Автор: Химич Галина Александровна
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ "Ленинск–Кузнецкое училище олимпийского резерва"
Населённый пункт: город Ленинск–Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Олимпиады для обучающихся по физической культуре и спорту"
Раздел: среднее профессиональное
Олимпиады обучающихся по физической культуре и спорту
Уже
несколько
десятилетий
в
нашей
стране
проводятся
олимпиады
школьников по учебным предметам. Победители этих олимпиад по окончании
общеобразовательных учреждений пользуются привилегиями при поступлении
в
профильные
вузы.
С
1999
года
на
тех
же
условиях
впервые
стартовала
Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре.
С
самого
начала
олимпиада
была
задумана
как
комплексное
соревнование: победители определяются по сумме баллов, сложившихся из
результатов выполнения теоретико-методических и практических заданий. В
олимпиаде участвуют и девушки, и юноши.
В нашем регионе олимпиада по физической культуре стала проводится
ежегодно с 2009 года. Она организуется в несколько этапов: в школах, городах,
области. Программа теоретико-методических заданий олимпиады одинаковая, а
практическая, в отличие от олимпиад по всем остальным учебным предметам,
разная.
Все
задания
направлены
на
выявление
качества
освоения
обучающимися
знаний,
умений
и
навыков,
предусмотренных
содержанием
учебной программы по физической культуре.
Принцип
составления
теоретико-методических
заданий
на
всех
олимпиадах
остается
одним
и
тем
же:
обучающиеся
должны
правильно
ответить
на
различные
тестовые
вопросы,
составленные
в
рамках
образовательного стандарта по физической культуре. Меняются лишь формы
тестирования и количество вопросов. Практическая часть заданий изменяется
почти на каждой олимпиаде. Неизменными остаются только разделы учебной
программы, из которых черпаются задания, это - «Гимнастика», «Спортивные
игры», «Легкая атлетика».
По
гимнастике
на
всех
олимпиадах
необходимо
продемонстрировать
акробатическую
комбинацию,
состоящую
как
из
обязательных,
так
и
произвольных элементов.
Из спортивных игр в программы всех олимпиад включается баскетбол.
Суть
баскетбольных
заданий
(с
рядом
изменений)
заключается
в
проверке
умений, обучающихся в передвижении по площадке, ведении мяча и обводке
препятствий, броске мяча в кольцо. Для девушек включаются волейбольные
задания (выполнение подач разными способами, по зонам и прием мяча), а для
юношей – футбольные (ведение мяча с обводкой стоек и ударов по воротам с
разных точек площадки правой и левой ногой).
В
легкой
атлетике
меняются
дистанции
бега
на
выносливость
и
количество
беговых
заданий,
количество
заданий
в
преодолении
легкоатлетической полосы препятствий.
К
сожалению,
наши
студенты
(обучающиеся
училища
олимпийского
резерва), не могут принимать участие в муниципальном этапе всероссийской
олимпиады школьников по физической культуре, но преподаватели училища
используют
различные
пути
для
реализации
возможностей
обучающихся
и
студентов, имеющих потенциал физического и интеллектуального развития.
С этой целью организуют внутри училищные мероприятия и конкурсы
спортивной направленности, а также успешно осуществляют взаимодействие с
профильными вузами через участие в открытых олимпиадах по физической
культуре и спорту для обучающихся образовательных организаций.
С 2016 года студенты являются неизменными участниками Открытой
олимпиады
по
физической
культуре
и
спорту,
проводимой
Кемеровским
государственным
университетом. Основными целями проведения Олимпиады
являются:
поддержка
наиболее
одаренных
обучающихся,
проживающих
в
городах и районах области, обладающих творческими способностями, оказание
им содействия в расширении возможностей получения высшего образования;
выявление
и
привлечение
к
обучению
в
Кемеровском
государственном
университете
наиболее
способных
и
подготовленных
обучающихся,
проявивших
интерес
к
науке
и
обладающих
обширными
познаниями в избранной области знаний;
практическое
развитие
концепции
непрерывности
и
интеграции
образования посредством расширения взаимодействия КемГУ с учреждениями
общего, среднего, начального и среднего профессионального образования.
По структуре организации и содержанию данная олимпиада практически
не
отличается
и
схожа
со
всероссийской
олимпиадой
школьников
по
физической культуре.
Первые
успехи
и
результаты
пришли
не
сразу,
но
уже
в
2017-2018
учебном году студенты стали победителями и призерами олимпиады. А в 2017-
2018 году подтвердили достигнутые результаты (победитель и два призера).
Опыт участия в олимпиадах и результаты позволяют сделать вывод, что
для достижения успеха в любом мероприятии в области физической культуры и
спорта
на
современном
этапе
уже
недостаточно
собрать
и
«выставить»
в
составе команды только физически одаренных обучающихся. Победителями
становятся те, кто гармонично сочетает высокий уровень физического развития
с глубиной знаний в образовательной области физической культуры.