Автор: Головченко Оксана Федоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ п. Лыхма"
Населённый пункт: Белоярского района ХМАО–Югры
Наименование материала: статья
Тема: Активные формы и методы обучения на уроках русского языка.
Раздел: среднее образование
Активные формы и методы обучения на уроках русского языка.
Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются
методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между
учащимися, так и между учениками и учителем. Суть метода заключается в
изменении
субъектно-объектных
отношений:
ученик
из
ведомого
превращается
в
управляющего
процессом
познания,
при
этом
активно
задействуется
природная
любознательность
учащегося,
то
е сть
использование
активных
методов
становится
элементом
положительной
мотивации ученика.
Все эти методы обучения можно разделить на три группы: индивидуальные,
групповые и фронтальные.
Индивидуальные
методы
обучения
являются
активными
по
характеру
действий, выполняемых учеником: он самостоятельно управляет процессом
присвоения
знаний,
извлекает
из
имеющихся
источников
нужную
информацию,
разделяет
ее
на
обособленные
блоки,
распределяет
в
определенной
последовательности,
продвигаясь
при
этом
в
удобном
ему
режиме (использование компьютера).
Групповые методы обучения - работа учащихся в группах, анализ конкретных
ситуаций,
дискуссия,
мозговой
штурм,
выполнение
проектов
и
мини-
проектов в наибольшей степени соответствуют понятию «интерактивности»,
так как состоят из обмена сообщениями, в результате которых продуцируется
новая учебная информация. Эта информация может быть как объективно
новой,
то
есть
созданной
впервые,
так
и
субъективно
новой,
то
есть
неизвестной ранее учащимся, но известной учителю.
Фронтальные активные методы обучения, то есть такие, которые направлены
на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика и
учителя для достижения конкретной учебной цели.
Зачастую успех урока или мероприятия зависит от эмоционального настроя
и психологической раскрепощенности участников, поэтому целесообразно
использовать нетрадиционные упражнения на организационном этапе и этапе
целеполагания.
Использование ИКТ – технологий ведет к повышению эффективности и
качества обучения, усилению мотивации обучения.
Беседа - активный метод взаимодействия педагога и учащихся, это одна из
форм фронтальной работы, при которой школьники под руководством
педагога включаются в специально организованную деятельность. Это форма
развития (расширения) сознания или коррекции восприятия ученика через
влияние на его сознание содержанием, формами, методами и технологиями.
Беседа несомненно направлена на развитие коммуникативным качеств.
В последнее время все чаще различают понятия активные и интерактивные
методы обучения. К ним можно отнести упражнения, снабженные ключами
для самоконтроля.
Важное значение на уроке имеет физическое и психическое состояние
ребенка, поэтому необходимо уделять особое внимание
здоровьесберегающим технологиям. Чтобы физ. минутки не были
однотипными, стараюсь связать их с темой урока, использую элементы
релаксации.
Это помогает пресекать усталость органов чувств ребёнка и
интеллектуальное истощение.
Проектная деятельность может быть включена в урок с целью формирования
и раскрытия творческой индивидуальности, развития воображения и
фантазии. Этап защиты проекта может быть направлен на формирование
навыков публичного выступления. Самый короткий путь эмоционального
раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности – это путь через
фантазирование.
Одним из более приемлемых приёмов работы над повышением грамотности
является использование алгоритмов учащимися. Технология алгоритмов
закладывает фундамент творческого мышления, напряжённого думания,
способствует повышению уровня грамотности. Используя алгоритмы на
уроках русского языка, учитель достигает высокой результативности, так как
выполнение предписанных действий несомненно приводит к правильному
выбору.
Важное значение имеет работа в группах, именно во время подобных
заданий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе,
а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания.
Рефлексия. Это понятие трактуется как размышление о своём состоянии,
самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как
самоанализ деятельности и её результатов. В конце урока может проводиться
рефлексия эмоционального состояния и настроения учащихся для
закрепления благоприятного исхода занятия. Инструментарием педагога в
таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – картины,
музыка, разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций.