Автор: Кузина Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД №104"
Населённый пункт: Вологодская область г.Череповец
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "ИГРА – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ"
Раздел: дошкольное образование
Наиболее типичное состояние нормального ребенка – радость жизни, жизнерадостность,
переполненность веселой энергией жизни, бьющие через край эмоции. Это состояние
проявляется в радостном, игривом настроении, неукротимом стремлении придавать игровой
характер любой деятельности, даже той, которая вроде требует серьезного отношения. Однако
ребенок не играет. Он выполняет то или иное задание с требуемым результатом и вместе с тем
переполнен игривостью.
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает
предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок
коллективного мышления. Изучение происхождения игры как основного вида человеческой
деятельности дает возможность определить её сущность. Игра – образное, действенное
отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок
развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.
Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки
полученных впечатлений.
Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности,
активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются
равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том,
чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания
ребенка, отношение к жизни.
Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомится с окружающим миром,
активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять
свои мечты. Детские игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, характеру, организации,
поэтому точная классификация их затруднительна. В современной педагогике выделяют игры,
которые создаются самими детьми (Свободные, самостоятельные, творческие), и
организованные, с готовыми правилами. Творческие игры различаются по содержанию
(отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству
участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых
придумывают сами дети, игры-драматизации, разыгрывание сказок и рассказов; строительные)
При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему
игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все
это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы
возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом
самодеятельность.
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную
последовательность действий; главное в них- решение поставленной задачи, соблюдение правил.
По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы- подвижные и дидактические.
Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют
образное значение (развивают ориентировку в пространстве ,требуют знания стихов, песен,
умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями. Впервые
Игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К.Д.Ушинский писал:
«Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека.
Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и
создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство- задача будущей
педагогики».
В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси лебеди»,
«У медведя во бору», «Фанты», «Краски» и другие, относятся к числу наиболее любимых
детьми.