Напоминание

"Организация исследовательской работы учащихся в краеведческом кружке"


Автор: Рыбакова Валентина Владимировна
Должность: учитель истрии
Учебное заведение: Всехсвятская основная школа
Населённый пункт: с. Всехсвятское Первомайский район Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследовательской работы учащихся в краеведческом кружке"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация исследовательской работы учащихся

в краеведческом кружке

Краеведение в настоящее время, по определению академика Д.С. Лихачёва, — «са-

мый массовый вид науки». В последнее десятилетие по России в целом резко возрос ин-

терес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой — на-

сущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для

становления гражданина. Один из патриархов отечественного краеведения, председатель

Союза краеведов России С. О. Шмидт, утверждает, что «интерес к тому, что ближе всего, —

основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого „остального“, к развитию

общих представлений о мире и обществе».

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культу-

ры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, исто-

рии своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе

краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию учащихся любозна -

тельности учащихся, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению

наукой.

Общеобразовательные школьные программы по географии, истории, русскому язы-

ку, литературе включают региональный компонент, направленный на изучение родного

края. Но все они разобщены, изучаются бессистемно относительно друг друга, не имеют

объединяющей научно-педагогической цели. Краеведение должно носить системный, пла-

новый характер. Поэтому мной разработана программа краеведческого кружка, которая от -

ражает межпредметную интеграцию. Ее содержание, тематика, формы и методы определя -

ются с учетом возрастных особенностей учащихся.

Цели кружка:

- изучение исторического и культурного наследия своего села, района, семьи;

- вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую

деятельность;

- углубление и расширение знаний о своей малой Родине.

Важнейшим видом внеурочной работы по истории считаю школьное краеведение.

Разработана программа краеведческого кружка, которая предназначена для учащих-

ся 7-8 классов и рассчитана на два года.

Программа кружка состоит из следующих разделов: «Родословие», «Родное село»,

«Сельское поселение», «Район».

Основная задача – дать необходимые знания по истории родного края, позна-

комить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, определить

перспективы его развития. Занятия кружка носят преимущественно практический харак-

тер, учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информа-

цию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, пи-

сать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной ли-

тературой. Они учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей

семье, поселке, крае, проводить исследовательские и поисковые работы, более глубоко

осмысливать последовательность событий, что способствует формированию историческо-

го мышления.

Выполнение

практических

заданий

по

краеведению

позволяет

учащимся

зна -

комиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях.

Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к

людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим

событиям, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях сво-

ей семьи, своего народа, в прошлом родного края. Местные события изучаются в единстве

трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, что способствует формирова -

нию положительной мотивации к учебным занятиям.

Основные способы реализации программы кружка:

- сотрудничество с сельской библиотекой;

- занятия в кружке;

- встречи с ветеранами, старожилами, другими интересными людьми;

- совместная деятельность детей с родителями, бабушками и дедушками;

- проведение экскурсий;

- участие в районных и областных конкурсах.

Занятия кружка

проводятся в следующих вариантах

:

-

участники

выступают

в роли

потребителей

информации

(лекции,

экскурсии,

встречи с интересными людьми);

- учащиеся продолжают деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выстав-

ки творческих работ);

-

дети

применяют

знания

и умения,

полученные

на

уроке

(защита

рефератов,

научно-исследовательская работа, поисковая работа).

Основой работы краеведческого кружка является поисково-исследовательская рабо-

та. Аспекты изучения самые разнообразные. В исследовательской работе выделяю следу -

ющие этапы деятельности детей:

• подбирают темы для исследования;

• самостоятельно выбирают тему (если тему выбрали не по силам, предлагаю дру -

гую);

• подбирают краеведческую литературу по выбранной теме (помощь оказывает

библиотекарь);

• составляют примерный план (консультирует учитель);

• собирают материал по выбранной теме (встречи, экскурсии, беседы со старожила-

ми);

• систематизируют материал, корректируют план;

• фотографируют, собирают старые фотографии, делают рисунки, составляют схе-

мы, таблицы;

• оформляют работы;

• защищают исследовательскую работу;

• представляют лучшие работы на конкурс.

