Напоминание

"Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей"


Автор: Князева Станислава Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1593
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Учебно методическое
Тема: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей

В соответствии с Законом "Об образовании" и "Типовым положением о

дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих

перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения

полноценного развития ребёнка. Поэтому необходим активный курс на создание

единого пространства развития ребёнка, как в ДОО, так и в семье.

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с

семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только

воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания

детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и

партнёр родителей по их воспитанию. Ещё Н.К.Крупская в своих

"Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями - это

большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих

родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным

педминимумом, привлечение их к работе детского сада".

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно

подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит

"организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому

необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и

семьи по воспитанию детей. Вместе с тем, она считала, что родителям, не

умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и

дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями

"сотрудничество" и "взаимодействие". Сотрудничество - это общение "на

равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать,

оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной

деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с

помощью общения.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в

рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют

охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения,

включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу". Придать

дошкольному учреждению "открытость внутрь" - значит сделать педагогический

процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать

отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия,

чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители)

возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности,

мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в

образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут

значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой

вклад в образовательную работу.

Итак, основная цель взаимодействия ДОУ с семьей - установление

доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами,

объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом

своими проблемами и совместно их решать в процессе общения. В основе

взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого

пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и

детского сада - этого единого пространства, объективной реальности -

состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций

обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и

требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности.

Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.

Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и

семьи являются гуманность, толерантность, т.е. признание достоинства,

свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное

отношение всех участников взаимодействия.

Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от

воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника.

Подобный подход будет действенным в том случае, если

провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие

социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в

едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей,

воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окружение.

Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от

друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и

человеческой культуры, традиций семьи, социального положения,

особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий,

образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных

в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.

Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи. Реалии

современности требуют изменения привычной ситуации и выстраивания

системы взаимодействия с родителями. Эффективность выбора форм

зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь

внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Проблему заявляют

все те, кто входит в педагогическое пространство (родители, воспитатели,

специалисты, младшие воспитатели, психолог и др.). Формы выбираются

в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-

экономическими, социально-психологическими условиями, интересами

семьи, возможностями ДОУ и др.

Обратная связь. Партнерство родителей и педагогов предполагает хорошо

налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить

мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ.

Родители хотят знать: учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют

ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатели, в свою

очередь, - как реагируют родители на предложения и советы со стороны

воспитателей, имеют ли встречные предложения.

Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия ДОУ и семьи

основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и

интегрирует их со сферами индивидуальности.

Содержание взаимодействия с родителями реализуется через разнообразные

формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога

с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими

знаниями. Как отмечают О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, традиционные формы

подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-

информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания,

конференции, "Круглые столы" и др. Групповые родительские собрания - это

действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма

организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами

воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это

одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может

быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими,

например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель

педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее

особенность - активное участие и воспитателя и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы,

интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим и

специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране

его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная

их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор

бесед.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они

знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами

воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли

детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи

на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов

деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских

работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время, как отмечает О.В. Солодянкина, особой популярностью как

у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с

родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных

программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с

родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают

своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке,

сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке

утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с

педагогическим содержанием, например, "Педагогическое поле чудес",

"Педагогический случай", "КВН", "Ток-шоу", где обсуждаются

противоположные точки зрения на проблему и многое другое. В ряде детских

садов организуется педагогическая библиотека для родителей, книги им

выдаются на дом. Можно организовать выставку совместных работ родителей и

детей "Руки папы, ручки мамы и мои ручонки", досуги "Неразлучные друзья:

взрослые и дети", "Семейные карнавалы".

Особой популярностью пользуются "Дни открытых дверей", в течение которых

родители могут побывать в любой группе. В проведении "Круглых столов"

реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать

"визитку", приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной

форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий

родителей, использованием методов их активизации.

В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип

партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по

вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.).

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не

навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный

выход из сложившейся ситуации.

Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями

отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей

и педагогов. Основной задачей информационно-аналитических форм

организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование

данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей,

наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к

ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-

педагогической информации. Только на аналитической основе возможно

осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к

ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности

воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного

общения с их родителями.

.Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания,

конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для

родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы,

попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей,

посещение семей на дому, родительский комитет.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит

ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились

и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками

ДОУ.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие

полноценного речевого развития дошкольников, т.к. наилучшие результаты

отмечаются там, где педагоги (логопеды, воспитатели) и родители действуют

согласованно. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода

ребёнка в детский сад. Уже на этом этапе пытаемся убедить родителей в том, что

именно их роль в речевом развитии ребёнка значима; что все усилия педагогов

без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего

ребёнка родителям необходимо учесть следующие моменты:

1. Необходимо реально оценивать состояние здоровья ребёнка. Сейчас довольно

часто у детей страдает речевое развитие.

2. Если что-то беспокоит в речевом развитии ребёнка, не следует бояться

обращаться за консультацией к специалистам. В нашей стране детальное

обследование ребёнка логопедом (за исключением обследования перед

поступлением в детский сад) проводится в основном тогда, когда ему

исполнится 5 лет. Этому есть своё объяснение. Известно, что становление речи

завершается к 5-6 годам. Получается, что пока происходит развитие речи,

практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт тревогу. Когда же

речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Не

надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребёнка, необходимо

оказывать ему помощь до завершения этого процесса, способствовать

предупреждению возможных речевых расстройств.

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению

навыков чтения и письма), т.к. развитие речи – сложный процесс, в которой

освоение письменной формы является лишь составной частью.

Развитая речь, в понимании многих родителей, — это умение читать и писать

(печатными буквами), как максимум, и умение рассказывать стихи как минимум.

При этом остальные стороны речевого развития ребёнка остаются без должного

внимания. Известно, что качественно овладеть навыком чтения и письма

невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха.

4. Родителям нужно помнить, что необходимо весьма осторожно относиться к

раннему изучению иностранных языков. Если у ребёнка проблемы с родным

языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его

проблемы приобщением к другой языковой системе. Любой язык в своей

системе имеет звуки, которые характерны только для него. А обучение

иностранному языку подразумевает постановку правильного

звукопроизношения. Так, в английском языке, есть межзубные звуки, которые не

допустимы в русском языке. Такое произношение у нас считается дефектным и

требует серьёзной работы по его преодолению.

Таким образом, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть

разовым. Если взрослые устраняются от занятий со своим ребёнком, добиться

результата будет крайне сложно. В результате пострадает сам ребёнок.

В работе с родителями целесообразно учитывать следующие принципы:

1.

Личностный подход с учетом образования, возраста и индивидуальных

особенностей.

2.

Применение родителями полученных теоретических знаний в

повседневной практике семейного воспитания.

3.

Учет уровня развития каждого ребенка и дифференцированный подход к

проблеме воспитания, обучения и проведения коррекционной работы в

семье.

Какие же формы взаимодействия с родителями по вопросам речевого

воспитания детей можно использовать? Применимы традиционные формы

взаимодействия с родителями, такие, как:

общее родительское собрание;

консультации (индивидуальные и групповые);

семинары-практикумы;

педагогические беседы (индивидуальные и групповые);

открытые показы занятий (индивидуальных, подгрупповых и

фронтальных);

папки – передвижки;

подбор методической литературы в помощь родителям и т.д.

Кроме этого, можно применять и нетрадиционные формы. Вот некоторые из

них.

ИГРОТЕКА. Её цель – демонстрация полученных детьми умений,

представлений на игровом материале. Родители знакомятся с различными

речевыми играми, играя вместе с детьми.

ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Каждый выпуск газеты посвящён какой-то одной

проблеме речевого развития. Газета выходит 1 раз в месяц.

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА. Данный вид работы не требует специальных

материалов и пособий. Учитывая большую загруженность родителей

домашними делами и накопленную к концу дня усталость, можно им

предложить «Игры на кухне», «Игры в ванной комнате» и т.д. К примеру:

Игры на кухне.

