Автор: Рыбакова Валентина Владимировна
Должность: учитель истрии
Учебное заведение: Всехсвятская основная школа
Населённый пункт: с. Всехсвятское Первомайский район Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследовательской работы учащихся в краеведческом кружке"
Раздел: среднее образование
Организация исследовательской работы учащихся
в краеведческом кружке
Краеведение в настоящее время, по определению академика Д.С. Лихачёва, — «са-
мый массовый вид науки». В последнее десятилетие по России в целом резко возрос ин-
терес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой — на-
сущная необходимость, и диктуется она потребностями общества в создании условий для
становления гражданина. Один из патриархов отечественного краеведения, председатель
Союза краеведов России С. О. Шмидт, утверждает, что «интерес к тому, что ближе всего, —
основа интереса ко всему остальному и путь к пониманию этого „остального“, к развитию
общих представлений о мире и обществе».
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культу-
ры, изучения истории народа, восстановления духовности. Любовь к родине, народу, исто-
рии своей страны важно прививать с детства, поэтому целесообразно проводить в школе
краеведческую работу. Школьное краеведение способствует развитию учащихся любозна -
тельности учащихся, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению
наукой.
Общеобразовательные школьные программы по географии, истории, русскому язы-
ку, литературе включают региональный компонент, направленный на изучение родного
края. Но все они разобщены, изучаются бессистемно относительно друг друга, не имеют
объединяющей научно-педагогической цели. Краеведение должно носить системный, пла-
новый характер. Поэтому мной разработана программа краеведческого кружка, которая от -
ражает межпредметную интеграцию. Ее содержание, тематика, формы и методы определя -
ются с учетом возрастных особенностей учащихся.
Цели кружка:
- изучение исторического и культурного наследия своего села, района, семьи;
- вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую
деятельность;
- углубление и расширение знаний о своей малой Родине.
Важнейшим видом внеурочной работы по истории считаю школьное краеведение.
Разработана программа краеведческого кружка, которая предназначена для учащих-
ся 7-8 классов и рассчитана на два года.
Программа кружка состоит из следующих разделов: «Родословие», «Родное село»,
«Сельское поселение», «Район».
Основная задача – дать необходимые знания по истории родного края, позна-
комить учащихся, не только с прошлым, но и с современным состоянием села, определить
перспективы его развития. Занятия кружка носят преимущественно практический харак-
тер, учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информа-
цию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, пи-
сать рефераты, проводить опросы, составлять анкеты, работать с научно-популярной ли-
тературой. Они учатся выделять главное, сравнивать, систематизировать сведения о своей
семье, поселке, крае, проводить исследовательские и поисковые работы, более глубоко
осмысливать последовательность событий, что способствует формированию историческо-
го мышления.
Выполнение
практических
заданий
по
краеведению
позволяет
учащимся
зна -
комиться с новыми людьми, узнавать ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях.
Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к
людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим
событиям, что история — это история людей. Корни человека в истории и традициях сво-
ей семьи, своего народа, в прошлом родного края. Местные события изучаются в единстве
трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее, что способствует формирова -
нию положительной мотивации к учебным занятиям.
Основные способы реализации программы кружка:
- сотрудничество с сельской библиотекой;
- занятия в кружке;
- встречи с ветеранами, старожилами, другими интересными людьми;
- совместная деятельность детей с родителями, бабушками и дедушками;
- проведение экскурсий;
- участие в районных и областных конкурсах.
Занятия кружка
проводятся в следующих вариантах
:
-
участники
выступают
в роли
потребителей
информации
(лекции,
экскурсии,
встречи с интересными людьми);
- учащиеся продолжают деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выстав-
ки творческих работ);
-
дети
применяют
знания
и умения,
полученные
на
уроке
(защита
рефератов,
научно-исследовательская работа, поисковая работа).
Основой работы краеведческого кружка является поисково-исследовательская рабо-
та. Аспекты изучения самые разнообразные. В исследовательской работе выделяю следу -
ющие этапы деятельности детей:
• подбирают темы для исследования;
• самостоятельно выбирают тему (если тему выбрали не по силам, предлагаю дру -
гую);
• подбирают краеведческую литературу по выбранной теме (помощь оказывает
библиотекарь);
• составляют примерный план (консультирует учитель);
• собирают материал по выбранной теме (встречи, экскурсии, беседы со старожила-
ми);
• систематизируют материал, корректируют план;
• фотографируют, собирают старые фотографии, делают рисунки, составляют схе-
мы, таблицы;
• оформляют работы;
• защищают исследовательскую работу;
• представляют лучшие работы на конкурс.