Исследовательские работы учащиеся выполняют как групповые, так и индивиду-

альные:

- подготовка доклада по предложенному плану, составление альбома;

- составление исследовательских работ по темам: "Край, что сердцу дорог", "Реме -

сла нашего края".

Основными формами изучения края являются экскурсии, наблюдения, работа со

статистическими, картографическими и литературными источниками.

Экскурсии направлены на изучение достопримечательных мест, природных объек-

тов, цель - изучение и сбор краеведческого материала. В проведении экскурсий выделяю

три этапа:

- подготовка к экскурсии учащихся;

- проведение экскурсии;

- оформление собранных материалов.

Для сбора краеведческого материала по теме организую следующие экскурсии: на

местные предприятия, в природу (например, река), к местным умельцам. Оформление со-

бранных материалов провожу совместно с учащимися на заседаниях кружка, на котором

учащиеся сообщают о выполнении индивидуальных заданий.

Экскурсии по родному краю развивают познавательные интересы ребят, будят лю-

бознательность, поисковая работа дает ключ к познанию своего края, истории, традиций,

жизни и быта односельчан.

Для организации общешкольной краеведческой работы применяю разнообразные

формы общения и взаимодействия учащихся с людьми старшего поколения, которые поз -

воляют понять и усвоить социально одобряемые нормы поведения и жизни на селе. С по-

мощью такого взаимодействия достигаю преемственности поколений, передачу накоплен -

ного жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Усвоение учащимися этого

опыта, овладение им лучше происходит через совместную со взрослыми деятельность:

-

совместные трудовые дела;

-

встречи с интересными людьми;

-

концерты, подарок ветерану;

-

экскурсии по родному краю;

-

выставки народного творчества;

-

волонтерская помощь ветеранам;

-

поздравление ветеранов с праздниками.

Встречи с интересными людьми стали традиционными в нашей школе, они прохо -

дят под рубрикой "Дорогие мои земляки". На встречах учащиеся знакомятся с людьми, у

которых за плечами самоотверженный труд, фронтовой путь в годы Великой Отечествен-

ной войны, дети войны. Это люди, чья жизнь служит достойным примером для других.

Личные встречи с ними - прекрасные уроки жизни. Такие вечера, встречи являются одним

из источников обогащения духовного мира учащихся, способствуют формированию нрав-

ственного сознания и поведения. Например, надолго запомнилась школьникам встреча с

тружениками тыла, в ходе которой они получили ответы на все интересующие их вопросы.

Учащиеся реально убедились, как грозный сорок первый изменил судьбы, обагрил кровью

и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил

светлые мечты.

Концерты для жителей села, праздник бабушек и другие формы работы создают

условия для общения младших со старшими и взаимного духовного обогащения. Эта ра -

бота с благодарностью воспринимается людьми старшего поколения, служит основой для

создания нравственно благоприятной атмосферы в школе и родном поселке.

Литература

1.Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-

краеведческой работы в школе. - М.: Просвещение, 1982. – 223 с.

2.Бородин С.П. Общие вопросы школьного краеведения. - М., 1971. – 162 с.

3.Ельчанинов И.Н. "Род Соколовых - 2. Подробная опись менчаковского архива

Соколовых. - Ярославль, 1913

4. Лазарчук Р.М. Батюшков. Исследование материала. - Грязовец, 2002

5. "Не предать забвению" Книга памяти репрессированных в 30-40-е и начале 50-х

годов, связанных судьбами с Ярославской областью. Ярославль Верхне - Волжское

издательство, 1993

6.Очерки по истории Ярославского края с древнейших времен до наших дней

Рязанцев Н.П., Федорчук И.А. Учебное пособие для учащихся 6-9 классов

общеобразовательных школ. –ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати»,

2007. – 334с.

7. Программы внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие/ Е.А.Пано-

ва и др. - 2 е изд.., доп.-Ярославль: Издательство "Канцлер", 2014. -80 с..



В раздел образования