1. Как называются предметы мебели на кухне? Как ты думаешь, кто потрудился,

чтобы сделать нам мебель? (лесник, лесорубы, художник-дизайнер, столяры,

ткачи).

2. Назови посуду, которая есть на кухне? Из чего она сделана?

3. Какие продукты лежат в холодильнике? Из чего делают растительное масло?

Из чего получают творог и кефир, сливочное масло? Из чего делают колбасу,

сыр? Какое бывает мясо? (сырое, замороженное, тушеное, жареное, варёное).

4.Какие продукты лежат в шкафу? Гречневая крупа из какого растения?

(гречихи). Крупа рисовая из какого растения? (риса). Манная крупа из какого

растения? (пшеницы). Перловая – из ячменя, геркулес – из овса. Из чего делают

макароны, вермишель? Из чего сделана мука? (из пшеницы). Из чего делают

сахар? (из сахарной свёклы, сахарного тростника). Что такое кофе? Какой вы

любите чай? (цейлонский, грузинский, китайский, индийский, краснодарский –

называется по месту производства. Китайский чай растёт на кустарниках

высотой до 3 метров, а цейлонский – на деревьях высотой 10 – 15 метров. В

зависимости от способа обработки листа чай различают: байховый черный,

зелёный, жёлтый, красный). Можно найти на карте места, где выращивают чай.

Откуда берётся соль? (в основном, её выпаривают из морской воды, но также на

земле есть соляные озёра и соляные копи).

5. Что на кухне сделано из металла, из дерева, из пластмассы?

6. Что сделано из стекла? Посуда из стекла непрочная. Она очень боится горячей

воды, сразу трескается. Почему? Когда наливают кипяток в чашку, кастрюлю, то

посуда сразу нагревается, становится горячей. Так же происходит и со

стеклянной посудой, но нагревается эта посуда не равномерно, т.е. внутри она

горячее, чем снаружи. Из-за этого стекло лопается, причём, чем оно толще, тем

быстрее лопается от горячей воды. Как «спасают» стеклянную посуду от

кипятка? Кладут металлическую ложку, она забирает часть тепла, и посуда

остаётся целой.

7. Что делает мама на кухне? Варит, режет, готовит, моет, жарит, трёт, вытирает,

включает, выключает, чистит, зажигает, тушит спичку, улыбается, поёт, пробует,

солит, шинкует, консервирует, наливает, выливает, разливает, убирает, достаёт…

Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне? А что

могут сделать другие члены семьи?

8. Как мама всё делает на кухне? Быстро, весело, ловко, медленно, спокойно,

радостно, трудно, уныло, напряженно, сосредоточенно…

9. Какое блюдо мама подаёт к столу? Вкусное, горячее, холодное, подогретое,

жидкое, густое, рассыпчатое, солёное, не солёное, жареное, варёное, пареное,

тушеное, сладкое, кислое, горькое…

10. Какие запахи на кухне? У каждого человека есть любимые и нелюбимые

запахи. Но есть множество запахов, которые нравятся всем: запах свежего хлеба,

цветущей розы… Резкие и раздражающие запахи предупреждают нас об

опасности. В носу у человека находятся клеточки, которые реагируют на

изменение воздуха и передают сигналы в мозг.

11. Из чего можно пить? Чашка, кружка, бокал, фужер, рюмка, пиала, ковш…

12. Какие бывают ложки? Чайные, десертные, столовые. А тарелки имеют

название? Что такое столовые приборы?

Играем в слова в ванной комнате.

1. Что у нас есть в ванной комнате?

2. Какие бывают полотенца? Махровое, льняное, вафельное,

пушистое, полосатое, маленькое, банное, ножное.

3. Что в ванной можно пересчитать?

4. Что делают в ванной комнате? Стирают, замачивают, выкручивают,

полощут, включают, выключают, чистят, выдавливают, намыливают, вешают,

вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят, сыплют, размешивают

порошок.

5. Какие предметы нужны, чтобы умыться?

6. Что нужно, чтобы постирать? Что можешь ты постирать?

7. Какая бывает вода в ванной комнате? Холодная, ледяная, горячая, теплая,

прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная.

