Автор: Исакова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Спасский детский сад №1"
Населённый пункт: Рязанская область, г. Спасск–Рязанский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии"
Раздел: дошкольное образование
«РАЗВИВАЮЩЕЕ
ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ И
ОБЩЕЙ МОТОРИКИ НА
РЕЧЬ ДЕТЕЙ»
ДВИЖЕНИЯ РУКИ ВСЕГДА ТЕСНО СВЯЗАНО С РЕЧЬЮ
И СПОСОБСТВУЕТ ЕЁ РАЗВИТИЮ.
В.М. БЕХТЕРЕВ
НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - НАИБОЛЕЕ
РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ У РЕБЁНКА ВЫСШЕЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УЧЁНЫМИ ДОКАЗАНО, ЧТО РАЗВИТИЕ РУК
НАХОДИТСЯ В ТЕСНОЙ СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЕМ РЕБЁНКА.
ДВИЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК ИМЕЮТ ОСОБОЕ РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, ТАК
КАК ОКАЗЫВАЮТ ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ НЕ ТОЛЬКО РЕЧЕВОЙ, НО И ВСЕЙ
ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА.
СУЩЕСТВУЕТ ПРЯМАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ С УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ
ОБЩЕЙ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: ЧЕМ ВЫШЕ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, ТЕМ ЛУЧШЕ
РАЗВИТА РЕЧЬ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЧТЕНИЕ СТИХОВ, ПОТЕШЕК, ПОСЛОВИЦ С ИХ ЧЁТКИМ
РИТМОМ ПОМОГАЮТ УЛУЧШИТЬ У ДЕТЕЙ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ. А КООРДИНИРУЯ
ДВИЖЕНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, РЕБЁНОК СОВЕРШЕНСТВУЕТ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ
АППАРАТ, РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ, ОСВАИВАЕТ ИНТОНАЦИЮ И РИТМ РЕЧИ.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ И ЖЕСТОВЫЕ ИГРЫ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ НЕОЦЕНИМЫ. ПРОСТЫЕ И
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ, ОНИ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ, СТИМУЛИРУЮТ ЗРИТЕЛЬНОЕ И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ,
ПАМЯТЬ, СВЯЗНУЮ РЕЧЬ, ОБОГАЩАЮТ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.
Актуальность
УЧИТЫВАЯ ВАЖНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПО
РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, БЫЛА
ОПРЕДЕЛЕНА ЦЕЛЬ: СТИМУЛИРОВАТЬ
РЕЧЕВУЮ И МЫСЛИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ.
Пальчиковые игры
Игры с счетными палочками
Самомассаж
Шнуровка
Плетение
Игры с бумагой
Игры с прищепками
Игры с пробками
Пальчиковый театр
Игры с крупами, камешками
РАЗВИТИЕ
ИНТЕЛЛЕКТА
СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКО
В МЕТОДАМИ
КИНЕЗИОЛОГИИ
ГОТОВ К ШКОЛЕ?
Запросы школы и
общества в целом
таковы, что
ребенок должен
быть готов
воспринимать
большой объем
информации,
ориентироваться в
нем и постараться
стать успешным
.
ЧТО ПРЕДПРИНИМАЮТ ВОСПИТАТЕЛИ?
Воспитатели
детских садов
находятся в
постоянном
поиске новых,
наиболее
продуктивных
методов и
технологий при
подготовке детей
к школе.
Кинезиология
– наука о развитии головного мозга
через движение. Существует уже 2000 лет.
Кинезиологические упражнения
–
это комплекс движений позволяющих
активизировать межполушарное воздействие.
Аристотель
Гиппократ
«ГИМНАСТИКА МОЗГА» –КЛЮЧ К РАЗВИТИЮ
СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА.
Гуманитарное,
образное,
творческое
отвечает за
тело,
координацию
движений,
пространственное
зрительное и
Кинестетическое
восприятие.
Математическое,
знаковое,
речевое,
логическое,
аналитическое
отвечает за
восприятие
слуховой
информации,
постановку целей
и построений
программ.
Левое
полушарие
Правое
полушарие
МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО
Мозолистое тело
необходимо для
координации работы
мозга и передачи
информации из одного
полушария в другое.
