Напоминание

"Организация внеурочной деятельности для учащихся 5 классов"


Автор: Сычугова Светлана Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: КОГОАУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Кирово-Чепецк Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация внеурочной деятельности для учащихся 5 классов"
Раздел: среднее образование





Назад




Кировское областное государственное общеобразовательное

автономное учреждение «Гимназия №1 города Кирово-Чепецка»

Сычугова С.Ю.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССОВ

г. Кирово-Чепецк

2017 год

Оглавление

Введение ……………..…………………………………………………….

3

Календарно-тематическое планирование………………………………...

5

Технологическая карта занятия «Химия и ее значение. Место химии

среди других наук»………………………………………………………...

6

Технологическая карта занятия «Школьный кабинет химии. Правила

техники безопасности при работе в кабинете. Лабораторное

оборудование»……………………………………………………………..

9

Технологическая карта занятия «Ознакомление с лабораторной

посудой и оборудованием»……………………………………………….

11

Технологическая карта занятия «Наблюдение и эксперимент как

методы изучения естествознания и химии»………………………………

14

Технологическая карта занятия «Наблюдение за горящей свечой»……

17

Технологическая карта занятия «Химические знаки и формулы.

Рассказы о химических элементах и веществах» (1)

……………………..

20

Технологическая карта занятия «Химические знаки и формулы.

Рассказы о химических элементах и веществах» (2)

……………………..

23

Технологическая карта занятия «Очистка поваренной соли»…………...

32

Технологическая карта занятия «Относительные атомная и

молекулярная массы»………………………………………………………

35

Технологическая карта занятия «Выращивание кристаллов соли»…….

38

2

Введение

Химия

-

один

из

самых

сложных

и

интересных

предметов

школьной

программы - начинает изучаться только в восьмом классе. Но и в более раннем

возрасте

(начальной

школе

или

первых

классах

среднего

звена)

у

детей

возникает интерес к познанию мира, его устройству, веществам, окружающим

нас и превращениям, происходящим с ними.

Именно

этот

интерес

к

предмету

химия,

который

проявляли

некоторые

ученики 4,5,6 классов, способствовал появлению идеи о проведении сначала

один раз в долю (в 4 классе), а затем и еженедельно (в 5 и 6 классах) занятий

студии "Химическая мозаика". Живой интерес у ребят вызывали разнообразные

химические

эксперименты,

как

демонстрационные,

так

и

проделанные

самостоятельно.

В

4

классе

занятия

проводились

с

использованием

интерактивной доски, что также способствовало появлению интереса у ребят к

занятиям студии. Два из них мы провели в открытом режиме и показали их на

окружных мероприятиях:… и…

В прошедшем учебном году занятия студии преимущественно посещали

ученики 5 классов, т.е. те, кто уже немного познакомился с предметом.

Содержание программы студии имеет естественнонаучную направленность,

основано на знакомстве с операциями анализа и синтеза веществ, историей

открытия элементов, способами очистки веществ и разделения смесей. За основу

данной

программы

взята

программа

и

учебник

О.С.

Габриеляна

«Химия.

Вводный

курс.

7

класс».

В

учебнике

предложены

материалы

для

пропедевтического знакомства с курсом химии в 7 классе, а также методики

3

проведения практических работ, предназначенных для формирования у учащихся

практических умений и навыков по работе с химическим оборудованием.

При

проведении

занятий

использовалось

моделирование,

химический

эксперимент, задания конкурсов, имеющих естественнонаучную направленность:

«Осенний марафон», «Гелиантус», турнир им. М.В.Ломоносова.

Занятия проводились еженедельно. Форма занятий – групповая.

Хочется

надеяться,

что

пришедшая

в

жизнь

пятиклассников

химия

и

дальше не перестанет удивлять и изумлять их, что ребята так или иначе свяжут

свою

жизнь

с

постижением

тайн

окружающих

нас

веществ

и

смогут

использовать при этом знания, полученные на занятиях студии «Химическая

мозаика».

4

Учебно-тематический план

Тема лекции

Кол.

час.

Темы практических работ

Кол.

час.

Химия в центре естествознания

1.

Химия и ее значение. Место химии

среди других наук.

1

2-

3.

Школьный

кабинет

химии.

Правила

техники

безопасности

при

работе

в

к а б и н е т е .

Л а б о р а т о р н о е

оборудование.

1

Ознакомление

с

л а б о р ато р н о й

посудой и оборудованием.

1

4-

5.

Наблюдение

и

эксперимент

как

методы

изучения

естествознания

и

химии.

1

Наблюдение за горящей свечой.

1

6-

7.

Химические

знаки

и

формулы.

Рассказы о химических элементах и

веществах.

2

8.

Химия и другие естественные науки.

1

9-

10

Качественные реакции в химии

1

Определение веществ в растворе.

1

Химические расчеты

11

О т н о с и т е л ь н ы е

а т о м н а я

и

молекулярная массы.

1

12

Х и м и ч е с к и е

ф о рм ул ы .

К а к

образуются

вещества.

Массовая

доля

элементов

в

с л ож н ом

веществе.

1

13

Чистые вещества и смеси. Объемная

доля газа в смеси.

1

14-

15

Массовая доля вещества в растворе.

Массовая доля примесей.

1

П р и г о т о в л е н и е

р а с т в о р а

с

определенной

массовой

д ол е й

вещества в растворе.

1

16-

17

Задачи

с

химическим

содержанием

конкурсов прошлых лет

2

Явления, происходящие с веществами.

18-

19

Разделение смесей.

1

Выращивание кристаллов соли

1

20-

21

М е т о д ы

р а з д е л е н и я

с м е с е й :

дистилляция или перегонка

1

Очистка поваренной соли.

1

22

Химические реакции

1

23-

24

Условия

протекания

и

прекращения

химических реакций.

1

Условия

протекания

и

прекращения

химических реакций.

1

25-

26

Признаки химических реакций.

1

Признаки химических реакций.