8. Какие бывают зубная паста, мыло? Зачем нужно чистить зубы?

Играем в слова в раздевалке, в коридоре.

1. Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке, в коридоре, в

шкафу? Как ты думаешь, кто трудился,чтобы ты мог надеть

этот костюм? Прядильщицы пряли нитки, ткачи ткали ткани, художник-

модельер моделировал фасон, закройщик — раскроил, портной — сшил

костюм, продавец — продал его нам.

2. Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)? Кто участвует в изготовлении

обуви? Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из нее что-то скроить,

художник-модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают.

Давай не забудем, что обувь бывает разного цвета, значит, нужны краска,

фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии».

3.Какие головные уборы у нас есть и какие

еще бывают головные уборы? Шапка, берет, шляпа, кепка, платок, косынка,

шарф, панама. Специальные головные уборы военные – фуражка, пилотка,

каска, берет десантника, бескозырка моряка, шлем строителя.

Играем в слова в комнате.

1. Какая в комнате есть мебель?

2. Как называется мебель для хранения посуды?

3.Как называется посуда, которая есть в комнате?

4. Что в нашей комнате сделано из металла?

5.Что в нашей комнате сделано из дерева?

6.Какие игрушки есть в твоем уголке?

Для того, чтобы ребенок оперировал обобщающими словами и выражениями

(столовая посуда, чайная посуда, спальный гарнитур, столовый гарнитур,

легковые, грузовые, специальные машины), можно предложить такой вариант

игры: «Мы сегодня поиграем в слова, игpa называется "Какие у тебя есть

игрушки?» Я буду называть много слов, а ты подумаешь и скажешь, как это всё

называется одним словом. Например, я говорю: кубики, пластины, цилиндры,

конусы, пирамиды, кирпичики. Ты говоришь: конструктор».

7. Какая бытовая техника у нас есть в квартире и для чего она

нужна? Пылесос, стиральная машина, утюг,телевизор, радио, магнитофон,

видеомагнитофон, проигрыватель, музыкальный центр, фен, щипцы

электрические, газовая плита, швейная машина, миксер,

мясорубка, холодильник, телефон, кофемолка.

8. Какие приборы есть в доме и для чего они нужны? Градусники: ртутный и

спиртовой, барометр, тонометр,компас, весы: рычажные, пружинные,

электронные, часы: настенные, напольные, ручные, механические,

электрические.

Играем в слова на улице.

1.Какая сегодня погода?

2.Какая бывает погода на улице? Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, холодная,

морозная, дождливая, солнечная, облачная, хмурая.

3. Названия каких деревьев ты знаешь? Береза, осина, дуб, клен, ясень, липа,

ель, ольха, сосна, лиственница, рябина, ива, тополь, каштан. Фруктовые: яблоня,

груша, слива, вишня.

4. Названия каких кустарников ты знаешь? Калина, боярышник, орешник,

шиповник, крыжовник, малина, смородина, бузина, черника.

5. Какие листья бывают? Круглые, овальные, продолговатые, сердцевидные,

тонкие, длинные, колючие, жгучие (у крапивы), пушистые, бархатистые,

широкие, толстые, зеленые, светло-зеленые, пятнистые, желтые, темно-зеленые,

красные, клейкие, глянцевые, кожистые, зубчатые.

6. Каких птиц ты знаешь? Воробей, ворона, голубь, синица, снегирь, ласточка,

трясогузка, дятел, чайка, кукушка, сова, сорока, жаворонок, соловей, стриж.

Какие из них перелётные, а какие остаются зимовать?

7. Каких рыб ты знаешь? Сом, сельдь, щука, окунь, ёрш, пескарь, камбала,

карась, лещ, судак.

8. Что мы видим в витринах магазина? Какие названия магазинов ты знаешь?

9.Какие машины мы видим на улице? Сначала перечисляем все названия машин,

затем дифференцируем: легковые, грузовые, специальные, пассажирский

транспорт.

10. Из каких частей состоит машина?

11. Какие бывают дороги? Асфальтированные, земляные, песчаные, брусчатые,

прямые, широкие, кривые, узкие, ровные, ухабистые, лесные, городские,

деревенские.