Нарушение
деятельности
мозолистого тела
искажает
познавательную
деятельность детей.
Основное
развитие
мозолистого тела
формируется у
девочек 7-ми лет
у мальчиков до 8-
ми-8,5 лет
.
Основная цель кинезиологии:
развитие межполушарного взаимодействия,
способствующее активизации мыслительной
деятельности.
КИНЕЗИОЛОГИЯ ОТНОСИТСЯ К
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.
память;
Внимание;
речь;
пространственные
представления;
мелкую и крупную моторику;
снизить утомляемость;
повысить способность к
произвольному контролю.
Применение данной методики
позволяет улучшить у
воспитанников
ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ – СИСТЕМАТИЧНОСТЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ.
Комплекс упражнений проводится утром по 10-15
минут.
Комплекс проводится ежедневно без пропусков.
Комплекс проводится в доброжелательной
обстановке.
Упражнение выполняется сначала правой, затем
левой, затем двумя руками вместе.
От детей требуется точное выполнение движений
и приемов.
Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
УПРАЖНЕНИЕ «КОЛЕЧКО
Поочередно и как можно
быстрее перебирать
пальцы рук, соединяя
кольцо с большим
пальцем последовательно:
указательный, средний,
безымянный, мизинец.
Упражнение выполняется в
прямом порядке- от
указательного пальца к
мизинцу и в обратном – от
мизинца к указательному
пальцу. В начале движения
выполняется по
поочередно каждой рукой,
затем двумя
одновременно.
УПРАЖНЕНИЕ«КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ»
Ладонь, сжатая в
кулак;
Распрямленная ладонь
ребром на плоскости.
Распрямленная ладонь
на плоскости стола.
УПРАЖНЕНИЕ «УХО – НОС –
ХЛОПОК»
Левой рукой
возьмитесь за
кончик носа, а
правой рукой – за
противоположное
ухо. Одновременно
отпустите ухо и нос,
хлопните в ладоши,
поменяйте
положение рук «с
точностью
наоборот».
УПРАЖНЕНИЕ «ФОНАРИКИ»
Фонарики
зажглись;
Поочередно:
- фонарик погас
- фонарик зажегся;
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАЙЧИК-КОЗА-ВИЛКА»
ЗАЙЧИК
-указательный и
средний пальцы вытянуть
вверх, мизинец и безымянный
прижать к ладони большим
пальцем.
КОЗА
- указательный палец и
мизинец выпрямить, средний
и безымянный -прижать
большим пальцем к ладони.
ВИЛКА
- указательный,
средний и безымянный
пальцы вытянуты вверх,
расставлены врозь и
напряжены, большой палец
прижимает мизинец к ладони.
УПРАЖНЕНИЕ«НОЖНИЦЫ-
СОБАКА-ЛОШАДКА»
НОЖНИЦЫ -
указательный и
средний пальцы вытянуть вверх,
мизинец и безымянный прижать
к ладони большим пальцем.
СОБАКА -
ладонь поставить на
ребро, большой палец
выпрямить и поднять вверх.
Остальные пальцы сомкнуть.
Указательный палец согнуть.
ЛОШАДКА -
большой палец
правой руки поднять вверх
сверху обхватить эту ладонь
другой ладонью под углом,
образуя пальцами гриву.
Большой палец левой руки
поднять вверх.
УПРАЖНЕНИЕ «ДОМ-ЁЖИК-ЗАМОК»
ДОМ
- пальцы рук
соединить под углом,
большие пальцы
соединить.
ЕЖИК
- поставить ладони
под углом друг к другу,
расположить пальцы
одной руки между
пальцами другой.
ЗАМОК
- ладони прижать
друг к другу, пальцы
переплести.
ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ
Положите на стол
чистый лист бумаги.
Возьмите в обе руки
по карандашу.
Начните рисовать
двумя руками
одновременно
зеркально-
симметричные
рисунки, буквы. Когда
деятельность двух
полушарий
синхронизируется,
заметно возрастет
эффективность
работы.
ТЕЛЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Колено –
локоть».
“Перекрестное
марширование”
СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ
!