Напоминание

"Методика Художественного чтения"


Автор: Князева Станислава Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1593
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебно методическое
Тема: "Методика Художественного чтения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ И РАССКАЗЫВАНИЯ.

Существуют следующие методы ознакомления детей с художественной

литературой:

1) Чтение воспитателя по книге или наизусть - дословная передача текста

( ч и т а ю щ и й ,

с о х р а н я я

я з ы к

а в т о р а , передае т

в с е

оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей).

2)Рассказывание воспитателя

-свободная

передача

текста

(возможны

перестановка слов, заменаих, толкование.

3)Инсценирование.

4)Заучивание наизусть

Формы работы с книгой:

чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание

стихотворений на занятиях

использование литературных произведений и произведений устного

народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

М. М. Конина выделяет типы занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2 .

Ч т е ние

нескольких

произведений,

объединенных

единой

тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных).

3. Чтение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с

картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками,

б) настольный театр,

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф,

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

а) логически связанное с содержанием занятия (в процессе беседы о школе

чтение стихов, загадывание загадок),

б) чтение может быть самостоятельной частью занятия.

В методике занятий выделяют этапы:

Подготовка к занятию:

Выбор произведения в соответствии с поставленными целями, возрастом

детей,

Определение программного содержания,

Подготовка воспитателя к чтению произведения включает этапы:

1. чтение произведения воспитателем,

2. анализ художественного текста. Требования к анализу:

- он должен быть целенаправленным - каждый из вопросов воспитателя

должен преследовать определенную цель;

- он должен проводиться только после целостного, непосредственного,

эмоционального восприятия произведения;

- он должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности

восприятия детей;

- анализу подлежит не жизненная ситуация, изображенная в произведении,

а изображение этой ситуации автором;

-

он

должен

быть

избирательным

-

обсуждаются

не

все

элементы

произведения, а

те, которые

наиболее

ярко

выражают

идею

одном

случае анализ композиции, в другом - поступков персонажей и т.д.).

-

анализ

должен

способствовать

литературному

развитию

детей, т.

е. формировать

начальные

литературоведческие

представления

и

читательские умения:

- умение осваивать идею произведения;

- умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные

автором;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку);

- умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка.

3. работа над выразительностью: расстановка логических ударений и пауз,

выработка ясного и правильного произношения, передача интонации.

4. Объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий

полноценное восприятие произведения (н-р, подбор синонимов лубяная-

деревянная, горница-комната)

Короткая

вводная

беседа,

подготавливающая

детей

к

восприятию,

связывающая

их

опыт

с

темой

произведения

(н-р,

краткий

рассказ

о

писателе, напоминание о других книгах, уже знакомых детям, загадка,

стихотворение). Обязательно называем произведение, автора, жанр.

Небольшая

пауза.

Можно

спросить,

понравилась

ли

сказка,

и

подчеркнуть: «Каков Жихарка, маленький да удаленький!»

Беседа по содержанию прочитанного.

Виды вопросов:

1)

вопросы,

направленные

на

выявление основного

замысла

произведения:«О чем этот рассказ (сказка)?», «Почему автор так назвал

свой рассказ?», «Какое главное событие рассказа (сказки)?»

2)

вопросы

на воспроизведение

содержания.

Например,

после

чтения

сказки «Теремок» детям

можно

задать

вопросы: «Кто

первый

прибежал к теремку?», «Кто потом прискакал к теремку?»

. 3) вопросы, связанные с образом героя:

а) вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою:

«Кто понравился? Почему?», «Кто больше всех понравился? Почему?»;

б) вопросы, обращающие внимание, на мотивы поступков: «За что все

так

любили

дядю

Степу?.

«Дядя

Степа»

С. Михалкова),

«Почему

все

засмеялись, а Ваня заплакал?» «Косточка» Л. Н. Толстого).

в) вопросы, позволяющие понять настроение героя, его эмоциональное

состояние: «Почему ему было страшно?, «Почему им было весело?»;

г) вопросы на сравнение действующих лиц: «Чем похожи герои?», «Чем

они различаются?»;

д)

вопросы,

обращающие

внимание

на

внешний

облик, портрет

героя: «Каким ты его себе представляешь?»;

е)

вопросы

на

сравнение

поведения, характера

героя

со

знакомыми

детям

явлениями

жизни: «А

вы

встречали

кого-нибудь,

похожего

на

Фому?. (стихотворение С. Михалкова «Про упрямого Фому»);

4)

вопросы,

позволяющие

ввести

детей

в ситуацию

произведения,

сделать их участниками событий: «Чтобы вы сделали на месте ... ?», «Что

бы вы посоветовали ... ?»

5)

вопро сы,

обращающие

внимание

на языковые

средства

выразительности:

«Как

автор

описывает

... Т», « С

ч е м

а в т о р

сравнивает ... ?» и «Какие слова вам показались интересными.

6) вопросы, обращающие внимание на особенности жанра: «Что я вам

прочитала (рассказала), рассказ или сказку?», «Почему вы так думаете?»,

«Как

начинается

сказка,

как

заканчивается?»,

«Какие

повторы

вы

заметили?» и т.л.

Повторное

чтение

произведений и рассматривание

иллюстраций,

которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают

художественные образы.

4.

Методика

художественного

чтения

и

рассказывания

в

разных

возрастных группах.

В младшем

дошкольном возрасте у

детей

воспитывают

любовь

и

интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на

тексте,

слушать

его

до

конца,

понимать

содержание

и

эмоционально

откликаться

на

него.

У

малышей

формируют

навык

совместного

слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге.

Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

Начиная

с

младшей

группы

детей

подводят

k

различению

жанров.

Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу

сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает

детям

вспомнить

интересные

места,

повторить

характеристики

персонажей

(«Петя-петушок,

золотой

гребешок»,

«Выросла

репка

большая - пребольшая»

),

назвать

повторяющиеся

обращения

«Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто

в

тереме

живет?»)

и

действия

(«Тянут-потянут,

вытянуть

не

могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с

разными интонациями.

Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь

их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция,

неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко

и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать

условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

В среднем

дошкольном возрасте углубляется

работа

по

воспитанию

у

детей

способности

к

восприятию

литературного

произведения,

стремления

эмоционально

откликаться

на

описанные

события.

На

занятиях

внимание

детей

привлекают

и

к

содержанию,

и

к

легко

различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а

также

к

некоторым

особенностям

литературного

языка

(сравнения,

эпитеты).

Это

содействует

развитию

поэтического

слуха,

чуткости

к

образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр

произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то

есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась

ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается

и

какими

заканчивается.

Беседа

развивает

умение

размышлять,

высказывать

свое

отношение

к

персонажам, правильно

оценивать

их

поступки, характеризовать

нравственные

качества,

дает

возможность

поддерживать

интерес

к

художественному

слову,

образным

выражениям, грамматическим конструкциям.

В старшем дошкольном возрасте 'возникает устойчивый интерес к

книгам, желание слушать их. Накопленный жизненный и литературный

опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки

героев, мотивы

поведения.

Дети

начинают

осознанно

относиться

к

авторскому

слову,

замечать

особенности

языка,

образную

речь

и

воспроизводить ее.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают

в рисунке. Рекомендуется использовать творческие задания на подбор

сравнений,

эпитетов,

синонимов,

антонимов,

рифмы

к

слову,

на

продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на

составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке.



В раздел образования