Автор: Кожевникова Татьяна Павловна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: Байкальский колледж недропользования
Населённый пункт: Бурятия Улан–Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рейтинговая система оценивания на уроках иностранного языка в колледже горного профиля"
Раздел: среднее профессиональное
Рейтинговая система оценивания на уроках иностранного языка в
колледже горного профиля
Английское слово rating имеет несколько значений. Одно из них – оценивание вообще,
когда каждому объекту присваивается порядковый номер (ранг). Основные принципы
рейтинговой системы можно сформулировать так: оценка не зависит от характера
межличностных отношений учителя и ученика; незнание не наказывается, стимулируется
процесс познания; ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, т.к. оценки
видов деятельности определены заранее»
В настоящее время согласно Закону об образовании РФ «каждое образовательное
учреждение свободно в выборе системы оценок для промежуточной
аттестации учащихся" то есть любой, кроме выпускного тестирования). В большинстве
случаев в школах и колледжах современной России продолжают использовать цифровые
отметки, чем выше — тем больше цифра (пятибалльная система, унаследованная
от СССР).
Конкретные требования к выставлению отметок могут быть закреплены «Положением
о нормах оценок по предметам», которое принимается на уровне учебного заведения и
может содержать как общие критерии оценивания, так и конкретные количественные
показатели работы или устного ответа, за которые выставляется та или иная отметка.
.Накопленный опыт убедил меня, что из всех систем оценивания: традиционной
(пятибалльной), тестовой, "портфолио", рейтинговая система позволяет более объективно
оценить индивидуальные достижения учащихся в учебной и внеурочной деятельности,
стимулирует
их
к
самостоятельному
поиску
материалов,
к
началу
самостоятельной
научно-исследовательской деятельности.
Рейтинг - индивидуальный коэффициент учащегося определяется по результатам
всех видов занятий, вариантов контроля, подсчитывается как общая сумма баллов на этапе
рубежного, итогового контроля.
Для
определения
рейтинга
вводятся
обязательные
и
дополнительные
баллы.
Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных, контрольных работ,
тестов, сдача зачетов. Дополнительные баллы используются для поощрения учащихся при
выполнении ими творческих заданий, за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах.
Учащиеся, имеющие 86-100% от общей суммы баллов, получают оценку "отлично", 71
-85% - оценку "хорошо", а 56 - 70% - оценку "удовлетворительно".
. Я считаю, что переход к рейтинговой системе оценки необходимым. Рейтинг дает
возможность
получить
объективную
и
полную
картину
образовательных
результатов:
освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже
становления личностных характеристик.
Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно
оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов,
началу самостоятельной научно – исследовательской работы. Сегодня, когда система
школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, на
мой взгляд, должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой
деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план
выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с
помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение
видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать
полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим
умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно –
ориентированный подход обучения и воспитания учащихся.( Психологические основы
развивающего обучения В.Д. Эльконина и В.В. Давыдова). В настоящее время необходимо
совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень
подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в
зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или
повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи демократизации и
гуманизации обучения на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи
индивидуального числового показателя – рейтинга. В условиях средней
общеобразовательной школы основной формой обучения является урок. Именно здесь
фокусируются цели, содержание и методы обучения. Ведь от их определения в
значительной степени зависит и отбор содержания образования. Рейтинговая система
оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие
технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно –
модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику
сотрудничества. Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально
комфортную среду обучения и воспитания.