12. Какие вещи носят и мужчины, и женщины? Какие предметы одежды носят

только мужчины, а какие только женщины? Можно поговорить подробно о

каком-либо одном виде одежды, например, юбке: они бывают узкие, в складку,

расклешенные, цветные, с разрезом, длинные, короткие, плиссированные,

гофрированные. Расскажите о фурнитуре: пряжках, пуговицах, крючках,

«молниях».

Играем в слова везде.

Есть ряд игр, в которые можно играть везде: дома и на улице, в автобусе и в

магазине.

1. «Скажи наоборот» (очень важная игра, формирующая логическое мышление):

высокий – низкий, тяжёлый – лёгкий, быстрый – медленный, весёлый –

грустный, жарко – холодно, темно – светло, большой – маленький, толстый –

тонкий, чёрный – белый, добро – зло, гладкий – шершавый, кривой – прямой,

сильный – слабый, богач – бедняк, левый – правый, больной – здоровый,

ребёнок – взрослый, чистый – грязный, глубокий – мелкий, пустой – полный,

горький – сладкий, горячий – холодный, ночь – день, смелый – трусливый, друг

– враг, честный – лживый, мягкий – жесткий, громкий – тихий, север – юг, запад

– восток, смеяться – плакать.

2. Кто летает, что летает? Птицы, насекомые; самолёт, вертолёт, аэроплан,

воздушный шар, тополиный пух, снег…

3. Кто плавает, что плавает? Рыбы, птицы, животные, человек; пароход,

теплоход, ледокол, катамаран, лодка, баржа, яхта, паром, байдарка, каноэ,

пирога.

4. Какой он бывает? Существительные мужского рода: например, помидор –

зелёный, красный, желтый, спелый, зрелый, маленький, большой, круглый,

сочный…

5. Какая она может быть? Существительные женского рода: роза, туча, погода…

6. Оно какое может быть? Существительные среднего рода: море, облако, небо,

пальто…

7. Кому что нужно для работы? Врачу – градусник, тонометр, стетоскоп, шприц;

учителю – доска, мел, учебники, тетради, ручки, карты, класс; портному –

выкройки, иголки, нитки, материал, ножницы, сантиметр, швейная машина,

клиент-заказчик; художнику – мольберт, краски, кисточки, карандаши, уголь,

бумага, рамы; парикмахеру – расчёска, ножницы, зеркало, машинка, бритва,

клиент; продавцу – магазин, прилавок, товар, касса, весы, чеки, покупатель;

повару – кастрюля, плита, продукты: мясо, овощи, фрукты, сахар, соль, крупа...

8.Каждой вещи своё место. Книги – в книжном шкафу, на полке; бельё – в

шкафу; посуда – в серванте; ручки, карандаши – в пенале; документы – в папке;

бумага – в столе; молоко – в пакете, бидоне; масло – в маслёнке; хлеб – в

хлебнице; суп – в супнице, кастрюле; соус – в соуснице; соль – в солонке; сахар

– в сахарнице; селёдка – в селёдочнице; деньги – в кошельке; духи – во флаконе;

паста – в тюбике; мыло – в мыльнице; косметика – в косметичке; чай – в

чайнике; салат – в салатнике; кофе – в кофейнике, турке.

9. Кто что умеет делать? Например, мама: веселиться, петь, танцевать, читать,

писать, считать, стирать, мыть, готовить, покупать, сажать, поливать, собирать,

целовать, обнимать, улыбаться, ругаться, есть, пить, дышать, смотреть, лежать,

сидеть…

10. Моя половина – твоя половина. Начало слова говорит один, продолжает

другой: вело-сипед, само-лёт, паро-воз, пыле-сос, магнито-фон, мага-зин, теле-

визор, верто-лёт, кроко-дил, чемо-дан.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются

настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их –

сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять

их знания о предметах, учить их правильно называть.

Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил,

теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а

потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить ее ребенку. Первый

раз на протяжении 10-15 минут необходимо поиграть вместе с ребенком.

