Автор: Егорова Оксана Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8
Населённый пункт: город Североуральск, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческого потенциала и ценностных ориентиров обучающихся в урочной и внеурочной деятельности."
Раздел: начальное образование
1
Развитие творческого потенциала и ценностных ориентиров
обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
Даже мгновенное озарение
может стать той первой искрой,
из которой рано или поздно
возгорится пламя творческого поиска
В. Шаталов
Слова В. Шаталова приобретают особое значение в период новых
подходов
к
образованию,
в
период
качественной
перестройки
его
содержания.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего
образования
направлен
на реализацию
качественно
новой
личностно-
ориентированной
развивающей
модели
массовой
школы
и призван
обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие
личности
школьника,
его
творческих
способностей,
интереса
к учению,
формируется желание и умение учиться.
В новом Стандарте изменены содержание и структура образования в
целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и
отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и
на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно
обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями
быстро меняющего мира.
Таким
образом,
современный
ученик
не
только
должен
усваивать
определенный объем знаний, но и учится сотрудничать, планировать свою
деятельность,
оценивать
результаты
работы,
работать
с
разными
видами
информации,
свободно
высказываться
в
устной
и
письменной
форме,
осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать
ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на
уроке, так и во внеурочной деятельности.
Развитие творческих способностей -
важнейшая задача начального
образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности
ребенка,
пробуждает
инициативу
и
самостоятельность
принимаемых
решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Если посмотреть на современное состояние образования в России, то
можно
увидеть,
что
оно
характеризуется
качественными
изменениями
в
области
содержания,
которое
направлено
на
развитие
творческих
способностей личности ребенка. Актуальность и перспективность работы в
данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный
процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика,
2
формирует творческую личность, готовит его к творческой познавательной и
общественной деятельности.
Опора
на
творчество
учащихся
-
это
один
из
основных
приемов
создания
положительной
мотивации
учения.
Развитие
активности,
пытливости, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу,
к
познавательной
деятельности,
является
важной
и
необходимой
задачей
стоящей перед учителем.
Рассматривая
учебную
мотивацию
как
основу
достижения
образовательного
результата,
выстроила
на
основе
современных
образовательных технологий и требований Федерального государственного
стандарта систему методических подходов, направленных на формирование
системно-деятельностных навыков, интереса к знаниям.
С
первых
дней
обучения
пытаюсь
создать
в
детском
коллективе
атмосферу
созидания
и
творчества,
помогаю
раскрыться
способностям
каждого ученика, учу их мыслить. Весь процесс обучения подчинён задаче
достижения оптимального общего развития каждого ученика. Каждый урок -
это
исследования,
это
поиск.
Дети
учатся
анализировать,
рассуждать,
отстаивать свою точку зрения. В системе своей работы стремлюсь разбудить
мысль
каждого
ученика.
Начинаю
работу
по
развитию
творческих
способностей в период обучения грамоте.
Разнообразные задания развивают и обогащают речь, они формируют
способность к анализу, синтезу, сравнению:
1. Доскажи словечко:
Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал…
2. Составь из слов предложения (можно добавлять другие слова)
Зима, снег, пушистый…
3. Переставь в слове буквы так, чтобы получилось новое слово (анаграммы):
атлас – салат
полка – лапка
сокол – колос
тьма – мать
4. Из букв данного слова составь новое слово:
ловкость – кость, волк, сок, воск, локоть.
Детям очень нравится думать, рассуждать, мыслить. Важную роль в
развитии
речевого
творчества
отвожу
работе
с
чистоговорками,
скороговорками, считалками.
Приведу пример:
При изучении буквы С:
3
Вёз на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Задания:
прочитай
скороговорку
с
повествовательной,
восклицательной,
вопросительной интонацией, делая логическое ударение каждый раз на
другое слово;
вырази мимикой, жестами, голосом восхищение;
постарайся изобразить удивление, грусть, обиду, возмущение;
придумай жизненные ситуации, когда можно эту фразу сказать по-
разному.
Уже при чтении слоговых слияний у детей рождаются рифмы.
Ты – ты – ты – во дворе у нас ….
Ты – ты – ты – на лугу растут ….
Такие пробы пера, проходят на положительном фоне, со смехом, с
шутками и с большим желанием. С помощью скороговорок и чистоговорок
дети практически знакомятся с понятием «рифма». В ходе интересных игр и
заданий учимся подбирать рифму к словам.
Игра «Кто больше подберёт рифм»
Косы – …(росы, кокосы)
Птичка –…(водичка, синичка)
Ручка – … (тучка, кучка)
Постепенно
дети
начинают
чувствовать
ритм
стиха,
а
это
основа
стихосложения.
