобразить, что пытаюсь налить в чашку.
- Какое же состояние воды? Твердое.
Третий стол.
Вода без цвета, без вкуса, без запаха.
На подносе: белый, прозрачный графин, прозрачные стаканчики с
чистой водой.
- Понюхайте воду в стаканчиках. Про какую особенность можно
узнать? Ответ детей: без запаха.
- Какого цвета вода? Ответ детей: без цвета.
- Попробуйте. Налить воду в стаканчики.
- Какая вода на вкус? Ответ детей: без вкуса.
- Да, чистая вода без вкуса, без запаха, без цвета.
Четвертый стол.
Вода принимает форму сосуда.
На столе: бутылка с водой, 2 прозрачных сосуда (широкий и узкий).
Вода наливается в разные емкости.
- Какую форму приняла вода? Ответ детей: форму банки, форму
бутылки, форму вазы.
- Так есть ли у воды своя форма?
- Вода жидкая. У нее нет своей формы.
Пятый стол.
Вода – растворитель веществ.
На столе: банка с водой, шумовка с длинной ручкой с отверстиями,
кристаллики марганцовки.
- Какая вода в банке? Ответ детей: вода чистая, прозрачная, без запаха,
без цвета.
- Закройте глаза и потом увидите еще одно свойство воды.
Положить кристаллик марганцовки.
- Что стало с водой? Ответ детей: окрасилась.
- Вы же говорили, что вода бесцветная.
- В воде растворилась марганцовка. Значит, вода РАСТВОРЯЕТ другие
вещества.
- Что еще растворяет вода? Ответ детей: сахар и соль.
- Итак, еще особенность воды – свойство растворять другие вещества.
Шестой стол.
На столе: металлические скрепки, чистые камушки, деревянные
шпатели, трехлитровая банка с водой.
- Какая вода в банке?
- Опустим в воду скрепки. Из чего они сделаны? Ответ детей: из
металла.
Что происходит? Ответ детей: они утонули.
- Добавим камушек, пусть поплавает.
- Что мы узнали? Ответ детей: камушки тонут и скрепки тонут.
- А что же не тонет? Что может плавать?
Опускаем шпатели.
- Что узнали? Ответ детей: деревянные предметы тонут.
- Вот как много свойств воды узнали. Садитесь на стульчики.
- Как вы считаете, все ли вы узнали об особенностях воды или, говорят,
о свойствах воды? Ответ детей: нет, все знать нельзя.
- Действительно, можно еще узнать. Вы рассказали то, что вы уже
знаете. А я еще знаю, могу вам рассказать. Хотите еще узнать? Тогда
слушайте.
- Мир воды большой. На Земле много воды.
Показать на карте.
- Вода в океанах, морях, реках, в болотах, ручейках, в облаках, в
воздухе. Вода есть даже в камне, в каждом растении, в каждом
животном, в каждом человеке. Без воды не могут расти растения, не
могут жить животные и люди, если не будут пить. Вода нужна всему
живому на Земле!
- Вы об этом знали?
- Что нового узнали?
- Вы так много знали о воде, да я вам немножко добавила. Теперь
можно сказать, что вы ВСЕ знаете о воде? Нет. А где можно узнать?
- Молодцы! В каком Мире побывали?
Игра «Ручеек».