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала

рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на

картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?»,

«Что можно сделать из фруктов?». После беседы объяснить: «Вот перед тобой

маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи

целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери

необходимые картинки». Родители могут начать складывать картинку, а далее

ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают

картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то

сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание

картинки.

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время

приготовления еды можно использовать малые формы фольклора. К примеру,

такие пословицы, как «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду»,

«Захочешь кушать – руку протянешь».

Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать:

«Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Без

труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю

все некогда». Выходные дни желательно проводить на природе, так как она

открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника

пословицами, например: «Много снега – много хлеба», «Зимой солнце светит, да

не греет», «Осенняя муха больно кусает», «Без ветра и трава не шелестит»,

«Синица пищит, зиму вещает», «Летний день год кормит».

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса

или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их

можно загадывать, играя с ребенком, во время приема пища.

«Белый камень в воде тает». (Сахар)

«В одной бочке два теста». (Яйцо)

«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду - испугается». (Соль)

«Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква)

Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз)

«Невидимка ходит по лесу, все деревья раздевает». (Осень)

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно

близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети

нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное

сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают

материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят

«сделанный из дерева», вместо «шелковый» - «сшитый из шелка», вместо

«шерстяной» - «связанный из шерсти». В речи детей мало употребляемых слов-

признаков. На вопрос «Какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая»,

«Какой помидор?» - «Красный, круглый».

Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют все, что им нравится.

Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга,

«высокое» дерево, а не «большое».

Если в семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте,

мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как

называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка,

фарфоровая, в ней подают первое блюдо – борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них

кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница – ее используют для

салатов».Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что

он подает.

Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка:

«Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая

шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне

кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить

на машинке».

Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником,

утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует

предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или

погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку,

необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он,

например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми.

Важно: с раннего детства ребенок должен знать правила уличного движения.

Важный вопрос – развитие связной речи детей. Приведем пример

информационного буклета для родителей.

О чем говорить с ребенком в семье.

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих

сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и

последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное,

пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам

сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и

монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения,

реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В

устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

Взрослый. Какое сейчас время года?

Ребенок. Весна.

Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?

Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и

переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить

через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет

особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие.

Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и

говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького

человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким

разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и

интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень

чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем

не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда

говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).

Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил

поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив,

ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не

общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются

медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего

возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С

детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д.

Тематика бесед для детей 4 – 5 лет значительно расширяется: космос, армия,

транспорт, книжки и сказки. Беседы должны проходить в непринужденной

форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать.

Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать

предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его

дела.

Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно

использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в

этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например,

«Знакомство».

Ребенок. Добрый день, Татьяна Алексеевна.

Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?

Ребенок. С вами разговаривает Оля.

Взрослый. Оля, мама дома?

Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.

Монолог – речь одного человека, последовательное изложение мыслей,

описание действий, связанность рассказа. Важно научить детей последовательно

описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у

некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают

слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не

хватает слов для передачи мыслей. Ребенок должен научиться описывать

знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-

три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок,

рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…),

придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки,

картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она

пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы,

красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску.

На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой

дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».

Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой

последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется

предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?».

Можно поиграть с ребенком в составление загадок-описаний. При этом

инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой

предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит

посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают,

пьют чай. Что это такое?» а теперь ты задумай любой предмет и все про него

расскажи, а я буду отгадывать.

Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет,

что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по

стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители

должны отгадать место «путешествия».

Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если

в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг

с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала

рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит.

После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик

был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел

медведь…»

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим

удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало

сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с

маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу

узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко,

заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в

лес…»

Рекомендации родителям:

1.

Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.

2.

Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа,

бабушка или дедушка.

3.

Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в

свободное время.

4.

Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки,

рассматривайте их с детьми.

5.

Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ

интереснее» с участием всех членов семьи.

6.

Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего

ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком,

проанализируйте, запишите новые.

Все представленные формы работы помогают сделать взаимодействие с семьей

более интересным и эффективным, способствуют совместной деятельности

педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей –

дошкольников.



В раздел образования