Напоминание

"Формирование коммуникативных базовых универсальных действий младших школьников с нарушением зрения и интеллекта"


Автор: Пешкова Наталия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ ВО "Грязовецкая школа–интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению"
Населённый пункт: город Грязовец Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных базовых универсальных действий младших школьников с нарушением зрения и интеллекта"
Раздел: начальное образование





Назад




Обобщение опыта по теме «Формирование коммуникативных базовых

учебных действий младших щкольников с нарушением зрения и

интеллекта».

Пешкова Н.С., учитель начальных классов высшей квалификационной

категории БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ

по зрению».

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в

представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний,

умений

и

навыков

как

основных

итогов

образования, произошёл

переход

к

пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни,

готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные

задачи,

уметь

сотрудничать

и

работать

в

группе.

Важнейшим

приоритетом

начального

общего

образования

становится

развитие

личности

через

формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные,

личностные и коммуникативные).

У обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальной недостаточностью

формирование

базовых

учебных

действий

реализуется

в

процессе

всего

школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и

предметным

результатам

освоения

АООП.

Формирование

БУД

реализуется

в

процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

БУД

элементарные

и

необходимые

единицы

учебной

деятельности,

формирование

которых

обеспечивает

овладение

содержанием

образования

обучающимися

с

нарушением

зрения

и

умственной

отсталостью.

БУД

обеспечивает

становление

учебной

деятельности

ребенка

с

умственной

отсталостью

в

основных

ее

составляющих:

познавательной,

регулятивной,

коммуникативной, личностной.

БУД, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны,

успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с

другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных

действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта

осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Дети с нарушениями интеллекта в большей мере, чем их сверстники с

нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется

рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории

детей.

Речь

у

ребёнка

с

умственной

отсталостью

не

только

появляется

значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех её

компонентов

от

фонематического

до

семантического

уровня.

Характерными

являются

нарушения,

затрагивающие

этапы

и

составляющие

речевого

высказывания.

В

этой

связи

речь

не

может

качественно

обеспечивать

коммуникативную

функцию,

способствовать

полноценному

формированию

навыков общения, что объединяет все виды деятельности. Отсутствие речевой

инициативы

и

выраженная

недостаточность

речемыслительных

средств,

способствуют

возникновению

у

детей

с

ограниченными

возможностями

в

развитии

речевого

негативизма,

замкнутости,

стереотипии

и

штампов

в

использовании одних и тех же речевых конструкций. Известно, что развитие речи

неразрывно связано с развитием мышления. Недоразвитие первой значительно

осложняет ход и качество мышления ребёнка, что неизбежно проявляется не

только

в

когнитивной,

но

и

социально-эмоциональной

сфере.

Кроме

того,

потребность в общении у детей с нарушениями интеллекта заметно снижена из-за

несформированности

познавательного

интереса

к

событиям

и

явлениям

окружающей среды. Одной из причин нарушений в общении у детей является

недоразвитие

эмоционально-волевой

сферы.

Эмоции

детей

с

недостатками

интеллекта отличаются недостаточной дифференцированностью, с характерной

нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции

ребёнка

бедны,

их

проявления

носят

«полярный»

характер,

а

его

оценки

в

большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво влияет на все формы

социальных контактов с окружающими людьми.

Общение играет особую роль в развитии ребёнка, начиная с самого раннего

возраста, общение приобретает личностный характер и предполагает возможность

тесного

взаимодействия.

Именно

в

общении

ребёнок

получает

возможность

самопредъявления, а по его форме можно судить о коммуникативных умениях,

свойствах и чертах личности. Поэтому развитие навыков коммуникации является

важным

условием

социализации,

а

также

условием

воспитания

всесторонне

развитой личности.

Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями в

развитии

необходим

определённый

уровень

сформированности

навыков

коммуникации.

Однако

пассивность

детей,

крайне

сниженная

потребность

к

высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, слабый интерес к окружающему

- все это тормозит процесс формирования коммуникативных умений.

