Автор: Сергеева Наталья Егоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Оленекская СОШ имени Х.М.Николаева"
Населённый пункт: с.Оленек Оленекского района Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах АБАКУС"
Раздел: начальное образование
МБОУ «Оленекская СОШ имени Х.М.Николаева»
Тема доклада:
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА – это программа развития умственных способностей и
творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах
АБАКУС.
Работа учителя начальных классов
Сергеевой Н.Е.
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА – это программа развития умственных способностей и
творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах
АБАКУС.
С
1
сентября
2011
года
все
школы
России
перешли
на
новый
Федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС), по которому целью и основным
результатом
образования
является
развитие
личности
ученика
на
основе
усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Одним из направлений
образовательной
инициативы
является
переход
на
новые
образовательные
стандарты,
которые ставят перед начальным образованием новые цели. Сегодня в общественном
сознании происходит смена приоритетов: на первое место выдвигается задача развития
ученика, так как это позволит сделать более эффективным процесс обучения. Это требует
качественно новых подходов к организации процесса обучения.
Педагогическая
проблема,
над
которой
ведется
работа
–
изучение
и
применение
ментальной арифметики, как один из способов повышения профессиональной творческой
деятельности учителя начальной школы.
Наличие теоретической базы
Ментальная
арифметика
–
это
метод
быстрого
устного
счёта,
который
способствует
развитию обоих полушарий у ребёнка, следовательно, развиваются высшие психические
функции:
память,
воображение,
концентрация внимания,
аналитическое мышление,
фотографическая память,
логика,
слуха и наблюдательности.
Суть ментальной арифметики
Чтобы перейти к сложению и вычитанию чисел по новой методике, необходимо понять,
что собой представляет ментальная арифметика, на чем базируется.
По сути, методика направлена на овладение устным счётом. Математические операции
дети
выполняют
на
абакусе
или
соробане.
Это
рамка
со
спицами
и
косточками,
разделенная планкой. Сверху по одной косточке, каждая из которых называется пятеркой.
На нижних колонках по 4 косточки – единицы. Счёт ведется слева направо, разряды точно
такие, как в традиционной математике: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч и так
далее.
В работу включаются обе руки, что, по мнению создателей учения, позволяет развиваться
обоим полушариям мозга. На первых занятиях детей учат работать абакусом на основе
простых вычислений. По мере овладения техникой вычислений материал усложняется. На
соробане можно выполнять не только сложение, вычитание, умножение, деление, но и
возводить число в разную степень, извлекать корни, решать уравнения, задачи.
После овладения методикой счёта дети перестают пользоваться абакусом, поскольку они
потом
просто
представляют
воображаемое
счетное
оборудование
и
выполняют
счет
любых чисел в уме. При этом, как правило, шевелят пальцами обеих рук.
Ментальный счёт
Ментальный счёт в методике идет согласно четкого плана начиная с первого урока.
Помимо новой темы на соробане, дети на каждом уроке решают запланированную тему
ментально. При этом и в домашнем задании предусмотрены задания для закрепления
ментального счёта по этой теме. То есть работа по развитию ментального счёта ведется
систематически, что делает этот процесс наиболее легким для усвоения.
Обязательным
элементом
урока
являются
диктанты.
Это
упражнения
на
развитие
слуховой памяти, концентрации внимания и скорости мышления. Для того, чтобы дети и
дома тренировались, в методику включены аудио-диктанты – записи этих упражнений,
которые дети должны
регулярно выполнять дома. И среди них есть один уникальный
диктант, диктант на память. Он направлен на увеличение объёма памяти и способность
удерживать
в
голове
как
можно
дольше
полученную
информацию.
Кроме
этого,
в
методике
сделан
акцент
на
развитии
фотографической
памяти.
В
процессе
решения
примеров дети запоминают не одно число. А ряд чисел с их знаками.
Кроме
этого
на
уроках
и
дома
дети
выполняют
специальные
упражнения,
которые
развивают
мелкую
моторику,
одновременно
закрепляют
новую
тему
и
способствуют
развитию скорости мышления. Они называются фундаментальными. Есть тренажёры –
специальные примеры, которые повышают скорость вычисления примеров на соробане.