1

Конкурсы

27-

28

Р е ш е н и е

з а д а н и й

к о н к у р с а

«Геллиантус»

с

химиче ским

содержанием

2

29-

30

Решение заданий конкурса «Осенний

марафон» по химии

2

31-

32

«Знатоки

химии»

внутристудийный

конкурс

2

5

Технологическая карта занятия студии

«Химия и ее значение. Место химии среди других наук»

Цель занятия: способствовать достижению результатов образования:

метапредметным

продолжить

формирование

умений:

выдвигать

гипотезы,

следовать

инструкциям,

обобщать

полученные данные, анализировать, делать выводы;

предметным (в области окружающего мира) – продолжить развивать интерес к миру веществ и химии, как к науке

изучающей вещества, понимать место химии среди других естественных наук, предмет ее изучения;

личностным – способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,

формированию уважительного отношения к иному мнению

Формы организации деятельности: фронтальная, парная

Средства обучения: интерактивная доска Smart Board

реактивы: растворы: соляной кислоты, роданида калия, сульфата натрия, хлорида бария, хлорида железа (III); сода

оборудование: пробирки, шарик

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

формируемые УУД

регулятивные

коммуникативные

личностные

предметные

Организационны

й

момент

Сообщает о режиме

работы студии,

планируемых

мероприятиях,

содержании курса

слушают учителя,

задают вопросы

планируют свое

участие в работе

студии

Что за химия

такая?

Организует беседу с

учащимися по

определению места

химии среди наук

- Какие науки вы

изучаете в школе?

- Какие из них изучают

окружающий нас мир?

(природоведение,

биология, география)

-Как называются такие

науки?

отвечают на вопросы

учителя, высказывают

свои предположения

умение

выслушать

ответы других

учеников и их

предположения

определять

предмет

изучения

естественных

наук

(естественные)

-Что является предметом

изучения каждой из этих

наук? (физика – тела,

биология – живые

организмы, география –

землю…)

-Что же изучает химия?

(вещества, их

превращения, свойства)

Хемофилия или

хемофобия?

Организует беседу с

учащимися по

отношению к химии

Есть люди, которые

увлекаются чем-либо.

Как называют людей,

которые любят читать?

(Книголюбы,

библиофилы) Как

называется боязнь чего

или кого-либо? (фобия)

По отношению к химии

существует две

полярные точки зрения –

хемофилия (любовь к

химии) и хемофобия

(боязнь химии). В чем

причина этого?

отвечают на вопросы

учителя, высказывают

свои предположения

умение

выслушать

ответы других

учеников и их

предположения

умение вести

дискуссию,

обосновывать

свою точку

зрения

начинают

формирование

своего отношения

к химии и

химическим

процессам

Химические или

физические?

Предлагает

учащимся

п р е д п о л о ж и т ь ,

к а к

отличить

физиче ское

явление от химического.

Организует

выполнение

высказывают

предположения

совершенствуют

умение работать в

отличать

физические

я в л е н и я

о т

химических

7

э к с п е р и м е н т а

п о

изучению

пр из на ко в

протекания

химической

реакции

-взаимодействие

между

соляной

кислотой

и

содой

-взаимодействие

между

раствором

р од а н и д а

калия и хлоридом железа

(III)

-надувание шарика

- взаимодействие между

раствором

с ул ь ф а т а

натрия и хлорида бария

Организует выполнение

упражнения по

определению

физического или

химического явления на

интерактивной доске

выполняют

эксперимент

умение работать

по инструкции

прогнозируют

результат

эксперимента

парах

распознавать

признаки

химических

реакций

техника

выполнения

химического

эксперимента

Подведение

итогов занятия

Предлагает

ответить

на

вопросы:

- Ч т о

и з у ч а ю т

естественные наука?

-Что изучает химия?

- К а к

о т л и ч и т ь

физическое

явление

от

химического?

-Что нового вы узнали на

занятии?

- Ч т о

б ы л о

д л я

в а с

наиболее интересным?

Отвечают

на

вопросы

учителя

оценивают

познавательную

ценность

занятия,

планируют

возможность

посещения

следующих

занятий студии

умение

выслушать

ответы

д р у г и х

учеников

оценивают

ценность

прошедшего

занятия для себя

предмет

изучения химии

признаки

химических

реакций

8

Технологическая карта занятия студии

«Школьный кабинет химии. Правила техники безопасности при работе в кабинете. Лабораторное оборудование»

Цель занятия: способствовать достижению результатов образования:

метапредметным

продолжить

формирование

умений:

выдвигать

гипотезы,

следовать

инструкциям,

обобщать

полученные данные, анализировать, делать выводы;

предметным (в области окружающего мира) – продолжить развивать интерес к миру веществ и химии, как к науке

изучающей вещества, познакомить с правилами безопасности при работе в химической лаборатории, основными видами

химического оборудования;

личностным – способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,

формированию уважительного отношения к иному мнению

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая

Средства обучения: интерактивная доска Smart Board

Этапы занятия

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

формируемые УУД

регулятивные

коммуникативные

личностные

предметные

Повторим

изученное

Организует беседу

по содержанию

прошлого занятия:

-Что изучает химия?

-Как отличит

физические и

химические

явления?

-Как люди относятся

к химии и почему?

Отвечают на

вопросы учителя

умение

выслушать

ответы других

учеников и их

предположения

сформулировать

свое отношение

к химии

предмет

изучения химии

признаки

химических

реакций

Где мы?

Сообщает о том, что

все занятия студии

проходят в кабинете

химии. В чем

отличие этого

кабинета от других

кабинетов школы?

Отвечают на

вопросы, участвуют

в обсуждении

правил ТБ

предполагают

последствия

нарушения

правил ТБ

умение работать в

группе

учитывать мнение

других учеников

обязуются

соблюдать

правила ТБ при

проведении

химических

экспериментов

правила

поведения в

химической

лаборатории и

проведения

химических

экспериментов

9

(таблицы по химии,

специальное

оборудование,

растворы, вещества).

То есть, в кабинете

нужно вести себя

особо, соблюдая

определенные

правила.

- Какие правила

поведения в

кабинете химии вы

могли бы

предложить?

Организует изучение

правил ТБ при

работе в кабинете

химии.

Где и что?

