Автор: Дроздова Галина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 109 "Воробушек"
Населённый пункт: г.Брянск,Брянская обл.
Наименование материала: Консультация
Тема: "Методы и примеры организации НОД по формированию у дошкольников представлений о безопасном поведении в быту".
Раздел: дошкольное образование
Консультация «Методы и приемы организации
НОД по формированию у дошкольников
представлений о безопасном поведении в быту».
Формирование умений и навыков безопасного поведения в быту
-
сложный,непрерывный,систематический и последовательный процесс,который
должен начинаться в раннем возрасте
.
•
В условиях ДОУ формирование основ
поведения в различных жизненных
ситуациях является актуальной и
значимой проблемой.
•
Решению этой задачи способствует
правильно организованный
образовательный процесс,эффективность
которого зависит от выбора условий и
педагогических средств.
•
Важно каждого ребенка подготовить к
встрече с различными сложными
ситуациями.У детей необходимо
развивать самостоятельность и
ответственность,чтобы в опасный момент
они могли адекватно действовать.
Главная цель по воспитанию
безопасного поведения у детей:
•
Дать каждому ребенку
основные понятия
опасных для жизни
ситуаций и особенностей
поведения в них.
Безопасность - это не
просто сумма усвоенных
знаний, а умение
правильно вести себя в
различных ситуациях.
Задачи в обучении:
•
-
обучающие
направлены на усвоение дошкольниками
первоначальных знаний о правилах поведения; формирование
навыков и полезных привычек безопасного поведения в быту,
социуме, природе, понимание и осознание опасных и безопасных
действий, соответствующих правилам безопасного поведения;
•
-
развивающие
направлены на развитие у детей познавательных
процессов: концентрации внимания, воображения, логического
мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации
движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации
на улице и бдительного восприятия окружающей обстановки;
•
-
воспитательные
реализуются через привитие детям «чувства»
опасности, но не страха, умения ориентироваться в ситуации.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного
поведения в быту, социуме, природе имеют
современные средства:
•
-
ИКТ (информационно-
коммуникативные технологии), с
помощью которых воспитатели
осуществляют инновационные
подходы в данном направлении
и комплексно решают
поставленные задачи;
•
-
предметы рукотворного мира,
создаваемые педагогами,
детьми и их родителями;
•
-
художественная литература,
являющаяся одновременно
источником знаний, источником
чувств.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
•
Цели работы
с родителями:
•
- объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей;
•
- повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме;
•
- обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье;
•
- выработать единый подход, единые педагогические требования к ребёнку по данному вопросу со
стороны педагогов и родителей.
•
Возможны следующие
формы работы
педагогов с родителями:
•
-
организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и
стимулирования их активного участия в ней;
•
-
ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту,
социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические
видеофильмы);
•
-
организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их
профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.);
•
-
проведение анкетирования, консультаций, семинаров, конкурсов, соревнований, развлечений, выставок
художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых;
•
-
инновационные методы работы (воспитатели совместно с родителями разрабатывают проекты по
основам безопасности жизнедеятельности: «Мое здоровье», «Безопасность в помещении», «Дорожная
грамота», «Безопасность и природа», «Общение с незнакомыми людьми» и др.).
Для успешного освоения программного материала необходимо
создать оптимальные
условия
для ознакомления детей с основами
безопасности жизнедеятельности:
•
-
комфортный, благоприятный
микроклимат, способствующий
развитию уверенной в себе
личности, устойчивой к
стрессам, атмосфера душевного
тепла и эмоционального
благополучия детей;
•
- пространственно-предметное
окружение;
•
- игровая среда, стимулирующая
познавательную активность
детей.
Деятельность одновременно является условием и
средством, обеспечивающим ребенку возможность
адекватно познавать окружающий его мир, и самому
становиться частью этого мира.
•
Организованная деятельность
детей
(занятия, экскурсии,
прогулки);
•
Совместную деятельность
взрослых и детей
(беседы
воспитателя и ребенка, чтение
художественной литературы,
драматизации сказок, наблюдения,
труд, дидактические и подвижные
игры, продуктивная деятельность,
праздники, развлечения);
•
Свободная самостоятельная
деятельность
(настольно-
печатные, подвижные игры,
сюжетно-ролевые и др.).
Методы и приемы
:
•
Практические.
•
Применяются при формировании умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами
домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая
деятельность в основном осуществляется дома родителями. Воспитатели с детьми организуют опыты с микроскопом,
лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. Практический
метод предполагает организацию игровых упражнений, в которых ребёнок неоднократно повторяет практические и
умственные действия (например: «нашли таблетку, что вы будете делать?», «позвал незнакомый человек, как вы
поступите?» и др.). Практика дает ребенку умения применить полученные знания на деле, развивает мышление,
воображение, готовит ребенка к умению находить выход из экстремальных ситуаций в жизни.
•
Наглядные.
•
Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании
представлений является существенным.
•
Словесные.
•
сравнение
(например: «Огонь это хорошо или огонь это плохо?» помогает детям выполнять задания на группировку и
классификацию, умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки).
•
повторение
приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает
познавательную активность.
•
Игровые.
•
В формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко
используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел),
игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание,
повышает качество усвоения познавательного материала и способствует закреплению чувств. Придумывание сказок на
разные темы, игры драматизации (после прочтения художественного произведения, при подготовке развлечения и др.).
Основные этапы организации воспитательно-
образовательного процесса в ДОУ по
формированию основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе
•
Первый этап
- это диагностика уточнение представлений детей о правилах поведения в
быту, социуме, природе, т.е. есть ли у них личный опыт, на который в дальнейшем может
опереться воспитатель;
•
Второй этап
- это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых
знаний;
•
Третий этап
- закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к
соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе;
•
Четвертый этап -
формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности
отвечать за свои поступки:
•
Пятый этап -
развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам
безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку
правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Планируя и организуя работу по основам безопасности
необходимо соблюдать следующие
принципы
.
•
Принцип
полноты
: содержание работы должно быть реализовано по всем направлениям. Если
какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём
определённых источников опасности.
•
· Принцип
системности
: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком
распределении материала в течение дня.
•
· Принцип
сезонности
: следует, по возможности, использовать местные условия. Если в зимний
период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими
пособиями, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т.д. с целью максимального
приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала.
•
· Принцип
возрастной адресованности
: при работе с детьми разного возраста содержание
обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.
•
· Принцип
интеграции
: содержание работы должно соединять разные направления: социально-
коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие.
•
· Принцип
преемственности
взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и
семьи.
Вывод.
•
Воспитание у детей безопасного
поведения – непрерывный,
систематический, последовательный
процесс, который надо начинать в
раннем возрасте. Именно тогда
закладывается фундамент жизненных
ориентировок в окружающем. Как
сказал К.Ф. Ушинский: «Всё, что
усваивается человеком впоследствии,
никогда не имеет той глубины, какой
отличается всё усвоенное в детские
годы». Только глядя на мир глазами
ребёнка, понимая окружающее через
их внутреннее мироощущение, мы
сможем научить ребёнка правильно
вести себя в сложных, опасных для его
жизни ситуациях. Нужно помнить, что
главное – это личный пример
родителей, воспитателей и просто
взрослых людей.