Автор: Ефремова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №6 "Ласточка"
Населённый пункт: г. Подольск Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Роль профессионального знания в работе педагога"
Раздел: дошкольное образование
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пояснительная записка
Каждый человек за свою жизнь много раз бывает в роли ученика,
воспитанника, и в роли учителя, воспитателя. Профессия педагога – одна из
почетных в истории человечества.
Педагогами называют людей, имеющих соответствующую подготовку и
профессионально занимающихся педагогической деятельностью, т. е.
вопросами воспитания, образования и обучения. Содержание профессии
педагога заключается в воспитании подрастающего поколения.
Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Педагоги
занимаются педагогической деятельностью профессионально, а
непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди.
Профессиональная деятельность является одной из основных форм
жизнедеятельности человека. От того, как человек воспринимает и оценивает
свою работу, свои достижения в определенной деятельности и себя в
профессиональной ситуации, зависит и его общее самочувствие, и
эффективность его деятельности. Между тем трудно представить себе
другую деятельность, столь же разнообразную и столь же требовательную к
качествам и возможностям исполнителя. Требования к педагогу
определяются не только большой важностью, но и редким своеобразием
педагогической деятельности. Весь опыт развития человечества доказывает,
что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя,
поскольку он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом
жизни, отношением к обыденной жизни. Педагог становится мастером своего
дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает
профессиональную деятельность, признавая педагогические ценности.
2
Личностная характеристика педагога
Рассмотрим личностную характеристику педагога. Рассматривая
профессиональную деятельность педагога, мы должны выделить субъекта
этой деятельности – специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в
социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка,
способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом
общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых
умений и навыков, обладающего определенными способностями.
Несмотря на то, что каждый человек неповторимая, яркая индивидуальность,
у всех представителей профессий «педагог» так же должны быть общие
специфические черты.
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за
тех, кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого
себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом,
учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально
педагогического долга требует от человека принятие ряда обязательств.
Следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои
сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества,
педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности,
культуры поведения, общения и педагогического общения в частности.
Педагог – это образец, которому сознательно , а чаще всего неосознанно
подражают. Обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности
педагога являются уважение, знание и понимание своего воспитанника.
Педагог является организатором учебной деятельности обучаемых их
сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека,
облегчающего педагогическое общение. Это обязывает развивать
организаторские, коммуникативные способности для управления процессом
усвоения знаний ученика, включая их в активные формы учебного
взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его
участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не
только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный,
систематический профессиональный тренинг.
Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься
со следующими заповедями: уважай в ребенке человека, личность, постоянно
ищи возможность саморазвития и самосовершенствования, передавай знания
так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в
3
различных ситуациях и в своем самообразовании. Педагог обязан быть
ЛИЧНОСТЬЮ, это его профессиональная характеристика. В качестве
специальных способностей можно выделить следующие : наблюдательность,
способность быстро ориентироваться в ситуации.
В какой бы сфере деятельности ни работал педагог, ему придется работать с
людьми, и в первую очередь с детьми, его профессиональное компетенция
будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной
системы : эмоциональной устойчивостью и повышенной
работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять
эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома
«эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-
педагогических и других специфических процессах.
Педагогические способности
Педагогическая деятельность предъявляет соответствующие её особенностям
требования к личности педагога и к его профессиональным качествам. Мера
соответствия личностных и профессиональных качеств человека
требованиям педагогической деятельности определяет его педагогические
способности.
Перечень основных педагогических способностей:
Дидактические способности проявляются в возможности доступно, ясно,
понятно, преподнести учебный материал, в умении соответствующим
образом трансформировать, самому перерабатывать учебный материал.
Академические способности связаны с наличием способности к ориентации
в содержании той научной области знания, к которой относится
преподаваемый учебный предмет , с компетентностью в этой области с
широтой кругозора и наличием интереса к исследовательской работе.
Перцептивные способности – это способность педагога проникать во
внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность воспитателя,
которая позволяет ему понимать личность учащихся и малейшие изменения в
их состояния по незначительным внешним проявлениям в поведении и
реакции.
Речевые способности проявляются в умении учителя четко и ясно выражать
свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимике.
