Автор: Шевчук Анна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №40
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Тема: "Перспективное планирование игровой деятельности во второй младшей группе"
Раздел: дошкольное образование
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Шевчук А.Ю. воспитатель
МАДОУ ЦРР д/с № 40 г. Томск
На вопрос «Что больше всего любят дети? », каждый ответит, не сомневаясь -
играть! А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможет
объяснить не каждый.
По мнению ученых, игра - это не пустая забава, а очень важный вид
деятельности для маленького человека. Наблюдая окружающий мир и
деятельность населяющих его людей, ребенок очень хочет стать его
участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А
вот в игре он может все! Может слетать к звездам, опуститься на дно океана,
сделать операцию, подоить корову. «Только, понарошку» - возразите вы. Да,
но в это время в игре по - настоящему работают воображение, мышление,
речь, по - настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их
роли выступают простые игрушки) .
В это время малыш по - настоящему переживает события, которые лежат в
основе его игры. Это и формирует отношение ребенка к окружающему миру,
к людям. Поэтому взрослым в этот момент важно понаблюдать: заботливая ли
«мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец». Для взрослого
игра его малыша - своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил
малыш на очередном этапе своего развития. И самое главное, что чем меньше
малыш, тем большая помощь в игре ему требуется со стороны взрослого.
Взрослые могут продлить и разнообразить игру, предложив вовремя
дополнительную игрушку или поставив новую задачу, которую малыш с
удовольствием выполнит сам.
Итак, результатом развития игры в младшем возрасте должна стать
способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его
действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя
соответствующую роль.
Все игры можно поделить на несколько основных видов или разделов.
I. Первый, самый распространенный вид игры в этом возрасте - это игры с
предметами (сюжетно – ролевая игра) Для развития самостоятельной игры
детей младшего возраста большое значение имеет подбор сюжетно -
образных игрушек: кукол, игрушечных животных, предметов для занятий с
ними, различных машин. В этих играх, как правило, воспитывается доброта,
отзывчивость, эмоциональность. Мы в детском саду учим ребенка первым
игровым действиям : покормить куклу, уложить ее спать, одеть, раздеть,
покатать на коляске, погулять с ней и т. д. Для этого в игровом уголке ребенку
необходима игрушечная мебель (на которой дети сами не прочь посидеть,
кукольная посуда, кукольная одежда. Особенно интересно наблюдать, когда
мальчики подходят к гладильной доске и начинают бойко орудовать
игрушечными утюгами. Вот вам пример того, как дети переносят свои
наблюдения за взрослыми в игру. В группе у нас, как выяснилось, много и
«автолюбителей». Конечно, это в основном мальчики. Здесь же стоит
помнить, что при выборе машины нужно руководствоваться не только тем,
чтоб машина была яркая и относительно прочная, но чтоб с машиной можно
было по - разному манипулировать (например, у грузовика должен
подниматься кузов - это поможет выгрузить груз, или это будет трактор с
поднимающимся ковшом или автомобиль с открывающимися дверями, куда
можно посадить шофера). Словом, такие машины, которые помогут вам
предложить ребенку разнообразный сюжет, разнообразные игровые действия.
В этом возрасте мы начинаем знакомить детей с игровыми действиями
парикмахера (дети садятся перед зеркалом и расчесываются, расчесывают
друг друга) особое удовольствие им доставляют рассматривать друг у друга
бантики и заколки, с игровыми действиями врача - «кукла заболела, ее нужно
послушать фонендоскопом, дать ей витаминку, с игровыми действиями
водителя - у нас есть большой руль. Дети на стульчиках к нему садятся,
причем, если сел один, норовят сесть еще пятеро, а так как места больше нет
- им приходиться садиться паровозиком друг за другом, причем все берут с
собой какие - то хозяйственные сумки, кегли, имитирующие какие - то банки,
различные ленты, в общем все, что ценное попадает под руку.
II. Второй, не менее важный вид игр - развивающие, дидактические,
сенсорные игры. Сюда относятся разнообразные настольно - печатные игры,
различные настольные кубики с картинками, игры с вкладышами, игры со
шнуровкой. Эти игры призывают ребенка думать, развивать свои умственные
способности (сообразительность, логика, умение различать разнообразные
цвета, формы, размеры и т. д.)
III. Речевые игры с картинками. Это название говорит само за себя. Эти игры
направлены на развитие речи ребенка, на совершенствование его речевых
умений. В этих играх важную роль играют взрослые, которые должны
подобрать необходимые предметные картинки (изображен 1 предмет,
сюжетные картинки (изображен какой - то сюжет, различные игрушки и
ненавязчиво для ребенка в игровой форме вызвать его на речевой контакт.
Сначала это задания типа «Повтори за мной: кто это, что это - назови, что он
делает, какой он и т. д. В дальнейшем, эти задания усложняются. Точно так
же используется и какая - то игрушка, только она должна быть яркая,
интересная, привлекать внимание ребенка («Доктор Айболит»). Сюда же
относятся и заучивание и обыгрывание стишков и потешек. Важно, когда
ребенок проговаривает текст и может выполнить какие - то действия еще.
Включаются сразу несколько мозговых центров.
IV. Те с но пе ре пле т а ют с я с реч е в ыми иг ра ми ра з лич ные
театрализованные игры и игры - драматизации. («Ладушки», «Идет бычок»,
«Водичка») Это очень широкий спектр игр: - кукольный театр; - настольный
театр (деревянный, картонный) ; - здесь используются даже театр шапочек,
масок, костюмов
V. Строительно - конструктивные игры - игры с различным видом
строительного материала (пластмассовым, деревянным, напольным,
настольным и т. д.). В таких играх дети узнают названия строительного
материала: кубик, цилиндр, брусок, кирпичик. На 4 году жизни мы учим
детей элементарным конструктивным действиям: наложить сверху,
приложить рядом и т. д. - Игры с различными пластмассовыми
конструкторами типа «Лего». Здесь уже детали наращиваются, скрепляются и
создается постройка. - Игры - мозаики - это своеобразная конструктивная
игра на плоскости. Дети из деталей создают узор. - Конструктивные игры из
бумаги, когда создаются различные фигурки, путем сгибания. –
VI. Пальчиковые игры. Это очень важная часть работы по развитию мелкой
моторики руки. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны, способствуют
развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это
инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи
пальцев
VII. Подвижные игры. Это игры, как правило, призванные совершенствовать
двигательную активность ребенка, они помогают детям развиться физически,
совершенствуют многие двигательные навыки, а также такие качества, как
быстрота, ловкость, сила и выносливость. А так как во многих подвижных
играх имеются правила, нарушать которые нельзя, то это еще и
дисциплинирует, воспитывает честность и выдержку. Подвижные игры, в
основном, проводятся на утренней гимнастике, на физкультурных занятиях,
на прогулке, и иногда в вечернее время.
VII. Музыкальные и хороводные игры. -Это игры с различными
музыкальными инструментами (погремушка, бубенчик, музыкальный
молоточек, колокольчик «Сыграй как я», «Что звучит?» и т. д. - Игры с
выполнением танцевальных движений «Потанцуй с мишкой, с куклой» и т. д.