Таким образом, в результате выполнения всех выше перечисленных элементов, каждый
урок имеет свой цифровой эквивалент – показатели успеваемости детей, по которым мы
можем делать выводы о том, на каком элементе урока у ребенка возникают трудности и
как мы можем это устранить, на чем сделать акцент при работе дома.
Урок
содержит
в
себе
множество
различных
элементов,
каждый
из
которых
имеет
определенные
цели
и
задачи.
Чтобы
сделать
этот
процесс
интересным,
разработали
специальные игры.
Для
того
чтобы
тренеру
было
легко
проводить
занятия
разработаны
специальные
методические материалы. Учебники разработаны таким образом, что на уроке тренеру не
нужно
пользоваться
какими-то
дополнительными
материалами,
поурочными
планами.
Занятия расписаны поэтапно, весь необходимый объём примеров имеется в книге. Нужно
сказать, что книги разделены для 3 возрастных категорий – младшей, средней и старшей
группы. Примеры в этих книгах отличаются по сложности и интенсивности программы.
Отличным дополнением к учебнику является сборник диктантов, в котором собраны
задания с ответами для проведения упражнений на слух. В нем содержатся примеры,
распределенные по темам и по нарастающей сложности, что дает возможность тренеру
выбирать нужный диктант в соответствии со способностями ребят.
Что вы знаете о ментальной арифметике? Большинство родителей и учителей считают, что
эта методика направлена на развитие быстрого устного счета. Да действительно это так,
но это далеко не главный плюс на занятии ментальной арифметики. На самом деле в
процессе обучения у ребенка будут развиваться, и формироваться много других качеств,
которые пригодятся ему в повседневной жизни.
С какими проблемами чаще всего встречаются наши родители и учителя, это рассеянность
и не внимательность, которое приводит к тому, что они нас иногда даже не слышат. Часто
бывает, что они медленно выполняют какие - то задачи, медленно действуют и думают. Им
бывает сложно запомнить большое количество информации и быть собранными. Эти
проблемы помогут решить ментальная арифметика.
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА – это программа развития умственных способностей и
творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах
АБАКУС.
Основными целями этой уникальной методики можно назвать концентрацию
внимания, развитие воображения и логического мышления, слуха и наблюдательности,
творческого мышления и фотографической памяти.
Продолжительность обучения по данной методике 2-3 года в зависимости от способностей
ребенок. Методика предназначена для детей от 4 до 16 лет.
Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый
этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным
применением обеих рук. Второй этап предполагает переход учеников к счету в уме.
В отличии от обычной арифметики упражнения на счетах задействуют оба полушария
головного мозга. Правое полушарие отвечает за наглядно образное мышление,
восприятие и творчество, а левое – за логическое мышление. Когда мы с вами
говорим, читаем, пишем либо решаем простые математические задачи, за это отвечает
левое полушарие. Когда же включается творчество, фантазия, интуиция, нестандартное
мышление – это работа правого полушария. Что происходит, когда ребенок считает
ментально, то есть он переходит на воображаемый сабан. Тот сабан, который он раньше
держал в руках, работал пальчиками, сейчас он представляет его в своем воображении и
мысленно перемещает косточки. В процессе решения примеров, ребенок задействует
левое полушарие это воспринять число, чтобы представить его правое, чтобы записать
опять левое, тем самым в процесс включены оба полушария, в итоге у ребенка
формируется привычка использовать весь потенциал.
Практические задания:
1.
Упражнение «Перекрестные шаги»
2.
Упражнение «Ленивая восьмерка»
3.
Рисование двумя руками.
4.
Головоломки: игра с палочками.
5.
Лабиринты.
6.
Таблица Шульта.
На своем примере, несколько часов в неделю приносят отличные результаты уже по
прошествии пары-тройки месяцев.
7.
Тренажеры: флешкарты, решение примеров ментально.
8.
Абакус.
Несмотря на то, что ментальная арифметика является довольно новой программой
обучения устному счету, за это время она стала популярной и показала хорошие
результаты. Отзывы педагогов и родителей хорошие, они замечают пользу от таких
занятий. Благодаря урокам ментальной математики:
1.
Можно развить мелкую моторику рук.
2.
Ребенок может развить память. Благодаря данной методике школьник сможет
быстро заучивать стихи, песни, иностранные слова.
3.
Школьник учится быстро считать в уме. Такая техника ментальной арифметики
пригодится ребенку не только в школе, а и в будущем во взрослой жизни.