Напоминание

"Методы и примеры организации НОД по формированию у дошкольников представлений о безопасном поведении в быту".


Автор: Дроздова Галина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 109 "Воробушек"
Населённый пункт: г.Брянск,Брянская обл.
Наименование материала: Консультация
Тема: "Методы и примеры организации НОД по формированию у дошкольников представлений о безопасном поведении в быту".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация «Методы и приемы организации

НОД по формированию у дошкольников

представлений о безопасном поведении в быту».

Формирование умений и навыков безопасного поведения в быту

-

сложный,непрерывный,систематический и последовательный процесс,который

должен начинаться в раннем возрасте

.

В условиях ДОУ формирование основ

поведения в различных жизненных

ситуациях является актуальной и

значимой проблемой.

Решению этой задачи способствует

правильно организованный

образовательный процесс,эффективность

которого зависит от выбора условий и

педагогических средств.

Важно каждого ребенка подготовить к

встрече с различными сложными

ситуациями.У детей необходимо

развивать самостоятельность и

ответственность,чтобы в опасный момент

они могли адекватно действовать.

Главная цель по воспитанию

безопасного поведения у детей:

Дать каждому ребенку

основные понятия

опасных для жизни

ситуаций и особенностей

поведения в них.

Безопасность - это не

просто сумма усвоенных

знаний, а умение

правильно вести себя в

различных ситуациях.

Задачи в обучении:

-

обучающие

направлены на усвоение дошкольниками

первоначальных знаний о правилах поведения; формирование

навыков и полезных привычек безопасного поведения в быту,

социуме, природе, понимание и осознание опасных и безопасных

действий, соответствующих правилам безопасного поведения;

-

развивающие

направлены на развитие у детей познавательных

процессов: концентрации внимания, воображения, логического

мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации

движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации

на улице и бдительного восприятия окружающей обстановки;

-

воспитательные

реализуются через привитие детям «чувства»

опасности, но не страха, умения ориентироваться в ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного

поведения в быту, социуме, природе имеют

современные средства:

-

ИКТ (информационно-

коммуникативные технологии), с

помощью которых воспитатели

осуществляют инновационные

подходы в данном направлении

и комплексно решают

поставленные задачи;

-

предметы рукотворного мира,

создаваемые педагогами,

детьми и их родителями;

-

художественная литература,

являющаяся одновременно

источником знаний, источником

чувств.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Цели работы

с родителями:

- объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей;

- повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме;

- обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье;

- выработать единый подход, единые педагогические требования к ребёнку по данному вопросу со

стороны педагогов и родителей.

Возможны следующие

формы работы

педагогов с родителями:

-

организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и

стимулирования их активного участия в ней;

-

ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту,

социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические

видеофильмы);

-

организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их

профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.);

-

проведение анкетирования, консультаций, семинаров, конкурсов, соревнований, развлечений, выставок

художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых;

-

инновационные методы работы (воспитатели совместно с родителями разрабатывают проекты по

основам безопасности жизнедеятельности: «Мое здоровье», «Безопасность в помещении», «Дорожная

грамота», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и др.).

Для успешного освоения программного материала необходимо

создать оптимальные

условия

для ознакомления детей с основами

безопасности жизнедеятельности:

-

комфортный, благоприятный

микроклимат, способствующий

развитию уверенной в себе

личности, устойчивой к

стрессам, атмосфера душевного

тепла и эмоционального

благополучия детей;

- пространственно-предметное

окружение;

- игровая среда, стимулирующая

познавательную активность

детей.

Деятельность одновременно является условием и

средством, обеспечивающим ребенку возможность

адекватно познавать окружающий его мир, и самому

становиться частью этого мира.

Организованная деятельность

детей

(занятия, экскурсии,

прогулки);

Совместную деятельность

взрослых и детей

(беседы

воспитателя и ребенка, чтение

художественной литературы,

драматизации сказок, наблюдения,

труд, дидактические и подвижные

игры, продуктивная деятельность,

праздники, развлечения);

Свободная самостоятельная

деятельность

(настольно-

печатные, подвижные игры,

сюжетно-ролевые и др.).

Методы и приемы

:

Практические.

Применяются при формировании умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами

домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая

деятельность в основном осуществляется дома родителями. Воспитатели с детьми организуют опыты с микроскопом,

лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. Практический

метод предполагает организацию игровых упражнений, в которых ребёнок неоднократно повторяет практические и

умственные действия (например: «нашли таблетку, что вы будете делать?», «позвал незнакомый человек, как вы

поступите?» и др.). Практика дает ребенку умения применить полученные знания на деле, развивает мышление,

воображение, готовит ребенка к умению находить выход из экстремальных ситуаций в жизни.

Наглядные.

Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании

представлений является существенным.

Словесные.

сравнение

(например: «Огонь это хорошо или огонь это плохо?» помогает детям выполнять задания на группировку и

классификацию, умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки).

повторение

приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает

познавательную активность.

Игровые.

В формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко

используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел),

игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание,

повышает качество усвоения познавательного материала и способствует закреплению чувств. Придумывание сказок на

разные темы, игры драматизации (после прочтения художественного произведения, при подготовке развлечения и др.).

Основные этапы организации воспитательно-

образовательного процесса в ДОУ по

формированию основ безопасного поведения в

быту, социуме, природе

Первый этап

- это диагностика уточнение представлений детей о правилах поведения в

быту, социуме, природе, т.е. есть ли у них личный опыт, на который в дальнейшем может

опереться воспитатель;

Второй этап

- это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых

знаний;

Третий этап

- закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к

соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе;

Четвертый этап -

формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности

отвечать за свои поступки:

Пятый этап -

развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам

безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку

правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Планируя и организуя работу по основам безопасности

необходимо соблюдать следующие

принципы

.

Принцип

полноты

: содержание работы должно быть реализовано по всем направлениям. Если

какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём

определённых источников опасности.

· Принцип

системности

: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком

распределении материала в течение дня.

· Принцип

сезонности

: следует, по возможности, использовать местные условия. Если в зимний

период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими

пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального

приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала.

· Принцип

возрастной адресованности

: при работе с детьми разного возраста содержание

обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

· Принцип

интеграции

: содержание работы должно соединять разные направления: социально-

коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое

развитие, физическое развитие.

· Принцип

преемственности

взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и

семьи.

Вывод.

Воспитание у детей безопасного

поведения – непрерывный,

систематический, последовательный

процесс, который надо начинать в

раннем возрасте. Именно тогда

закладывается фундамент жизненных

ориентировок в окружающем. Как

сказал К.Ф. Ушинский: «Всё, что

усваивается человеком впоследствии,

никогда не имеет той глубины, какой

отличается всё усвоенное в детские

годы». Только глядя на мир глазами

ребёнка, понимая окружающее через

их внутреннее мироощущение, мы

сможем научить ребёнка правильно

вести себя в сложных, опасных для его

жизни ситуациях. Нужно помнить, что

главное – это личный пример

родителей, воспитателей и просто

взрослых людей.



В раздел образования