Автор: Князева Станислава Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1593
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебно методическое
Тема: "Методика Художественного чтения"
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ И РАССКАЗЫВАНИЯ.
Существуют следующие методы ознакомления детей с художественной
литературой:
1) Чтение воспитателя по книге или наизусть - дословная передача текста
( ч и т а ю щ и й ,
с о х р а н я я
я з ы к
а в т о р а , передае т
в с е
оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей).
2)Рассказывание воспитателя
-свободная
передача
текста
(возможны
перестановка слов, заменаих, толкование.
3)Инсценирование.
4)Заучивание наизусть
Формы работы с книгой:
чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание
стихотворений на занятиях
использование литературных произведений и произведений устного
народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.
М. М. Конина выделяет типы занятий:
1. Чтение или рассказывание одного произведения.
2 .
Ч т е ние
нескольких
произведений,
объединенных
единой
тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных).
3. Чтение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с
картины известного художника;
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.
4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками,
б) настольный театр,
в) кукольный и теневой театр, фланелеграф,
г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
5. Чтение как часть занятия по развитию речи:
а) логически связанное с содержанием занятия (в процессе беседы о школе
чтение стихов, загадывание загадок),
б) чтение может быть самостоятельной частью занятия.
В методике занятий выделяют этапы:
Подготовка к занятию:
Выбор произведения в соответствии с поставленными целями, возрастом
детей,
Определение программного содержания,
Подготовка воспитателя к чтению произведения включает этапы:
1. чтение произведения воспитателем,
2. анализ художественного текста. Требования к анализу:
- он должен быть целенаправленным - каждый из вопросов воспитателя
должен преследовать определенную цель;
- он должен проводиться только после целостного, непосредственного,
эмоционального восприятия произведения;
- он должен опираться на возрастные и индивидуальные особенности
восприятия детей;
- анализу подлежит не жизненная ситуация, изображенная в произведении,
а изображение этой ситуации автором;
-
он
должен
быть
избирательным
-
обсуждаются
не
все
элементы
произведения, а
те, которые
наиболее
ярко
выражают
идею
(в
одном
случае анализ композиции, в другом - поступков персонажей и т.д.).
-
анализ
должен
способствовать
литературному
развитию
детей, т.
е. формировать
начальные
литературоведческие
представления
и
читательские умения:
- умение осваивать идею произведения;
- умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные
автором;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку);
- умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка.
3. работа над выразительностью: расстановка логических ударений и пауз,
выработка ясного и правильного произношения, передача интонации.
4. Объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий
полноценное восприятие произведения (н-р, подбор синонимов лубяная-
деревянная, горница-комната)
Короткая
вводная
беседа,
подготавливающая
детей
к
восприятию,
связывающая
их
опыт
с
темой
произведения
(н-р,
краткий
рассказ
о
писателе, напоминание о других книгах, уже знакомых детям, загадка,
стихотворение). Обязательно называем произведение, автора, жанр.
Небольшая
пауза.
Можно
спросить,
понравилась
ли
сказка,
и
подчеркнуть: «Каков Жихарка, маленький да удаленький!»
Беседа по содержанию прочитанного.
Виды вопросов:
1)
вопросы,
направленные
на
выявление основного
замысла
произведения:«О чем этот рассказ (сказка)?», «Почему автор так назвал
свой рассказ?», «Какое главное событие рассказа (сказки)?»
2)
вопросы
на воспроизведение
содержания.
Например,
после
чтения
сказки «Теремок» детям
можно
задать
вопросы: «Кто
первый
прибежал к теремку?», «Кто потом прискакал к теремку?»
. 3) вопросы, связанные с образом героя:
а) вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою:
«Кто понравился? Почему?», «Кто больше всех понравился? Почему?»;
б) вопросы, обращающие внимание, на мотивы поступков: «За что все
так
любили
дядю
Степу?.