Трудности в общении у детей с нарушениями интеллекта объясняются не

только степенью и характером их интеллектуального недоразвития. На развитие

навыков

коммуникации

существенное

влияние

могут

оказывать

внешние

объективные причины:

условия

раннего

воспитания

в

специализированном

коррекционном учреждении;

исходный уровень готовности ребёнка участвовать во всех

видах коммуникативной деятельности;

замкнутость и однообразие круга общения;

отсутствие

мотивов

общения

как

следствие

общей

психической инактивности;

характер самой личности и др.

Ребёнок

с

ограниченными

возможностями

здоровья

с

самого

рождения

испытывает

трудности

в

формировании

речи,

эмоциональном

общении,

поэтому

развитие

навыков

коммуникации

выходит

на

первый

план

при

обучении и воспитании таких детей.

Коммуникативные

базовые

учебные

действия

включают

следующие

умения:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик,

ученик-класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками

и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

-

слушать

и

понимать

инструкцию

к

учебному

заданию

в

разных

видах

деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с

людьми;

-

договариваться

и

изменять

свое

поведение

в

соответствии

с

объективным

мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с

окружающими.

Существенное значение для формирования коммуникативных базовых учебных

действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация

совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных базовых

учебных

действий

на

уроках

я

осуществляю

через

коммуникативную

направленность обучения (обучение общению с помощью общения).

Принципы коммуникативной направленности обучения:

речевая направленность (обучение через общение);

функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети

отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют,

объясняют);

ситуативность (ролевая организация учебного процесса);

новизна – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения,

проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);

принцип по «нарастающей»: от простого к сложному.

личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных

ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения. Я стараюсь

строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик –

ученик.

Форма

взаимодействия

демократична:

совместное

размышление,

приближение

учебного

процесса

к

реальным

жизненным

ситуациям,

обращение

к

опыту

ученика.

На

уроках

я

использую

разные

формы

организации

коммуникативного

общения:

групповые,

индивидуально-

групповые. Для формирования коммуникативных универсальных учебных

действий

я

выбрала

организацию

учебно-воспитательного

процесса

на

основе

деятельностного

подхода.

Цель

моих

уроков

на

о с н о в е

деятельностного

подхода

к

обучению:

формирование

способности

к

самоучению,

саморазвитию,

воспитание

коммуникативной

культуры,

гуманных нравственных качеств, интеллектуальное, эмоциональное развитие

учащихся в условиях коллективной учебной деятельности с одновременным

высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ. Моя роль,

как

учителя,

направлять,

помогать,

поддерживать,

развивать

идею,

дискутировать.

Развитие

коммуникативных

умений

происходит

на

материале

учебников

всех

предметных

линий

посредством

приобретения

опыта

коллективного

взаимодействия, формирования

умения

участвовать

в

учебном

диалоге,

развития

рефлексии

как

важнейшего

качества,

определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного

взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих

задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных

и

невербальных

средств,

соблюдать

правила

речевого

этикета

и

устного

общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся

правилам

общения

с

младшими,

ровесниками,

взрослыми.

Этому

способствуют

и

инсценировки,

когда

ученики

представляют,

переживают

самые разные ситуации.

Выпускник начальной школы должен пройти

3 уровня сформированности устной коммуникативной компетентности:

1.

обсуждение и дискуссия;

2.

небольшие выступления;

3.

презентации.

На каждом уровне я использую следующие виды упражнений:

ассоциативные (на воображение)

мыслительные (на сравнение)

речевые (язык, речь героев)

рефлексивные (высказывание собственных мыслей)

интерпретация (в других видах искусства)

Первый уровень «Обсуждение и дискуссия». Цель – раскрепостить детей,

научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения

предусматриваю такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где

необходимо высказать своё мнение.

Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать

один правильный ответ из 3–4 предложенных и обосновать), задания на

воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.

Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.

Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об

этих же предметах, чтобы ученики видели разнообразие описаний,

ассоциаций, восприятий одного и того же предмета. В ходе обсуждения

ребята пришли к выводу, что в загадках предмет не называется, но он

сравнивается, описывается.

Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился

из героев? Почему?), попробуй предположить по названию, о чём будет

рассказ?

Интерпретация: рассматривание картин, рисунки детей по представлению.

Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?

После прохождения первого уровня, ученик умеет: слушать и понимать

речь, соотносить свой высказывания с высказываниями других, получать

информацию о предмете дискуссии.

Второй уровень «Небольшие выступления». Цель – научить детей

составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с

ситуацией, не отклоняться от темы.

Речевые упражнения: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова

на одну букву («Тавтограммы»)

Придумай рассказ, используя данные слова.

Мыслительные упражнения: задания на анализ и синтез; задания на

сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания

природы и.т.д.)

Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки.

Обычно игры организуются от коллективных (участвуют все ученики) к

групповым (какая группа желает изображать) и только потом к

индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным

выступлением.

На втором уровне развития коммуникативных умений ученик учится владеть

невербальными средствами коммуникации – манера, жесты,

громкость голоса.

Прочитай стихотворение, выражая гнев, тревогу, насмешку.

Прочитай потешку, сопровождая ее соответствующими движениями.

К концу второго уровня учащийся умеет: поддерживать дискуссию

адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации

(манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить

небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение).

Третий уровень «Презентации». Цель – подготовить презентацию.

На третьем уровне я использую задания проблемного или творческого

характера в групповой работе.

Речевые упражнения: упражнения в совместно – индивидуальной

деятельности. Дети выполняют сначала индивидуальные задания, которые

потом объединяют в единое целое. У детей создаётся мотивация

взаимодействия. В ходе взаимодействия дети обогащают друг друга идеями.

Это упражнение я часто использую, когда дети составляют характеристику

героев.

Упражнения в совместно-последовательной деятельности:

Группа детей получает задание создать общее произведение (сочинить

рассказ, сказку). Дети выполняют работу пошагово.

Составление «Цветных рассказов».

Детям предлагают 8–10 квадратов различных цветов. Ученики по очереди

берут квадрат, определенного цвета и составляют предложения.

На голубом небе светило желтое солнце. По синей реке плыл белый теплоход.

Из коричневой трубы шел черный дым. Вдалеке виднелся зеленый луг. На

нем росли фиолетовые и розовые цветы. Над цветами летали оранжевые

бабочки.

Упражнение на коллективное принятие решений:

Процедура принятия решений состоит из нескольких этапов:

Учитель объясняет задание. Каждый ученик придумывает 3–5 вариантов

решения проблемы.

Дети объединяются в пары и обсуждают свои предложения. Выбирают из них

наиболее удачные.

Дети объединяются в группы. Снова обсуждение и выбор удачных

предложений.

Делегат от каждой группы называет и обосновывает коллективные варианты.

Учитель записывает их на доске и проводит общее голосование.

Презентация слова:

Слово – существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить,

может быть добрым и злым. Отличить слово доброе от слова злого нам

помогает его смысл, его лексическое значение.

К концу третьего уровня дети умеют: поддерживать дискуссию;

высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать

вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить

презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.

В процессе работы по формированию базовых коммуникативных действий

ученики знакомятся с правилами речи и общения.

Дать знать, если хочешь высказаться.

Говорить полными, законченными предложениями.

Говорить отчетливо и громко.

Аргументировать кратко и точно.

Оставаться при «теме» (учитывать вопрос).

Обосновывать мнения или утверждения.

Внимательно слушать, когда говорит другой.

Когда говоришь, обращайся к аудитории.

Любое мнение обсуждается, но не осуждается.

Основным критерием сформированности коммуникативных базовых учебных

действий можно считать коммуникативные способности ребёнка,

включающие в себя:

желание вступать в контакт с окружающими;

знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с

окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);

умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными

навыками), включающее умение слушать собеседника, умение

эмоционально сопереживать;

умение решать конфликтные ситуации;

умение работать в группе.

Используя данные упражнения в системе, я формирую у обучающихся

коммуникативные базовые учебные действия. Качественно повышается

уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие

все дети класса. Мои ученики с желанием работают в парах и группах, не

боятся выступать публично, корректно оценивают выступления

одноклассников. Формирование базовых учебных действий, в том числе и

коммуникативных, значительно повышает качество образования.



В раздел образования