Напоминание

"Воспитание мечтой – из опыта работы"


Автор: Ильина Ольга Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание мечтой – из опыта работы"
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание мечтой- из опыта работы классного руководителя.

Каждый, кто занимается педагогической практикой, не раз убеждался, что между ребенком в

младших классах и между тем же ребенком в старшей школе, как говорится, две большие

разницы. Если выпускник младшей школы охотно поет, читает стихи, его глаза горят при

упоминании о порученном общественном деле, то выпускник школы скорее всего отнесется

формально к возложенным обязанностям на школьном концерте, предпочтет отмолчаться или

придумать благовидный предлог. В чем же причина столь неприятной метаморфозы? почему

ребенка перестает интересовать учеба, внеклассные мероприятия, возникают дурные привычки?

Связано это только с возрастными изменениями или проблема глубже? Конечно, бывают и такие

активисты, которые одинаково охотно берутся за поручения, но это скорее исключение, чем

правило. Очевидно, что такие изменения происходят постепенно и исподволь. Безусловно, что

причин здесь множество- и смена обстановки, и более высокие нагрузки, и адаптация к новой

роли…но проблема вовсе не в выявлении причин и влиянии на них. Причины у каждого подростка

могут быть свои. А если речь идет о целом классе, то есть коллективе, то зачастую индивидуальная

работа с каждым- конкретная, вдумчивая, системная, для классного руководителя неподъемна. К

тому же не все педагоги прирожденные психологи, тайм-менеджеры и тренеры в одном лице.

Приходится учитывать мнение всего коллектива. То есть непрестанно искать баланс между тем,

что хочет коллектив ( то есть класс), учитель ( а иногда и каждый предметник, причем не у всех

учителей есть четко сформулированные требования), школа ( со своей концепцией воспитания и

традициями), родители…список можно продолжать до бесконечности. Извечный вопрос- что

делать и как быть превращается в неразрешимую головоломку.

С другой стороны, не такую уж и неразрешимую. Для начала можно привлечь немного теории

( достаточно спорной, но и так же достаточно действенной). Согласно теории американского

психотерапевта Берна, структуру личности человека можно представить в виде трех

составляющих. Первая часть-родительские ожидания ( идеальный образ, как должен себя вести

ребенок, насколько он хорош или плох- и часто такие ожидания очень отличаются от реальности).

Вторая составляющая- голос разума. Подросток впитывает информацию о мире, принимает

решения и видит их последствия. Дети, у которых превалирует вторая составляющая в личности-

классные манипуляторы. Они всегда просчитают последствия того или иного решения, выгоды и

неудачи и только после этого расчета действуют. Третья часть- это детская часть личности, лучшая

часть. Внутри каждого взрослого живет маленький ребенок, о котором вспоминается с теплотой и

радостью. Это именно та часть личности, которая позволяет быть и творческим, и любящим, и

смелым…

получается, что основной удар социализации наносится именно по этой, третьей составляющей

части личности. В этом и есть различие между старшими и младшими школьниками. В этом и

может быть скрыт секрет успеха работы с подростками. Безусловно, методы работы в старшей и

младшей школах различны. И возможности старшей и младшей школы тоже отличаются друг от

друга. Но для успешной работы и там, и там требуется заинтересованность. А заинтересовать

школьника средней школы уже непросто. Кажется, невозможно при нынешнем развитии техники

и технологии. Невозможно? Как бы не так! Внутри каждого человека есть искра, превращающая

рутину в яркий праздник. И эта искра называется мечта. Если у человека есть о чем мечтать, к

чему стремиться, то он может добиться невероятных результатов. Но как применить это

прекрасное начало к конкретному классу, к конкретному классному руководителю?

Признаться, когда классный руководитель получает класс, он редко бывает доволен. Идеальных

классов не бывает. Вот и я, входя первый раз в новый класс ( это был 8) как новый классный

руководитель ( зная, что временный, на год), могла бы ограничиться простым директивным

управлением. Диктат удобен, не вызывает вопросов, понятен администрации и родителям,

привычен детям. Но плюсов от такого метода мало. Не считать же плюсом инертных,

безынициативных учащихся? Железная дисциплина на насилии тоже долго не продержится,

авторитет с кулаками требуется подкреплять ежедневно. К тому же единожды начавшись, насилие

не остановить. Тогда я решила попробовать новый ( для меня) метод социального партнёрства.

Легко сказать- но трудно сделать. Класс новый, выживший прежнего классного руководителя, не

был настроен вообще на какую либо работу. Для начала я предложила участвовать в

общешкольных мероприятиях. Это не вызвало энтузиазма, но это было первое совместное дело.