Исследовательские работы учащиеся выполняют как групповые, так и индивиду-
альные:
- подготовка доклада по предложенному плану, составление альбома;
- составление исследовательских работ по темам: "Край, что сердцу дорог", "Реме -
сла нашего края".
Основными формами изучения края являются экскурсии, наблюдения, работа со
статистическими, картографическими и литературными источниками.
Экскурсии направлены на изучение достопримечательных мест, природных объек-
тов, цель - изучение и сбор краеведческого материала. В проведении экскурсий выделяю
три этапа:
- подготовка к экскурсии учащихся;
- проведение экскурсии;
- оформление собранных материалов.
Для сбора краеведческого материала по теме организую следующие экскурсии: на
местные предприятия, в природу (например, река), к местным умельцам. Оформление со-
бранных материалов провожу совместно с учащимися на заседаниях кружка, на котором
учащиеся сообщают о выполнении индивидуальных заданий.
Экскурсии по родному краю развивают познавательные интересы ребят, будят лю-
бознательность, поисковая работа дает ключ к познанию своего края, истории, традиций,
жизни и быта односельчан.
Для организации общешкольной краеведческой работы применяю разнообразные
формы общения и взаимодействия учащихся с людьми старшего поколения, которые поз -
воляют понять и усвоить социально одобряемые нормы поведения и жизни на селе. С по-
мощью такого взаимодействия достигаю преемственности поколений, передачу накоплен -
ного жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Усвоение учащимися этого
опыта, овладение им лучше происходит через совместную со взрослыми деятельность:
-
совместные трудовые дела;
-
встречи с интересными людьми;
-
концерты, подарок ветерану;
-
экскурсии по родному краю;
-
выставки народного творчества;
-
волонтерская помощь ветеранам;
-
поздравление ветеранов с праздниками.
Встречи с интересными людьми стали традиционными в нашей школе, они прохо -
дят под рубрикой "Дорогие мои земляки". На встречах учащиеся знакомятся с людьми, у
которых за плечами самоотверженный труд, фронтовой путь в годы Великой Отечествен-
ной войны, дети войны. Это люди, чья жизнь служит достойным примером для других.
Личные встречи с ними - прекрасные уроки жизни. Такие вечера, встречи являются одним
из источников обогащения духовного мира учащихся, способствуют формированию нрав-
ственного сознания и поведения. Например, надолго запомнилась школьникам встреча с
тружениками тыла, в ходе которой они получили ответы на все интересующие их вопросы.
Учащиеся реально убедились, как грозный сорок первый изменил судьбы, обагрил кровью
и слезами детство, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил
светлые мечты.
Концерты для жителей села, праздник бабушек и другие формы работы создают
условия для общения младших со старшими и взаимного духовного обогащения. Эта ра -
бота с благодарностью воспринимается людьми старшего поколения, служит основой для
создания нравственно благоприятной атмосферы в школе и родном поселке.
Литература
1.Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-
краеведческой работы в школе. - М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
2.Бородин С.П. Общие вопросы школьного краеведения. - М., 1971. – 162 с.
3.Ельчанинов И.Н. "Род Соколовых - 2. Подробная опись менчаковского архива
Соколовых. - Ярославль, 1913
4. Лазарчук Р.М. Батюшков. Исследование материала. - Грязовец, 2002
5. "Не предать забвению" Книга памяти репрессированных в 30-40-е и начале 50-х
годов, связанных судьбами с Ярославской областью. Ярославль Верхне - Волжское
издательство, 1993
6.Очерки по истории Ярославского края с древнейших времен до наших дней
Рязанцев Н.П., Федорчук И.А. Учебное пособие для учащихся 6-9 классов
общеобразовательных школ. –ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати»,
2007. – 334с.
7. Программы внеурочной деятельности: учебно-методическое пособие/ Е.А.Пано-
ва и др. - 2 е изд.., доп.-Ярославль: Издательство "Канцлер", 2014. -80 с..