Организует

экскурсию по

кабинету химии,

рассказывает об

имеющемся

оборудовании

участвуют в

обсуждении

предназначения

различного

оборудования

предполагают

предназначение

оборудования

для проведения

определенных

экспериментов

умение слушать

рассказ учителя

знакомятся с

предназначением

приборов и

оборудования

химической

лаборатории

Подведение

итогов

Организует беседу о

предназначении

кабинета химии и

правил поведения в

нем, соблюдении

правил ТБ при

работе с

химическими

веществами

участвуют в беседе,

отвечают на

вопросы учителя

оценивают

ценность

занятия

умение

выслушать

ответы других

учеников

основные

правила

безопасного

поведения в

лаборатории

предназначение

химического

оборудования и

правила

безопасного

обращения с ним

10

Технологическая карта занятия студии

«Ознакомление с лабораторной посудой и оборудованием»

Цель занятия: способствовать достижению результатов образования:

метапредметным

продолжить

формирование

умений:

выдвигать

гипотезы,

следовать

инструкциям,

обобщать

полученные данные, анализировать, делать выводы;

предметным (в области окружающего мира) – продолжить развивать интерес к миру веществ и химии, как к науке

изучающей вещества, способствовать освоению приемов работы с лабораторным оборудованием;

личностным – способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,

формированию уважительного отношения к иному мнению, формированию умения организовывать свою деятельность в

соответствии с правилами безопасного поведения

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: интерактивная доска Smart Board

реактивы: вода

оборудование: ящик с оборудованием для проведения практических работ, лабораторный штатив с кольцом и лапкой,

пробирки

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

формируемые УУД

регулятивные

коммуникативные

личностные

предметные

Организационны

й

момент

Сообщает о теме

занятия и напоминает о

правилах ТБ при

проведении

практических занятий

по химии

слушают учителя,

задают вопросы

умение

выслушать

ответы других

учеников

правила

безопасной

работы в

лаборатории

Знакомство с

лабораторным

оборудованием и

посудой

Организует знакомство

с имеющимся на

столах оборудованием

для практических

работ:

- лабораторным

отвечают на вопросы

учителя, по

инструкции

выполняют

действия,

направленные на

контролировать

правильность

выполнения

действий в

соответствии с

инструкцией и

навыки работы

с

лабораторным

оборудованием

предназначение

лабораторного

оборудования,

приемы работы

с ним

11

штативом (его

устройство,

предназначение,

приемы работы со

штативом)

- ящиком для

проведения

практических работ

(имеющиеся в нем

инструменты, их

предназначение,

приемы работы)

- спиртовкой (правила

безопасного

обращения,

устройство, приемы

зажигания и гашения

пламени)

освоения работы с

лабораторным

оборудованием

правилами ТБ

Применение

приемов

обращения с

лабораторным

оборудованием

Дает задания

учащимся по работе с

имеющимся

оборудованием:

-закрепить лапку

штатива на

определенной высоте

-заменить лапку

штатива на кольцо

-закрепить пробирку в

лапке

-закрепить пробирку в

пробиркодержателе

-зажечь и потушить

спиртовку

по инструкции

выполняют

действия,

направленные на

освоения работы с

лабораторным

оборудованием

контролировать

правильность

выполнения

действий в

соответствии с

инструкцией и

правилами ТБ

навыки работы

с

лабораторным

оборудованием

предназначение

лабораторного

оборудования,

приемы работы

с ним

12

-вскипятить в пробирке

указанный объем воды

-отметить особенности

процесса кипения в

пробирке

Подведение

итогов

Организует

беседу

с

у ч а щ и м и с я

о б

особенностях

лабораторного

оборудования

и

его

применения

О т в е ч а ю т

н а

вопросы учителя

оценивают

познавательную

ценность

занятия,

планируют

возможность

посещения

следующих

занятий студии

умение

выслушать

ответы

д р у г и х

учеников

уровень

освоения

приемов

р а б о т ы

с

лабораторным

оборудованием

13

Технологическая карта занятия студии

«Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии»

Цель занятия: способствовать достижению результатов образования:

метапредметным

продолжить

формирование

умений:

выдвигать

гипотезы,

следовать

инструкциям,

обобщать

полученные данные, анализировать, делать выводы;

предметным (в области окружающего мира) – продолжить развивать интерес к миру веществ и химии, как к науке

изучающей вещества, основным методам познания окружающего мира, их особенностям;

личностным – способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,

формированию уважительного отношения к иному мнению, формированию умения организовывать свою деятельность в

соответствии с правилами безопасного поведения

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная

реактивы: вода, гидроперит, раствор сульфата меди (II), нашатырный спирт, жидкое мыло, растворы соляной кислоты,

соды, нитрата серебра

оборудование: ящик с оборудованием для проведения практических работ, пробирки, мерный цилиндр

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

формируемые УУД

регулятивные

коммуникативные

личностные

предметные

Организационны

й

момент

Сообщает о теме

занятия и напоминает о

правилах ТБ при

проведении

практических занятий

по химии

слушают учителя,

задают вопросы

планируют свое

участие в

занятии

Как же все

узнать?

Предлагает

учащимся

н а з в ат ь

м е т од ы ,

с

п о м о щ ь ю

к о т о р ы х

можно изучать природу

-наблюдение

-измерение

-эксперимент

отвечают

на

вопросы

учителя, высказывают

свои

предположения

н а

п о с т а в л е н н ы е

вопросы,

выполняют

предложенные

эксперименты

предполагают

использование

различных

методов

п о з н а н и я

в

химии

умение

выслушать

ответы

д р у г и х

учеников

и

их

предположения

навыки

проведения

химического

эксперимента

отличия

различных

методов

познания друг

от друга

14

С о в м е с т н о

с

учащимися

рассматривает

особенности каждого из

м е т о д о в

п о з н а н и я

веществ

Организует

работу

по

п р и м е н е н и ю

в с е х

перечисленных методов

познания в химии

- измерение: предлагает

отмерить определенный

о бъ е м

ж и д ко с т и

с

п о м о щ ь ю

м е р н о г о

цилиндра,

измерить

кислотность

выданного

раствора

с

помощью индикаторной

бумаги

-

н а б л ю д е н и е :

н а б л ю д а ю т

з а

протеканием

химической

реакции

м е ж д у

р а с т в о р о м

г и д р о п е р и т а

и

аммиачным комплексом

м е д и ,

о т м е ч а ю т

признаки

протекания

реакции

-

э к с п е р и м е н т :

проводят

эксперимент

по

в з а и м од е й с т в и ю

р а с т в о р а

с о л я н о й

учатся

выбирать

необходимый

м е т о д

в

предлагаемой

ситуации

15

к и с л о т ы

с

предложенными

р а с т в о р а м и :