Потом мы ездили в музеи, были еще какие- действия, но это все была та рутина, которая губит все

дело. А настоящей работы, с отдачей, все не было. Время шло, и тут возникла идея поучаствовать

в городских конкурсах. Составила список требований и совершенно неожиданно для меня ( и для

ребят) дело пошло. Сначала двое послали работу на конкурс «Я имею право» - и сам факт того,

что они решились это сделать, был прорывом. Самая главная победа- над собой. И тот факт, что

одна из пославших работу стала лауреатом и ее мечта стать фотографом наконец то обрела

признание, заставила класс задуматься. Если могут одни, то почему не смогут и другие? Но самый

главный результат был получен вовсе не от побед в конкурсе. В классе был тихий , старавшийся

казаться незаметный юноша. Он никогда не спорил, но и инициативы не проявлял. Обычная

семья малого достатка, обычная история. Когда я спросила его о мечте, тот неожиданно ответил-

хочу быть президентом. И тут же отвернулся, считая, что отделался от настырной классной мамы.

Но вопрос остался. К тому же на классном часе обсуждали будущие профессии и вновь прозвучал

вопрос о президенте. На этот раз с насмешкой. «Если хочется- будешь! Начнем здесь и сейчас»,-

наверное, это было очень эмоционально, неправильно, но все же слово вылетело и обещание

надо было выполнять. Начали мы с того, что представили, чем же должен заниматься президент,

если бы он попал в данную, конкретную, школу. И вопрос пришел. В любой школе, к сожалению,

возникают такие вопросы- вопросы безопасности дорожного движения. И тогда возникла идея

провести урок по правилам безопасности для учеников младших классов, которые будут вести

ученики старших классов-изначально вопрос об участии учителя не стоял. То есть как бы старшие

помогают младшим, без родителей ( ведь гнев родителей так страшен в детстве!). Эту идею и

предложил будущий президент. Идею поддержала и я, как классный руководитель, и пара

одноклассников. Разработали занятие ,и провели на базе ГПД. Оказалось, что у восьмиклассников

особый взгляд на проблему. А проблемы прибывали. Узнав о занятиях, ребят стали приглашать и в

другие классы, в другие школы. В конце года была составлена целая база занятий, включающая и

технику безопасности, и толерантность, и правильное питание. Методы тоже оттачивались.

Изначально ребята отказались от традиционных уроков типа- я говорю- ты слушаешь- и включали

в работу элементы тренинга, викторины, творческие мастерские…Дело ширилось, и в итоге в нем

участвовал практически весь класс. Почти весь, потому что не у каждого есть мечта быть

узнаваемым и публичным человеком. Но мечта быть президентом за год стала реальностью. Вову

выбрали президентом школы. Мечта воспитала из незаметного, маленького человека настоящую

личность. Теперь на вопрос кем быть он уже не пожмет плечами- человек точно знает, куда пойти

учиться и что для этого надо. И те, кто в начале года смогла преодолеть себя и научились не

стесняться мечтать оказались в выигрыше. Класс сплотился, появились лидеры и встречи стали

продуктивными. В конце года ребята сами подготовили праздник для всей школы, сами провели

его…

Подведя итоги, хочется отметить, что для каждого классного руководителя класс становится своим,

родным. И очень хочется воспитать самостоятельность, ответственность. Сделать это окриками и

привычным щелканьем воображаемого кнута нельзя. Нельзя и уговорами. Ответственность

воспитывает конкретное дело. Самостоятельность- производная от веры в себя. И то, и другое

вполне возможно найти в каждом человеке, нужно только малое- научить мечтать. Адекватный,

здоровый человек не будет мечтать о чем-то пагубном. Отказываясь от мечты, не умея

представить себе ее, человек ( а вместе с ним и коллектив) многое теряет. От классного

руководителя в данном контексте требуется не так и много усилий- выявить мечту ( это порой

труднее всего, и здесь нельзя идти напролом, напрямик), помочь с ее реализацией ( ведь

необязательно стать президентом страны- для Вовы оказалось достаточно и уровня школы, чтобы

понять – надо двигаться дальше, это не совсем то, чего хочется), поддержать уверенность,

похвалить, если что-то идет не так. Мечта заставит ребенка самому найти решение ( и это не

требует усилий классного руководителя, достаточно направить учащегося в нужное русло), найти

способ реализации идей ( конечно, под контролем педагога). И тогда из каждого класса получится

не банда хулиганов, а настоящий коллектив, который нужно только слегка направлять и который

ясно дает понять о таланте классного руководителя. Ведь настоящее руководство- это не вести воз

самому, а найти толковых людей, которые помогут в этом.



В раздел образования