Автор: Мартыновская Наталья Юрьевна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Ленинск–Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Второй иностранный язык"
Раздел: среднее образование
Знание
иностранных
языков
–
одно
из
базовых
требований,
предъявляемых сегодня к специалистам многих направлений. И эта норма
актуальна не только для России. Во всех странах Евросоюза школьники
обязательно изучают иностранные языки на разных этапах школьной жизни.
Мультиязычность – главный надпрофессиональный навык, которым должны
будут владеть наши дети, несмотря на то, в какой сфере деятельности они
будут
работать.
Об
этом
много
уже
написано,
потому
что
процесс
глобализации необратим. В наше время второй иностранный язык является
обязательным для изучения в школах, гимназиях и лицеях России. И так, на
сегодняшний
день
помимо
английского
изучают
немецкий,
французский,
испанский, китайский. Многие школы нашего региона отдали предпочтение
именно языку Гётте.
Так какой второй иностранный язык выбрать:
На мой взгляд, это немецкий язык.
Как
известно,
английский
язык
является
международным
языком
общения.
Его
используют
бизнесмены,
пилоты,
дипломаты,
политики
и
ученые. Этот иностранный язык доминирует в списке иностранных языков,
изучаемых в школах и вузах во всем мире. Английский язык занимает второе
место в мире по числу говорящих на нем людей. Число носителей английского
языка как родного — около 410 млн., говорящих (включая второй язык) —
около 1 млрд. человек.
Современные тенденции общественного развития в Европе, потребность
в
контактах
и
сотрудничестве
на
самых
разных
уровнях
и
в
различных
областях способствуют возрастающей роли немецкого языка, который входит в
десятку языков мира, и популярность которого как изучаемого иностранного
языка
возрастает.
Каждый
год
немецкий
язык
начинают
изучать
15-18
миллионов человек.
Число носителей немецкого языка насчитывает 105 млн. человек, и еще
около 80 млн. владеют им как иностранным языком. Немецкий язык является
официальным языком в Германии (на нем говорят более 95% населения этой
страны), Австрии (89% населения), Швейцарии (65%), а также в государствах
Лихтенштейн
и
Люксембург.
Этот
язык
широко
распространен
в
сети
Интернет. Около 7% пользователей Интернет говорят на немецком языке, а
12%
запросов
в
поисковой
системе
делается
на
немецком
языке.
Немецкий
и
английские
языки
относятся
к
одной
языковой
семье
– индоевропейской,
к
одной
группе
– германской, к
одной
подгруппе
– западно – германской. Немцы и англичане имеют общее происхождение, их
предки – племена древних германцев.
Основа английского языка осталась германской, но он включает в себя
огромное
количество
французских,
латинских,
кельтских
и
скандинавских
з а и м с т в о в а н и й .
О с н о в о й немецкого
языка являются
н а р ечи я
древнегерманских
племён.
Этот
язык
не
испытал
на
себе
влияние
старофранцузского языка и, как английский, включает в себя много латинских
заимствований.
Целесообразнее
начать
введение
во
второй
иностранный
язык
с
5
класса. Это позволит детям легко освоить базовые понятия. Часто родители
опасаются «каши в голове» ребёнка, но при правильном подходе
учителя
никакой
каши
быть
не
может!
Английский
и
немецкий
не
должны
пересекаться ни на уроке, ни в расписании. Иначе ребёнку будет тяжело
перестроиться, если допустим, в один день в расписании ученика пятого
класса стоит русский язык, второй иностранный и третий.
На начальном
этапе очень важно научиться правильно начинать занятия. Наша задача –
научиться
соблюдать
языковые
границы.
И
чем
больше
учитель
будет
говорить на немецком языке – тем быстрее на нём заговорят дети. Не нужно
сложных
и
длинных
предложений.
Пусть
они
будут
простыми,
но
регулярными. Если ребёнок будет регулярно слышать эту фразу, она сама по
себе войдёт в речь в правильном контексте. Трудна задача учителя и в том
чтобы каждый урок сделать новым, насыщенным, непохожим на другой,
чтобы «подогревать» интерес ребёнка к новому предмету. Для этого нужно на
каждом уроке выходить за рамки учебника. Это может быть любая игра,
короткое видео, смешная песенка – гарантированные 5 минут счастья на
уроке. Ведь чем больше включен в процесс учитель, чем больше в нём
энергии, энтузиазма, тем больше будет обратная связь, любовь учеником и
плодотворный результат совместной деятельности.