с о д ы ,

г и д р о кс и д а

к а л и я ,

н и т р а т а

с е р е б р а ,

делают выводы

Подведение

итогов

Организует

беседу

с

у ч а щ и м и с я

о

применяемых

в

химии

м е т о д а х

п о з н а н и я

в е щ е с т в

и

и х

особенностях

Отвечают на вопросы

учителя

оценивают

познавательную

ценность

занятия,

планируют

возможность

посещения

следующих

занятий студии

умение

выслушать

ответы

д р у г и х

учеников

оценивают

ценность

прошедшего

занятия

для

себя

методы

познания,

применяемые

в

химии,

их

особенности

16

Технологическая карта занятия студии

«Наблюдение за горящей свечой»

Цель занятия: способствовать достижению результатов образования:

метапредметным

продолжить

формирование

умений:

выдвигать

гипотезы,

следовать

инструкциям,

обобщать

полученные данные, анализировать, делать выводы;

предметным (в области окружающего мира) – продолжить развивать интерес к миру веществ и химии, как к науке

изучающей вещества, способствовать развитию наблюдательности;

личностным – способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,

формированию уважительного отношения к иному мнению, формированию умения организовывать свою деятельность в

соответствии с правилами безопасного поведения

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная

реактивы:

оборудование: ящик с оборудованием для проведения практических работ, пробирки, лучинка, свеча

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

формируемые УУД

регулятивные

коммуникативные

личностные

предметные

Организационны

й

момент

Сообщает о теме занятия

и напоминает о правилах

ТБ при проведении

практических занятий по

химии, методах познания

веществ

слушают учителя,

отвечают на вопросы

умение выслушать

ответы других

учеников и их

предположения

Наблюдение за

горящей свечой

организует

работу

по

выполнению

практической

работы,

предлагает

заполнить

отчет

о

практической

работе

1.

опишите внешний

в и д

с в е ч и ,

отвечают на вопросы

учителя,

высказывают

свои

предположения

на

поставленные

вопросы, выполняют

предложенные

эксперименты

контролировать

правильность

выполнения

д е й с т в и й

в

соответствии

с

инструкцией

и

правилами ТБ

взаимодействовать

с учителем в ходе

выполнения

практической

работы

умение

наблюдать,

находить

существенное

в

наблюдениях

фиксировать

наблюдения,

составлять

о т ч е т

о

практической

работе

17

в е щ е с т в о ,

и з

к о т о р о г о

о н а

изготовлена (цвет,

запах,

твердость),

фитиль

2.

заж гите

с в е ч у,

опишите внешний

вид

и

строение

пламени

3.

что

происходит

с

материалом

свечи

п р и

г о р е н и и

фитиля?

4.

к а к

в ы г л я д и т

фитиль в процессе

горения?

5.

нагревается

ли

свеча, слышен ли

звук при горении,

в ы д е л я е т с я

л и

тепло?

6.

что

происходит

с

п л а м е н е м

п р и

движении воздуха

7.

что

представляет

собой жидкость у

основания

фитиля? Что с ней

происходит,

когда

она

поглощается

материалом

фитиля,

и

что

с

ней

происходит,

18

когда

ее

капли

стекают

вниз

по

свече?

8.

В с е

л и

з о н ы

пламени

одинаковы?

Внесем

в

пламя

свечи

лучинку

и

отметим,

где

и

в

какой момент она

загорелась.

Какая

ч а с т ь

п л а м е н и

самая горячая?

Подведение

итогов

Совместно

с

учителем

делают

вывод

о

роли

наблюдения

в

познании

процессов и веществ.

О т в е ч а ю т

н а

вопросы учителя

оценивают

познавательную

ценность

занятия,

планируют

возможность

посещения

следующих

занятий студии

умение выслушать

от в е т ы

д р у г и х

учеников

оценивают

ценность

прошедшего

занятия

для

себя

роль

наблюдения в

познании

процессов

и

веществ

19

Технологическая карта занятия студии

«Химические знаки и формулы. Рассказы о химических элементах и веществах» (1)

Цель занятия: способствовать достижению результатов образования:

метапредметным

продолжить

формирование

умений:

выдвигать

гипотезы,

следовать

инструкциям,

обобщать

полученные данные, анализировать, делать выводы;

предметным (в области окружающего мира) – продолжить развивать интерес к миру веществ и химии, как к науке

изучающей вещества, познакомить с основным законом химии и его графическим отображением – периодической

системой химических элементов Д.И. Менделеева, основами номенклатуры химических элементов;

личностным – способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,

формированию уважительного отношения к иному мнению, формированию умения организовывать свою деятельность в

соответствии с правилами безопасного поведения

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная

реактивы:

оборудование: карточки с символами химических элементов

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

формируемые УУД

регулятивные

коммуникативные

личностные

предметные

Организационны

й

момент

Сообщает о теме

занятия и напоминает

о правилах ТБ при

проведении

практических занятий

по химии, методах

познания веществ

слушают учителя,

отвечают на вопросы

планируют свое

участие в

занятии

умение

выслушать

ответы других

учеников

методы

познания

веществ,

правила ТБ

Знаки

химических

элементов

проводит

аналогию

с

р у с с к и м

я з ы к о м :

б у к в ы - с л о в а

-

п р е д л о ж е н и я

в

ру с с ком

я з ы ке ,

в

химии

с и м вол ы

отвечают на вопросы

учителя,

записывают

символы

элементов,

и х

н а з в а н и е

и

произношение

прогнозируют

местонахождение

э л е м е н т о в

в

периодической

системе

символы

химических

элементов

структура

периодической

20

элементов – формулы

– уравнения реакций

Сообщает о сущности

периодической

с и с т е м ы

о н а

является

отображением

периодического

закона,

о т к р ы то го

Д.И.

