Автор: Баархаева Фидания Шайхулловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Филиал МБОУ "Поташкинская СОШ"-"Артя-Шигиринская ООШ"
Населённый пункт: деревня Артя–Шигири Артинского района Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование интерактивной доски на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Использование интерактивной доски на уроках русского языка
Бархаева Фидания Шайхулловна – учитель
русского языка и литературы
филиала МБОУ «Поташкинская СОШ» -
«Артя-Шигиринская ООШ»
Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных,
интеллектуальных
и
творческих
способностей
определяет
место
средств
обучения
и
учебного оборудования в системе преподавания русского языка.
Современное оборудование должно не только обеспечивать наглядность процесса
обучения, но и с помощью мультимедийных средств создавать новую образовательную
среду,
направленную
на
интенсивное
развитие
речемыслительных
способностей
учащихся, не только на формирование системы языковых и речевых навыков и умений, но
и
на
обработку
общеучебных
умений,
предполагающих
овладение
способами
деятельности, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную
компетенции.
Главная цель использования технических средств обучения – поддержка перехода
от
репродуктивных
форм
учебной
деятельности
к
самостоятельным,
поисково-
исследовательским
видам
работы,
усиление
аналитического
компонента
учебной
деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений
работать с различными типами информации и её источниками.
Одна
из
главных
условий
реализации
федерального
государственного
образовательного стандарта по русскому языку – это использование в школьной практике
информационно
–
коммуникативных
технологий.
В
активизации
познавательной
деятельности
учащихся
особую
значимость
приобретают
информационно-
коммуникативные средства обучения.
Среди технических новинок, пришедших сегодня в школу, особое место занимают
интерактивные доски – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать
процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, позволяет охватить большой по объему
материал, организовать различные формы самопроверки, взаимопроверки.
Применение
интерактивной
доски
на
уроках
русского
языка
позволяет
формировать ключевые компетенции учащихся. А также позволяет учитывать возрастные
и
психологические
особенности
учащихся
разных
классов,
создавать
благоприятный
психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать
условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: "Лучший отдых - это
смена
деятельности".
Использование
интерактивной
доски
позволяет
разнообразить
работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать
такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски,
безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме
игры
легко
усвоить
учебный
материал.
Так,
например,
на
уроке
пишут
на
доске
различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности
интерактивной
доски,
учитывая
индивидуальные
особенности
учащихся
конкретного
класса, педагог готовит весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в
нужном темпе использует его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока,
исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с
музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в
памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на
отрабатываемом материале. В педагогической практике существуют следующие формы
работы с интерактивной доской:
работа с текстом и изображениями;
создание заметок с помощью электронных чернил;
коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;
коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С:
Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;
коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
демонстрация презентаций, созданных учащимися;
использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.
Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь
урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более
20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению учителя. Согласно
мнению родителей и наблюдению учителей, у учащихся сократилось время на выполнение
домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок лучше усваивает материал на уроке.
Улучшается
внимание
и
память
учащихся,
снимается
стрессовая
ситуация
и
эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём
работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени.
Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.
Интерактивную
доску
также
можно
использовать
при
организации
и
проведении
интегрированных уроков. Например, русский язык – история, русский язык – география,
русский язык – биология и другие.
Надо
отметить
ещё
немаловажную
роль
интерактивной
доски
–
это
подготовка
девятиклассников
государственной
итоговой
аттестации.
Электронное
тестирование
позволяет выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав.
При проведении текущего контроля используется, в основном, корректирующая функция,
а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующая функция, которая
дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях учеников и позволяет оценить
степень
их
подготовленности.
Очевидно,
что
компьютерные
тестовые
программы
являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, большой
объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения. Не
всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ на
должном
уровне
позволяет
педагогу
самостоятельно
создавать
учебно-методические
материалы: учебные видеоролики по курсу "Развитие речи", мультимедийные презентации
(программа Microsoft Producer), интерактивные презентации, тесты (программа Adobe
Captivate), тесты, кроссворды с использованием интерактивной доски (Hot Potatoes), для
проведения сетевого тестирования, предметных олимпиад можно использовать программу
Конструктор
тестов.
Для
входного,
промежуточного,
контрольного
тестирования
использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом
ответа, задания свободного изложения, задания на восстановление соответствия. Такая
работа позволяет педагогу качественно подготовить учащихся к ГИА.
Важно
понимать,
что
использование
интерактивной
доски
не
решит
всех
наших
проблем сразу. И не обязательно работать с ней постоянно, на каждом уроке. Доска может
п р и г о д и т ь с я
т о л ь ко
в
н ач а л е
з а н я т и я
и л и
в о
в р е м я
о б с у ж д е н и я .
Освоение
новых
технологий
требует
больших
затрат
времени
и
труда.
Эффективное
использование педагогами всех возможностей новой технологии важно для расширения
учебного процесса. Информационно-коммуникативные технологии должны естественно
войти в образовательный процесс и помочь учителю в подготовке уроков и их проведении.
Использование
информационно-коммуникативных
технологий
позволит
педагогу
общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать учебный процесс
привлекательным и эффективным. Возможности большие – есть над чем работать. Но в
тоже
время
требования
к
оснащённости
учебного
процесса
мы,
педагоги,
должны
включать и традиционные средства обучения, апробированные многолетней школьной
практикой.