«Дядя
Степа»
С. Михалкова),
«Почему
все
засмеялись, а Ваня заплакал?» «Косточка» Л. Н. Толстого).
в) вопросы, позволяющие понять настроение героя, его эмоциональное
состояние: «Почему ему было страшно?, «Почему им было весело?»;
г) вопросы на сравнение действующих лиц: «Чем похожи герои?», «Чем
они различаются?»;
д)
вопросы,
обращающие
внимание
на
внешний
облик, портрет
героя: «Каким ты его себе представляешь?»;
е)
вопросы
на
сравнение
поведения, характера
героя
со
знакомыми
детям
явлениями
жизни: «А
вы
встречали
кого-нибудь,
похожего
на
Фому?. (стихотворение С. Михалкова «Про упрямого Фому»);
4)
вопросы,
позволяющие
ввести
детей
в ситуацию
произведения,
сделать их участниками событий: «Чтобы вы сделали на месте ... ?», «Что
бы вы посоветовали ... ?»
5)
вопро сы,
обращающие
внимание
на языковые
средства
выразительности:
«Как
автор
описывает
... Т», « С
ч е м
а в т о р
сравнивает ... ?» и «Какие слова вам показались интересными.
6) вопросы, обращающие внимание на особенности жанра: «Что я вам
прочитала (рассказала), рассказ или сказку?», «Почему вы так думаете?»,
«Как
начинается
сказка,
как
заканчивается?»,
«Какие
повторы
вы
заметили?» и т.л.
Повторное
чтение
произведений и рассматривание
иллюстраций,
которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают
художественные образы.
4.
Методика
художественного
чтения
и
рассказывания
в
разных
возрастных группах.
В младшем
дошкольном возрасте у
детей
воспитывают
любовь
и
интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на
тексте,
слушать
его
до
конца,
понимать
содержание
и
эмоционально
откликаться
на
него.
У
малышей
формируют
навык
совместного
слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге.
Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.
Начиная
с
младшей
группы
детей
подводят
k
различению
жанров.
Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу
сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает
детям
вспомнить
интересные
места,
повторить
характеристики
персонажей
(«Петя-петушок,
золотой
гребешок»,
«Выросла
репка
большая - пребольшая»
),
назвать
повторяющиеся
обращения
«Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто
в
тереме
живет?»)
и
действия
(«Тянут-потянут,
вытянуть
не
могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с
разными интонациями.
Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь
их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция,
неумение правильно произносить звуки. Поэтому надо учить детей четко
и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создавать
условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.
В среднем
дошкольном возрасте углубляется
работа
по
воспитанию
у
детей
способности
к
восприятию
литературного
произведения,
стремления
эмоционально
откликаться
на
описанные
события.
На
занятиях
внимание
детей
привлекают
и
к
содержанию,
и
к
легко
различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а
также
к
некоторым
особенностям
литературного
языка
(сравнения,
эпитеты).
Это
содействует
развитию
поэтического
слуха,
чуткости
к
образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр
произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то
есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась
ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается
и
какими
заканчивается.
Беседа
развивает
умение
размышлять,
высказывать
свое
отношение
к
персонажам, правильно
оценивать
их
поступки, характеризовать
нравственные
качества,
дает
возможность
поддерживать
интерес
к
художественному
слову,
образным
выражениям, грамматическим конструкциям.
В старшем дошкольном возрасте 'возникает устойчивый интерес к
книгам, желание слушать их. Накопленный жизненный и литературный
опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки
героев, мотивы
поведения.
Дети
начинают
осознанно
относиться
к
авторскому
слову,
замечать
особенности
языка,
образную
речь
и
воспроизводить ее.
Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети выражают
в рисунке. Рекомендуется использовать творческие задания на подбор
сравнений,
эпитетов,
синонимов,
антонимов,
рифмы
к
слову,
на
продолжение авторского рассказа, на придумывание сюжета сказки, на
составление творческого рассказа по потешке, загадке, песенке.