Автор: Комарова Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация личностно–ориентированного подхода в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС"
Раздел: начальное образование
«
Личностно- ориентированный подход в обучении младших школьников в условиях
реализации ФГОС».
Ребенок приходя в школу, уже имеет многие личностные качества, но развитие личности -
процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека и начальная школа вносит
существенный вклад в этот процесс. Для того. чтобы обеспечить каждому школьнику
полноценное личностное развитие, наиболее актуальным является личностно-
ориентированный подход. Учитель должен принимать ребёнка таким, каким он есть, веря в
его продвижение в развитии. Важнейшими условиями эффективной реализации
дидактических принципов и продвижение детей в развитии являются особая, доверительная.
комфортная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и
учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу, также важно уважение
личности каждого ребенка, его индивидуальности. Ребенку нужна интересная, отвечающая
его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая,
творческая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между
воспитанниками, проявляется их индивидуальность и задача учителя – создать каждому
учащемуся ситуацию успеха, помочь ему обрести уверенность в собственных силах,
получить возможность самореализации, чтобы ребёнок был заинтересован в получении
новых знаний, тогда будет происходить саморазвитие его личности.
Введение в современную школу ФГОС нового поколения, ставит перед учителем
задачу использования таких средств и способов организации образовательного процесса,
которые позволили бы обеспечить мотивацию учащихся к учению, сотрудничество и
эффективную обратную связь учитель - ученик. Обучение младших школьников с целью
достижения планируемых ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов,
должно быть направлено на развитие и саморазвитие ученика, выявление и использование
его индивидуальных способностей и возможностей в учебной и внеурочной деятельности.
Качество
обучения
определяют
методы
и
содержание
обучения,
возрастные
и
индивидуальные особенности учащихся. Методы обучения имеют особое значение, т.к. они
влияют на объем, глубину и сознательность усвоения учащимися знаний, на развитие их
самостоятельности и творческой активности, а также на повышение воспитывающей роли
обучения.
Главным
и
решающим
в
оценке
методов
обучения
является
успешность
в
овладения обучающими научными знаниями, умением учиться и развитие познавательных и
творческих способностей.
Ведущим направлением развития системы школьного образования на сегодняшний день
является личностно-ориентированное образование. Личностно-ориентированное обучение
понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика-субъекта, признающее
самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические
воздействия на основе субъектного опыта учащегося. Все это четко отражено в федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования. Что же тогда
главное в работе учителя? У каждого учителя свой ответ, но самое главное, нужно создать
такие условия, в которых каждый обучающийся не потерял бы то, что изначально
заложено в нем природой, поэтому на каждом этапе работы возникает целый ряд
проблем и всегда главное – выбрать такие формы и методы обучения, которые дадут
наилучший результат в каждом конкретном случае. Урок интересен тогда, когда он
современен. Современный – значит актуальный, это и совершенно новый, и не теряющий
связи с прошлым, ориентирующий на результаты освоения основных образовательных
программ. Личностно-ориентированный урок позволяет ярко проявить себя не только
ученику, но и учителю. Организация личностно ориентированных уроков приводит к
заметным результатам, потому что такое построение уроков позволяет учащимся осознать
способы получения знаний, ученик становится субъектом учебной деятельности, приобретая
главное умение – умение самостоятельно учиться, личностно ориентированный урок даёт
возможность широкого применения групповой и парной форм работы, развивает умения
учащихся по постановке цели, прогнозированию предстоящей деятельности, самоконтроля и
самооценки, рефлексии, такое построение уроков обеспечивает преемственность начальным
общим и основным общим образованием.
Личностно-ориентированное обучение - сложное образование, которое складывается
под
влиянием
самых
разнообразных
факторов:
и
субъективных
и
объективных,
значит
учителю для создания учебно-познавательной атмосферы в классе необходимо понимание
самого процесса активации умственной деятельности, знание условий, которые стимулируют
познание, осуществляют процесс обобщения теоретических и практических знаний, умений
и навыков, владение приемами интенсификации обучения и осмысления собственной роли в
процессе
приобщения
школьников
к
опыту
человечества.
Личностно
ориентированное
обучение на уроках - одно из основных условий реализации требований федерального
государственного стандарта нового поколения.