Менделеевым,

Поясняет

происхождение

символов элементов

Организует

запись

учащимися

символов,

н а з в а н и й

и

произношения

названий

некоторых

элементов

а з о т,

а л ю м и н и й ,

в од о р од ,

ж е л е з о ,

калий, кислород, сера,

хлор, натрий, медь

Сообщает

о

делении

элементов на металлы

и неметаллы

Знакомит учащихся с

периодической

системой

химических

э л е м е н т о в ,

е е

основными

структурными

прогнозируют

принадлежность

химических

э л е м е н т о в

к

мет а ллам

и л и

неметаллам

системы

химических

элементов,

ее

основные

единицы:

период, группа

происхождение

наименований

химических

элементов

21

элементами

Организует

п о и с к

химических

э л е м е н т о в

п о

« а д р е с у »

в

периодической

системе

- к а к о й

э л е м е н т

н а х о д и т с я

в о

2

периоде

3

г р у п п е

главной подгруппе

- к а к о й

э л е м е н т

находится в 5 периоде

1

группе

побочной

подгруппе

-где

в

ПС

находится

элемент свинец

-опишите положение в

ПС элемента фосфор

называют

элементы

или

описывают

их

положение в ПС

умение

выслушать

ответы

д р у г и х

учеников

и

их

предположения

Подведение

итогов

Организует

повторение

написания, названия и

произношения

символов

записанных

химических

элементов, предлагает

оценить свое участие

в занятии

повторяют

название,

произношение

символов записанных

химических

элементов, оценивают

с в о е

у ч а с т и е

в

занятии

оценивают

ценность занятия

оценивают

ценность

занятия

название,

с и м в о л ы

и

произношение

химических

элементов

22

Технологическая карта занятия студии

«Химические знаки и формулы. Рассказы о химических элементах и веществах» (2)

Цель занятия: способствовать достижению результатов образования:

метапредметным

продолжить

формирование

умений:

выдвигать

гипотезы,

следовать

инструкциям,

обобщать

полученные данные, анализировать, делать выводы;

предметным (в области окружающего мира) – продолжить развивать интерес к миру веществ и химии, как к науке

изучающей вещества, формировать интерес к истории развития науки;

личностным – способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,

формированию уважительного отношения к иному мнению, формированию умения организовывать свою деятельность в

соответствии с правилами безопасного поведения, формированию чувства гордости за роль русских ученых в развитии

науки

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения: интерактивная доска Smart Board

Этап занятия

Деятельность

руководителя

Деятельность учащихся

формируемые УУД

регулятивные

коммуникативные

личностные

предметные

1

Начинаем

разговор

Сообщает тему

занятия

Знакомятся с темой

занятия

планируют свое

участие в занятии

2

Поговорим о

безопасности

Предлагает учащимся

вспомнить устройство

спиртовки

Предлагает учащимся

восстановить

Вспоминают устройство

спиртовки, название ее

составных частей с

помощью интерактивной

доски

Совместно на

интерактивной доске

восстанавливают

правильную

последовательность

контролировать

правильность

выполнения

действий в

соответствии с

инструкцией и

правилами ТБ

умение

взаимодействовать

с другими

учащимися при

выполнении

задания учителя

правила ТБ при

работе со

спиртовкой

23

последовательность

действий при работе со

спиртовкой

действий при работе со

спиртовкой

3

Путешествие в

прошлое

Предлагает учащимся

совершить

путешествие в

прошлое и

познакомиться с тем,

какие химические

элементы были

открыты в разные

периоды развития

общества, для чего

использовать

выданные

дополнительные

материалы

(приложение 1).

Дает время на

ознакомление с

дополнительными

данными и подготовки

короткого сообщения

по нему (2-3

предложения)

Организует работу с

лентой времени на

интерактивной доске

Знакомятся с выданными

материалами (приложение

1) (индивидуальными для

каждого), готовят короткое

сообщение по имеющимся

данным.

По мере продвижения по

ленте времени выступают

с сообщениями об

открытии химических

элементов и веществ,

ученых, сделавших эти

открытия

контролировать

последовательност

ь выступлений

чувство гордости

за русских

ученых,

сыгравших

важную роль в

становлении

химии как науки

происхождение

названий

химических

элементов, роль

различных

ученых в

открытии

элементов

4

«Что в имени

тебе моем?»

Предлагает учащимся

разделиться на группы

и из предложенного

Учащиеся в группе

выбирают с помощью

раздаточного материала

умение работать в

группе, совместно

находить

24

списка химических

элементов выбрать те,

чье название связано с

- географическими

объектами

- именами ученых

- мифами

- свойствами

элементов

- небесными телами

с использованием

раздаточного

материала

(приложение 2)

(приложение 2) из

предложенного списка

химических элементов

соответствующие заданию

руководителя

правильные

варианты ответов

на поставленные

вопросы

5

Еще раз о

названиях

Предлагает учащимся

разгадать кроссворд по

теме занятия

(приложение 3)

Предлагают ответы на

вопросы кроссворда

(приложение 3)

умение выслушать

ответы других

учеников

названия

химических

элементов

6

Подведем итоги

Предлагает учащимся

оценить свое участие в

занятии по шкалам

«интерес», «новизна»,

«активность»

Оценивают свое участие в

занятии.

оценивают свое

участие в занятии

отмечая

успешность

выполнения

предложенных

заданий

оценивают свое

участие в

занятии по

предложенным

параметрам

25

Приложение № 1

Считают, что одним из первых металлов

человека было метеоритное железо.

Древнейшие железные предметы, найденные археологами, относятся к IV тысячелетию до

н.э. У древних греков и египтян железо называли «небесным металлом». Древнегреческое

название

железа

«сидерос»

означает

звездный,

а

древнеармянское

название

«еркат»

переводится как «капнувший с неба».

Производство железа из руд началось лишь в конце I тысячелетия до н.э.

Алхимики обозначали его знаком бога войны – Марса: щит и копье.

Алхимики считали, что существует только семь металлов, по числу известных в то

время планет и что эти металлы связаны со средой обитания человека. Поэтому металлы

имели названия соответствующих планет.

Золото

Солнце

Серебро

Луна

Железо

Марс

Ртуть

Меркурий

Олово

Юпитер

Медь

Венера

Свинец

Сатурн

Шведский химик Берцелиус предложил в качестве символов химических элементов

принимать первую букву из латинских названий, а в случае совпадения букв – использовать

и вторую букву. Так, для обозначения кислорода он взял символ «О» - первую букву от

Oxygenium

(оксигениум),

для

углерода

«С»

-

от

Carboneum

(карбонеум).

Символ

химического

элемента

кальция

«Са»

уже

содержит

две

первые

буквы

слова

Calcium

(кальциум) – во избежание совпадений с символом углерода.

Если

кислород

входит

в

состав

сложного

вещества,

то

Берцелиус

предлагал

использовать точки над символом элемента. Если в составе вещества два атома одинакового

вида, то предлагалось использовать поперечную черту на расстоянии 1/3 от нижней части

символа. Уже после Берцелиуса количество атомов элемента в соединениях стали указывать

цифрами справа вверху от символа химического элемента. Современное написание формул

индексами

внизу)

было

предложено

еще

в

1834

году,

но

надстрочные

индексы

сохранились до конца XIX века.

В 1669 году солдат-алхимик Хённинг Бранд (1630-1710) в поисках «философского

камня» выпаривал солдатскую мочу. К сухому остатку он добавил древесный уголь и смесь

начал

прокаливать.

С

удивлением

и

страхом

увидел

он,

как

в

его

сосуде

возникло

зеленовато-голубоватое свечение. «Мой огонь» - так называл Бранд холодное свечение

паров открытого им белого фосфора.

До 1737 года получение белого фосфора оставалось секретом алхимиков, которые

считали, что ими открыт «философский камень». Они пытались при помощи фосфора

превращать металлы в золото, но только наблюдали вспышки и взрывы этого вещества,

получали ожоги и другие травмы.

В 1886 году французский химик Анри Муассан смог получить фтор. Фтор обладает

исключительной реакционной способностью; он взаимодействует практически со всеми

веществами, с которыми соприкасается, причем во многих случаях с воспламенением и

взрывом. Жертвами фтора стали многие известные химики: Жозеф Гей-Люссак и Гэмфри

Дэви, Эдмон Ферми и Георг Гор, Георг и Томас Нотс, Джером Никлес и другие.

С

кислородом

химики

сталкивались

давно,

но

установить

природу

газа

им

не

удавалось. Полагают, что первым получил кислород Корнелиус-Якобсон Дреббел (1572-

1633 г.г.) при разложении селитры. Дреббел установил, что в кислороде, который он назвал

«воздухом» вспыхивает тлеющий уголь, а человек спокойно дышит.

В 1772 Шееле выделил кислород, используя серную кислоту. Полученный газ он

назвал «огненным воздухом».

Через

два

года

английский

ученый

Пристли,

ничего

не

зная

о

работах

своих

предшественников, снова открыл кислород, нагревая соединения ртути. В полученном газе

ярко вспыхивала тлеющая лучинка, горела железная проволока, рассыпая искры.

В том же 1774 году Лавуазье проводя опыты с соединениями ртути и горением

фосфора,

пришел

к

выводу,

что

в

воздухе

находится

газ,

поддерживающий

горение.

Лавуазье назвал газ «кислотообразующий принцип» или «оксиген».

Большую

роль

в

становлении

химии

сыграл

великий

русский

ученый

Михаил

Васильевич

Ломоносов.

В

1740-х

г.г.

Ломоносов

разработал

корпускулярную

теорию

строения вещества, отдельные положения которой предвосхитили представления атомно-

молекулярное учения. Атомы он называл элементами, а молекулы – корпускулами. Помимо

вклада в развитие атомно-молекулярного учения, М.В. Ломоносов открыл закон сохранения

массы

химических

веществ

в

ходе

химической

реакции,

описал

процессы

получения

многих веществ.

1 марта 1869 года был открыт Периодический закон, давший возможность химикам

классифицировать известные химические элементы, предсказывать существование новых

элементов. Это открытие совершил великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев.

Он расположил известные (63) элементы в порядке возрастания атомных масс и обнаружил

закономерность в изменении их свойств. Графическим отображение Периодического закона

является периодическая система химических элементов.

Д.И. Менделеев был разносторонним ученым, сделавшим важные открытия в химии,

воздухоплавании, метеорологии. Кроме научной деятельности, Менделеев занимался и

педагогической.

Его

учебник

«Основы

химии»

являлся

основным

в

высших

учебных

заведениях

на

протяжении.

полувека.

Неоценим

вклад

Менделеева

в

развитие

промышленности.

27

В 1955 году вновь полученному химическому элементу № 101 было присвоено

название «менделевий», в знак признания заслуг русского ученого перед наукой.

В 1787 году в заброшенном карьере городка Иттербрю близ Стокгольма был найден

черный блестящий минерал, похожий на каменный уголь. Минерал был назван иттербитом.

В нем финский ученый Юхан Гадолин обнаружил соединение нового элемента – иттрия Y.

В 1843 году шведский химик Карл-Густав Муассан нашел в иттербите соединения

еще 2 новых элементов – тербия Tb и эрбия Er.

В 1878 году из этого же минерала швейцарский химик де Мариньяк выделил еще

один новый химический элемент – иттербий Yb.

Через год шведский химик Клеве обнаружил в том же минерале еще один элемент –

тулий Tm.

В том же году шведский химик Ларс-Фредерик Нильсон открыл в иттербите

предсказанный Д.И. Менделеевым скандий Sc.

В 1907 году в том же минерале французский химик Жорж Урбен открыл еще один

элемент – лютеций Lu.

Таким образом в минерале иттербите-гадолините были открыты 7 химических

элементов.

период

количество открытых элементов

некоторые из

открытых

элементов

древний мир

14

золото, серебро,

железо, ртуть,

сера

до XVIII века

1

фосфор

XVIII век

19

кислород, азот,

марганец, теллур,

титан

XIX век

49

фтор, гелий, неон,

полоний,

рутений,

кремний, селен

XX век

28

менделевий,

радон, астат

28

Приложение 2

Названия химических элементов

символ

элемент

а

название

Происхождение названия

N

азот

лат. «безжизненный», «рождающий селитру»

О

кислород

лат. «рождающий кислоты»

Se

селен

в честь Луны

Pu

плутоний

в честь Плутона

Сl

хлор

греч. «желто-зеленый»

V

ванадий

в честь скандинавской богини молодости и красоты

I

йод

греч. «фиолетовый»

Cm

кюрий

в честь лауреата Нобелевской премии Марии Кюри

Та

тантал

в честь сына Зевса

Rf

резерфорди

й

в честь Эрнеста Резерфорда

Ge

германий

в честь Германии

Ga

галлий

в честь Франции

He

гелий

в честь Солнца

Ti

титан

в честь царицы эльфов

Ru

рутений

в честь России

Hf

гафний

в честь Копенгагена

Es

эйнштейний

в честь Альберта Эйнштейна

Md

менделевий

в честь Д.И. Менделеева

Br

бром

греч. «зловонный»

U

уран

в честь планеты Уран

Sc

скандий

в честь Скандинавии

Te

теллур

в честь планеты Земля

S

сера

др. инд. «светло-желтый»

Lu

лютеций

в честь Парижа

Yb

иттербий

в честь шведского города Иттербрю

Eu

европий

в честь Европы

Р

фосфор

лат. «несущий свет»

Н

водород

лат. «рождающий воду»

