Напоминание

"Роль семьи в воспитании детей"


Автор: Князева Станислава Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1593
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: татья
Тема: "Роль семьи в воспитании детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль семьи в воспитании детей. Формирование педагогической

культуры родителей.

Существует

две

ветви

воспитания: семейное

и

общественное. Издавна

ведется спор: что важнее в становлении личности: семья или общественное

воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие в

пользу общественных учреждений.

Я.А.

Коменский назвал

материнской

школой

ту

сумму

знаний,

которую

ребенок получает из рук и уст матери. Уроки матери – без перерывов, без

выходных, без каникул. И.Г. Песталоццисчитал семью подлинным органом

воспитания, она учит делом, а живое слово дополняет. А вот социалист-

утопист считал семью злом на пути формирования нового человека.

М е ж д у

т е м

с о в р е м е н н а я

н а у к а

р а с п о л а г а е т

д а н н ы м и ,

свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности

ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его

силу нельзя сравнить ни с каким даже квалифицированным воспитанием.

В

исследованиях Т.А.

Марковой

систематизированы

факторы, которые

определяют силу и стойкость семейного воспитания:

1. Воспитание

в

семье

отличается

глубоким

эмоциональным,

интимным

характером:родительская

любовь,

защищенность,

домашнее тепло и т.п.

2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью

воспитательных воздействий матери, отца и других членов семьи.

3. Семья

обладает

объективными

возможностями

для

включения

р еб е н ка

с

п е р в ы х

л ет

ж и з н и

в

р а з н о о б р а з н ы е

в и д ы

деятельности (бытовую,

трудовую,

воспитательную

в

отношении

других членов семьи).

Таким

образом,

современная

наука

подчеркивает приоритет

семьи

в

воспитании

ребенка,проявляющийся

в

многообразии

форм

воздействия,

непрерывности, длительности воздействия.

Функции семьи:

1. Функция

продолжения

рода

(репродуктивная)

биологическое

воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого

рода.

2. Хозяйственная функция - обеспечивает многообразные хозяйственные

потребности собственной семьи.

3. Функция

организации

досуга

восстановление

и

поддержание

здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

4. Воспитательная

функция:

воспитание

ребенка,

формирование

его

личности,

развитие

способностей;

систематическое

воспитательное

воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение

всей его жизни; постоянное влияние детей на своих родителей и других

членов семьи, побуждающее их к самовоспитанию.

Педагогическая культураэто компонент общей культуры человека,

в

котором

находит

отражение

накопленный

предыдущими

поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в

семье.

От

уровня

педагогической

культуры

родителей

зависит

успешность

и

результативность домашнего воспитания.

Педагогическая культура включает несколько компонентов:

- понимание и осознание ответственности за воспитание детей;

- знания о развитии, воспитании, обучении детей;

- практические умения организации жизни и деятельности детей в

семье; осуществление воспитательной деятельности;

-

п р о д у к т и в н а я

с в я з ь

с

д р у г и м и

в о с п и т а т е л ь н ы м и

институтами (школа, ДОУ).

В нашей стране в 20 вв. существовала специальная система повышения

педагогической культуры населения – педагогический всеобуч.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения

их

педагогической

культуры

одно

их направлений

деятельности

дошкольного учреждения.

Организатором

деятельности

по

повышению

педагогической

культуры являетсязаведующая. К

этой

деятельности

привлекался

весь педагогический состав: медсестра, воспитатель, психолог и т.п.

Участие

в

повышении

педагогической

культуры

населения

-

профессиональная обязанность каждого педагога.

При

осуществлении

психолого-педагогического

просвещения

следует

о т м е т и т ь

н е о б х о д и м о с т ь ц е л е в о й

н а п р а в л е н н о с т и этой

работы: определяя

содержание

и

формы

психолого-педагогического

просвещения

необходимо

исходить

из

уровня

подготовленности

родителей

к

воспитательной

деятельности

и

потребностей

в

повышении педагогической культуре.

Преимущество

психолого-педагогического

просвещения заключается

в

том, что педагог может вовлечь родителей в диалог.

Ориентированность

ДОУ

на

повышение

пед. культуры

усиливает

требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях

возрастного развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания.

Задача педагога – придать теоретическим знаниям прикладной характер.

Эффективными будут вечера вопросов и ответов, встречи за круглым

столом, заседания дискуссионных клубов. Так же должны использоваться

такие

формы

повышения

педагогической

культуры,

где

участвуют

родители,

дети

и

педагоги: совместные

праздники,

развлечения,

трудовая деятельность, спектакли и т.п.

Не

потеряли

актуальности

и

традиционные

формы: семинары-

практикумы, родительские собрания, консультации, посещение семьи и

т.п.

Следует тщательно продумывать не только форму сотрудничества, но

и продумывать содержание, которое бы соответствовало потребностям

родителей.

О с о б о г о

в н и м а н и е

с л е д у е т

у д е л я т ь самообразованию

родителей. Пропаганда

педагогической

литературы

также

входит

в

обязанности педагога, следовательно, возможно использовать следующие

формы работы: папки-передвижки, информация на групповом стенде,

выставки

новой

литературы,

обзор

новинок

на

родительском

собрании. Задача– пробудить у родителей интерес к пед. литературе и

помочь выбрать необходимые источники.



В раздел образования