4
Организаторские способности – это способность педагога организовать
ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных
задач, а также умение правильно организовать свою работу.
Авторитарные способности – это возможность педагога оказать
непосредственное эмоционально-волевое влияние на учащихся, завоевать
авторитет, суметь передать воспитанникам свою убежденность в чем –либо.
Коммуникативные способности – это способности педагога в организации
общения с детьми, умение найти правильный подход и установить
целесообразные взаимоотношения, соблюдать педагогический такт.
Педагогическое воображение выражается в способности предвидеть
последствия своих действий, в проектирование и прогнозировании развития
личности учащихся, в педагогическом оптимизме воспитателя, в его вере в
человека.
Способности и формируются, и проявляются в процессе деятельности, для
продуктивного выполнения которой необходимы соответствующие умения.
Поэтому процесс развития способностей всегда связан с приобретением
умений и навыков. Педагогическую деятельность чаще всего рассматривают
как решение бесчисленного ряда педагогических задач.
Решая эти задачи, педагог ищет и прогнозирует будущее, прикидывает
варианты, раскрывает проекцию изучаемого или предстоящей деятельности
на личность воспитанника.
Организовать детей на различные виды деятельности, направить их
активность в соответствие с целями и задачами обучения и воспитания
позволяют организаторские умения. Они включают умение поставить цель
деятельности, довести их до воспитанников или побудить их выдвинуть цели,
содействовать распределению ролей, стимулировать, контролировать и
корректировать деятельность.
Выделяют также прикладные умения, связанные с реализацией
художественных, спортивных и иных способностей педагога-воспитателя, а
также с требованиями профессиональной работы.
Для решения творческих задач педагогу необходимо овладеть также
комплексом специфических для творческой деятельности мыслительных
умений. Это умение видеть проблему и соотносить с ней фактический
материал (проблемное видение), умение вскрыть взаимосвязь проблем,
5
умение выразить проблему в конкретных познавательных задачах, выдвинуть
гипотезу и осуществить мысленное упреждение действий, умение
пользоваться аналогией и переносом, комбинировать новые сочетания
известных элементов.
Все, кто, так или иначе, приобщен к творчеству, знают, насколько нелегок
этот труд. Он требует полной самоотдачи, настойчивости, он сопряжен с
риском, далеко не сразу приводит к успеху, не редко связан с тупиками,
неудачами, кризисам. Вот почему для осуществления продуктивно,
творческой деятельности педагогу необходимы такие нравственно волевые
качества, такие черты характера, как принципиальность, требовательность к
себе и другим, критичность и самокритичность , честность, трудолюбие,
терпимость и другие. Только систематическое обогащение знаниями,
развитие в поисковой деятельности творческих умений и навыков
формируют способности, вырабатывают опыт, порождают качества личности.
6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В образовательных учреждениях всегда были творческие, беспокойные люди,
подлинные энтузиасты подвижники воспитания. В процессе образования
педагог решает две задачи: адаптивную, гуманистическую.
Адаптивная функция связана с приспособлением воспитанника к конкретным
требованиям социокультурной ситуации, а гуманистическая – с развитием его
личности и творческой индивидуальности. С одной стороны, педагог
подготавливает своих воспитанников к определенной социальной ситуации к
конкретным запросом общества. Но, с другой стороны, он, объективно
оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременный
фактор. Развивая личность ребенка на основе богатства человеческой
культуры, учитель работает на будущее. Педагог в ходе своей
профессиональной деятельности выполняет основные функции: обучающую,
воспитывающую, развивающую, психологической подготовки.
Реализация этих функций требует от современного педагога следующих
личностных параметров: потребности и способности к активной и
разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности,
тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с
детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если
нужно, то и защищать.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал,
а не на авторитет своей власти и принуждении. Его главная задача – выявить,
раскрыть и развивать все ценное в человеке, а не сформировать привычку к
послушанию.
Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и
представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом,
педагогическая профессия требует двойной подготовки – психологической и
специальной.
7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болотина Л. Р., Комарова Т. С, Баранов С. П.
Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений. 2-е изд. — М.: Издательский центр
«Академия», 1997
2 .Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М, 1972.
3. Баранов С.П., Сластенин В.А. Педагогика. М., 1996.
8