Ce

церий

в честь астероида Церера

Np

нептуний

в честь планеты Нептун

Ро

полоний

в честь Польши

29

Приложение № 3

Названия химических элементов

10

11

14

1

13

2

6

3

8

9

4

7

12

5

По горизонтали

1. Химический элемент, получивший свое название в честь Земли

2. Химический элемент, названный в честь спутника Земли

3. Химический элемент, названный в честь одной из европейских стран

4. Химический элемент, названный в честь сына Зевса, который стоя в воде, не мог напиться

5. Химический элемент, названный в честь женщины-ученого, получившей Нобелевскую премию

6. Химический элемент, названный в честь одной из планет-гигантов

7.Химический элемент, названный в честь Копенгагена

По вертикали

3. Химический элемент, названный в честь Франции

8. Химический элемент, названный в честь России

9. Химический элемент, названный в честь шведского города

10. Химический элемент, названный в честь Польши

11. Химический элемент, названный в честь одной из планет Солнечной системы

12. Химический элемент, чье название в переводе с латыни означает "несущий свет"

13. Химический элемент, названный в честь Парижа

14. Химический элемент, названный в честь самого крупного астероида Солнечной системы

30

Технологическая карта занятия студии

«Очистка поваренной соли»

Цель занятия: способствовать достижению результатов образования:

метапредметным

продолжить

формирование

умений:

выдвигать

гипотезы,

следовать

инструкциям,

обобщать

полученные данные, анализировать, делать выводы;

предметным (в области окружающего мира) – продолжить развивать интерес к миру веществ и химии, как к науке

изучающей вещества, совершенствованию навыков работы с лабораторным оборудованием;

личностным – способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,

формированию уважительного отношения к иному мнению, формированию умения организовывать свою деятельность в

соответствии с правилами безопасного поведения

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная

реактивы: смесь поваренной соли с песком, вода

оборудование: химические стаканчики 2 шт, воронка, фильтр, штатив с кольцом, чашка для выпаривания, стеклянная

палочка, спички

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельност

ь учеников

формируемые УУД

регулятивные

коммуникативные

личностные

предметные

Организационны

й

момент

Напоминает правила ТБ

при выполнении

практических работ,

организует беседу об

известных учащимся

способах разделения

смесей

слушают учителя,

отвечают на

вопросы

планируют свое

участие в занятии

умение

выслушать

ответы других

учеников

правила ТБ

Очистка

поваренной соли

Организует

выполнение

практического

задания

п о

п р е д л о ж е н н о й

инструкции

(приложение №1)

1.

смесь поваренной

соли

с

речным

Выполняют

практическое

з а д а н и е

п о

предложенной

инструкции

контролируют

последовательност

ь своих действий в

с о о т в е т с т в и е

с

предложенной

инструкцией

взаимодействие

с

у ч и т е л е м

п р и

выполнении

практической

работы

навыки

при

выполнении

химического

эксперимента

приемы

обращения

с

лабораторным

оборудованием

способы

разделения

песком

залить

5

м л

в о д ы ,

перемешать

стеклянной

п а л о ч к о й

д о

полного

растворения соли

2.

приготовить

бумажный фильтр

3.

собрать

уст ановку

д л я

фильтрования

4.

отфильтровать

имеющуюся

смесь

5.

фильтрат

п о м е с т и т ь

в

ч а ш к у

д л я

выпаривания

и

н а г р е в а т ь

д о

полного

испарения воды

рациональная

организация

рабочего места

смесей

Подведение

итогов

Организует

оформление

отчета

о

проделанной

работе

оформляют

отчет

о

п р од е л а н н о й

работе

делают

выводы

по

проделанной

работе

приводят в порядок

рабочее место

оценивают

ценность

занятия

правила

оформления

о т ч е т а

о

практической

работе

32

Приложение № 1

«ОЧИСТКА ПОВАРЕННОЙ СОЛИ»

1.

Поместите в химический стаканчик, выданный вам образец соли,

загрязненной песком.

2.

Отмерьте с помощью мерного цилиндра 5 мл воды и перенесите ее в

стакан с солью.

3.

Тщательно перемешайте соль с водой стеклянной палочкой до полного

растворения поваренной соли.

4.

Сложите складчатый фильтр и поместите его в воронку. Для более

плотного прилегания фильтра к стенкам, смочите края воронки водой.

Края фильтра не должны доходить до края воронки 5мм.

5.

Соберите установку для фильтрования раствора:

6.

Аккуратно перенесите всю смесь из стаканчика на фильтр порциями,

избегая переливания раствора через край фильтра.

7.

Дождитесь окончания фильтрования и перенесите весь фильтрат в

шашку для выпаривания.

8.

Разместите чашку для выпаривания в кольце штатива и накройте сверху

воронкой для предотвращения разбрызгивания.

9.

Нагрейте чашку до полного испарения воды.

10. Заполните отчет о выполненной работе в предложенной форме:

Выполняемые действия

Наблюдения

Выводы

1.

Подготовка к

фильтрованию

-поместили соль в

стаканчик

-отмерили 5 мл воды и

растворили в ней соль

соль растворилась, а примеси

- нет

можно разделить

вещества, опираясь на их

растворимость в воде

2.

Фильтрование

-собрали установку для

фильтрования

-подготовили фильтр

-перенесли смесь в

фильтр

Что осталось на фильтре,

а что попало в фильтрат?

На каком свойстве

основан способ

фильтрования?

3.

Выпаривание фильтрата

-выпарили фильтрат

досуха

Как выглядела

поваренная соль в начале

работы и после

выпаривания?

На каком свойстве

основан способ

разделения смесей с

помощью выпаривания?

Вывод: каким образом можно очистить растворимые в воде вещества от примесей? На

каких свойствах веществ основан этот способ очистки?

34

Технологическая карта занятия студии

«Относительные атомная и молекулярная массы».

