Автор: Князева Станислава Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1593
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: татья
Тема: "Роль семьи в воспитании детей"
Раздел: дошкольное образование
Роль семьи в воспитании детей. Формирование педагогической
культуры родителей.
Существует
две
ветви
воспитания: семейное
и
общественное. Издавна
ведется спор: что важнее в становлении личности: семья или общественное
воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие в
пользу общественных учреждений.
Я.А.
Коменский назвал
материнской
школой
ту
сумму
знаний,
которую
ребенок получает из рук и уст матери. Уроки матери – без перерывов, без
выходных, без каникул. И.Г. Песталоццисчитал семью подлинным органом
воспитания, она учит делом, а живое слово дополняет. А вот социалист-
утопист считал семью злом на пути формирования нового человека.
М е ж д у
т е м
с о в р е м е н н а я
н а у к а
р а с п о л а г а е т
д а н н ы м и ,
свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности
ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его
силу нельзя сравнить ни с каким даже квалифицированным воспитанием.
В
исследованиях Т.А.
Марковой
систематизированы
факторы, которые
определяют силу и стойкость семейного воспитания:
1. Воспитание
в
семье
отличается
глубоким
эмоциональным,
интимным
характером:родительская
любовь,
защищенность,
домашнее тепло и т.п.
2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью
воспитательных воздействий матери, отца и других членов семьи.
3. Семья
обладает
объективными
возможностями
для
включения
р еб е н ка
с
п е р в ы х
л ет
ж и з н и
в
р а з н о о б р а з н ы е
в и д ы
деятельности (бытовую,
трудовую,
воспитательную
в
отношении
других членов семьи).
Таким
образом,
современная
наука
подчеркивает приоритет
семьи
в
воспитании
ребенка,проявляющийся
в
многообразии
форм
воздействия,
непрерывности, длительности воздействия.
Функции семьи:
1. Функция
продолжения
рода
(репродуктивная) –
биологическое
воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого
рода.
2. Хозяйственная функция - обеспечивает многообразные хозяйственные
потребности собственной семьи.
3. Функция
организации
досуга –
восстановление
и
поддержание
здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.
4. Воспитательная
функция:
воспитание
ребенка,
формирование
его
личности,
развитие
способностей;
систематическое
воспитательное
воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение
всей его жизни; постоянное влияние детей на своих родителей и других
членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию.
Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека,
в
котором
находит
отражение
накопленный
предыдущими
поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в
семье.
От
уровня
педагогической
культуры
родителей
зависит
успешность
и
результативность домашнего воспитания.
Педагогическая культура включает несколько компонентов:
- понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
- знания о развитии, воспитании, обучении детей;
- практические умения организации жизни и деятельности детей в
семье; осуществление воспитательной деятельности;
-
п р о д у к т и в н а я
с в я з ь
с
д р у г и м и
в о с п и т а т е л ь н ы м и
институтами (школа, ДОУ).
В нашей стране в 20 вв. существовала специальная система повышения
педагогической культуры населения – педагогический всеобуч.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения
их
педагогической
культуры –
одно
их направлений
деятельности
дошкольного учреждения.
Организатором
деятельности
по
повышению
педагогической
культуры являетсязаведующая. К
этой
деятельности
привлекался
весь педагогический состав: медсестра, воспитатель, психолог и т.п.
Участие
в
повышении
педагогической
культуры
населения
-
профессиональная обязанность каждого педагога.
При
осуществлении
психолого-педагогического
просвещения
следует
о т м е т и т ь
н е о б х о д и м о с т ь ц е л е в о й
н а п р а в л е н н о с т и этой
работы: определяя
содержание
и
формы
психолого-педагогического
просвещения
необходимо
исходить
из
уровня
подготовленности
родителей
к
воспитательной
деятельности
и
потребностей
в
повышении педагогической культуре.
Преимущество
психолого-педагогического
просвещения заключается
в
том, что педагог может вовлечь родителей в диалог.
Ориентированность
ДОУ
на
повышение
пед. культуры
усиливает
требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях
возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания.
Задача педагога – придать теоретическим знаниям прикладной характер.
Эффективными будут вечера вопросов и ответов, встречи за круглым
столом, заседания дискуссионных клубов. Так же должны использоваться
такие
формы
повышения
педагогической
культуры,
где
участвуют
родители,
дети
и
педагоги: совместные
праздники,
развлечения,
трудовая деятельность, спектакли и т.п.
Не
потеряли
актуальности
и
традиционные
формы: семинары-
практикумы, родительские собрания, консультации, посещение семьи и
т.п.
Следует тщательно продумывать не только форму сотрудничества, но
и продумывать содержание, которое бы соответствовало потребностям
родителей.
О с о б о г о
в н и м а н и е
с л е д у е т
у д е л я т ь самообразованию
родителей. Пропаганда
педагогической
литературы
также
входит
в
обязанности педагога, следовательно, возможно использовать следующие
формы работы: папки-передвижки, информация на групповом стенде,
выставки
новой
литературы,
обзор
новинок
на
родительском
собрании. Задача– пробудить у родителей интерес к пед. литературе и
помочь выбрать необходимые источники.