Цель занятия: способствовать достижению результатов образования:

метапредметным

продолжить

формирование

умений:

выдвигать

гипотезы,

следовать

инструкциям,

обобщать

полученные данные, анализировать, делать выводы;

предметным (в области окружающего мира) – продолжить развивать интерес к миру веществ и химии, как к науке

изучающей вещества, производить вычисления по химическим формулам;

личностным – способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,

формированию уважительного отношения к иному мнению, формированию умения организовывать свою деятельность в

соответствии с правилами безопасного поведения

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая

реактивы: -

оборудование: электронные весы, конфеты

(шоколадные и леденцы), бумага А4, маркеры, периодическая система

химических элементов Д.И. Менделеева

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

формируемые УУД

регулятивные

коммуникативные

личностные

предметные

Организационны

й

момент

Организует повторение

название, написание и

произношение символов

химических элементов

повторяют

названия и

символы

химических

элементов

планируют свое

участие в занятии

умение

выслушать

ответы других

учеников

символы

химических

элементов

Количественная

составляющая

науки

Сообщает о том, что в

химии,

как

и

в

любой

другой

науке

есть

как

качественная

(из

чего),

так и количественная (из

с к о л ь к и х

ч а с т е й )

сторона.

-Как вы думаете, много

л и

в е с и т

м о л е к ул а

о т в е ч а ю т

н а

вопросы

учителя,

высказывают свои

предположения

умение

выслушать

ответы

д р у г и х

учеников, уважать

мнение других

относительная

а т о м н а я

и

относительная

молекулярная

массы

химического

вещества?

а атом?

-Можем ли мы измерить

массу одного атома?

-Как

нам

поступить

в

этом случае?

-Сравним

массу

атомов

каждого

из

известных

элементов

с

массой

самого маленького атома

- атома водорода. Такая

в е л и ч и н а

б у д е т

называться

относительной,

т.

к .

считается

относительно

известной величины

A

r

о т н о с и т е л ь н а я

атомная масса элемента

- Как мы можем узнать

эту величину?

М

r

-

о т н о с и т е л ь н а я

молекулярная масса

Расчеты по

химическим

формулам

Предлагает учащимся по

группам

р а с с ч и т ат ь

массу

набора

конфет,

с о с т о я щ е г о

и з

2

шоколадных конфет и 3

леденцов

и

предложить

алгоритм

расчета

( с

использованием

электронных весов).

Н а

о с н о в а н и и

предложенного

используя

электронные весы,

составляют

алгоритм

расчета

м а с с ы

н а б о р а

к о н ф е т

и

переносят

его

на

расчет

относительной

молекулярной

массы веществ

составлять

план

работы группы

применять

полученный

а л г о р и т м

д л я

р а с ч е т о в

п о

химическим

формулам

вносить

умение работать в

группе

формировать

свое

мнение

относительно

результата

работы

группы

методика

расчета

относительной

молекулярной

массы веществ

36

алгоритма

рассчитать

относительные

молекулярные

массы

веществ

воды

2

О),

углекислого

газа

(СО

2

),

серной кислоты (H

2

SO

4

)

Организует

проверку

полученных результатов

к о р р е к т и в ы

в

предложенную

методику расчетов

Подведение

итогов

Совместно с учениками

д е л а ю т

в ы в о д

о

м е т о д и к е

р а с ч е т а

относительной

молекулярной

массы

веществ

С о в м е с т н о

с

учениками делают

вывод о методике

расчета

относительной

молекулярной

массы веществ

делают выводы по

проделанной

работе

оценивают

ценность

занятия

методика

расчета

относительной

молекулярной

массы веществ

37

Технологическая карта занятия студии

«Выращивание кристаллов соли»

Цель занятия: способствовать достижению результатов образования:

метапредметным

продолжить

формирование

умений:

выдвигать

гипотезы,

следовать

инструкциям,

обобщать

полученные данные, анализировать, делать выводы;

предметным (в области окружающего мира) – продолжить развивать интерес к миру веществ и химии, как к науке

изучающей вещества, способствовать развитию навыков работы с лабораторным оборудованием;

личностным – способствовать развитию навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях,

формированию уважительного отношения к иному мнению, формированию умения организовывать свою деятельность в

соответствии с правилами безопасного поведения

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая

реактивы: медный купорос, дихромат калия, хромат калия

оборудование: химические стаканы, воронки, медная проволока, шерстяные нитки, карандаши, плитка, фильтр, ложечки

для насыпания веществ, стеклянные палочки

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельност

ь учеников

формируемые УУД

регулятивные

коммуникативные

личностные

предметные

Организационны

й

момент

Напоминает правила ТБ

при выполнении

практических работ,

организует беседу об

известных учащимся

способах разделения

смесей

слушают учителя,

отвечают на

вопросы

планируют свое

участие в занятии

умение

выслушать

ответы других

учеников

правила ТБ

Выращивание

кристаллов соли

Организует

выполнение

практического задания по

предложенной

инструкции

(приложение

№1)

1.

приготовить

Выполняют

практическое

з а д а н и е

п о

предложенной

инструкции

контролируют

последовательност

ь своих действий в

с о о т в е т с т в и е

с

предложенной

инструкцией

взаимодействие с

у ч и т е л е м

п р и

выполнении

практической

работы

навыки

при

выполнении

химического

эксперимент

а

приемы

обращения

с

лабораторным

оборудованием

38

пересыщенный

раствор

предложенной

соли

2.

и з

п р о в о л о к и

изготовить

каркас

для

выращивания

к р и с т а л л о в

и

обмотать

шерстяной ниткой

3.

профильтровать

приготовленный

раствор

4.

з а л и т ь

к а р к а с

приготовленным

раствором

5.

оставить

раствор

охлаждаться

6.

периодически

приливать

свежие

порции

пересыщенного

раствора соли

рациональная

организация

рабочего места

Подведение

итогов

Организует

бе седу

с

учащимися о применении

данного процесса

Высказывают

предположения

делают выводы по

проделанной

работе

приводят в порядок

рабочее место

оценивают

ценность

занятия

пересыщенный

раствор

кристаллизаци

я

39

Приложение № 1

«Выращивание кристаллов соли»

1.

Поместить в химический стакан 200 мл воды, нагреть их на плитке.

2.

Не доводя до кипения приготовить пересыщенный раствор

предложенной соли, для чего добавлять небольшими порциями сухую

соль до прекращения растворения при данной температуре.

3.

Осторожно отфильтровать приготовленный раствор в свободный

химический стакан.

4.

Из медной проволоки изготовить каркас для кристаллизации соли из

приготовленного раствора, обмотать его шерстяной ниткой.

5.

Закрепить каркас из проволоки на карандаше и опустить его в

приготовленный раствор таким образом, чтобы он полностью

погрузился в раствор.

6.

Оставить раствор в вытяжном шкафу, с периодичностью в 2 дня

подливать пересыщенный раствор для формирования кристаллов.



В раздел образования