И
уже
без
труда
справляются
с
разноуровневыми
творческими заданиями
1-й уровень: репродуктивно – подражательный.
Продолжить чистоговорку, выбрать нужное слово из предложенных двух:
Жа – жа – жа
Есть иголки у…(ужа? ежа?)
Оль – оль – оль
Мы купили… (моль? соль?)
2-й уровень: поисково – исполнительный.
Закончить фразу самостоятельно, подобрать рифмующиеся слоги:
Лу – лу – лу – стол стоит в…
Ма – ма – ма – дома я…
Р? – р? – р? – у мышки есть нора.
4
С? – с? – с? – было холодно в лесу.
3-й уровень: инициативно – творческий.
Придумать свою чистоговорку.
Лу – лу – лу - …
Та – та – та - …
Разноуровневые
творческие
задания
подбираю
так,
что
при
познавательной единой цели они отличаются разной степенью трудности. К
достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Таким образом,
выявляются дети, выбирающие задания инициативно – творческого уровня.
Одновременно выявляются склонности к интеллектуальному творческому
труду, способности ребят к стихосложению. Предлагаю следующие задания:
1. Среди данных слов найди рифмующиеся слова, соедини их стрелками.
зимой
убежал
дрожал
ёлки
волки
домой
ясно
опасно
дверь
зверь
2. Игра «Поймай рифму».
Бросаю мяч и называю слово, задача ребёнка – поймать мяч и придумать
слово, рифмующиеся с моим словом, а затем бросить мне мяч и сказать своё
слово.
3. Игра «Четвёртый лишний».
Назвать лишнее слово, которое не рифмуется с остальными:
бочка, точка, луна, ручка;
крот, компот, осы, пилот;
одуванчик, сарафанчик, кость, карманчик.
Ребята
с
удовольствием
пробуют
свои
силы
в
написании
стихотворений,
рассказов,
сказок.
В
классе
создан
альбом
«
Наше
творчество», в котором хранятся начинания моих юных творцов.
На уроках литературного чтения применяю приёмы:
ассоциация
графическое иллюстрирование;
словесное рисование;
творческий пересказ;
5
чтение по ролям;
чтение с остановками;
драматизация.
Такие
упражнения
тренируют
гибкость
читательского
взгляда,
приучают
видеть
позиции
разных
героев,
сопереживать
им,
развивают
воображение и фантазию.
Часто
вместе
с
детьми
создаём
диафильмы
по
прочитанному
произведению . Каждый рисует кадр диафильма к конкретной части текста.
Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями,
сравнивают со своей работой. Без моего вмешательства становится ясно, чьи
работы лучше, у кого следует поучиться.
Очень
важным
средством
является
занимательность.
Элементы
занимательности вносят в урок что-то необычное, неожиданное, вызывают у
детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к
процессу познания, помогают им легко усвоить любой учебный материал.
Игра «Хитрые загадки» в стихах тому пример.
Хоть малым-мала кастрюля,
Но сидит в ней наша Юля!
Помешается в ней просто,
А ведь Юлька с папу ростом.
Дайте мне скорей ответ:
Так бывает или нет? (может: кастр-Юля)
Как же это? Как же это?
Размяукалась …котлета.
Есть её теперь боюсь,
Прежде в этом разберусь.
Кто из вас подскажет, дети,
Кто там спрятался в КОТЛЕТЕ? (КОТ-кот-лета)
Ребята смеются, купаясь в реке,
Плакучая ИРА стоит вдалеке. (Ива)
Сколько солнца на опушке!
На носу у нас ВОЛНУШКИ. (Веснушки) и д.р.
Загадки,
пословицы,
скороговорки,
игры,
стихи
имеют
большое
значение в развитии познавательной активности и на уроках русского языка.
Все
эти
формы
помогают
в
развитии
мышления,
сообразительности,
воображения,
обогащают
речь
и
память
детей.
Загадки
на
уроках
используются как в устной, так и в письменной формах по разным темам,
изучаемым в программе русского языка начальной школы. Задания могут
6
быть самые разные. Я усложняла задание, рассыпав слова загадки, получался
деформированный
текст,
над
составлением
которого
нужно
поработать.
Слова – отгадки ребята
записывали в разные столбики в соответствии с
изучаемой темой. Учащиеся записывали весь текст загадки (списывали или
писали по памяти) и работали над ним или анализировали только слово –
отгадку, рассмотрев его с разных сторон.
В
любом
виде
работы
загадки,
пословицы,
поговорки
оказывают
эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей,
расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями
природы,
через
межпредметные
связи
развивают
и
обогащают
речь,
что
положительно влияет на формирование универсальных учебных действий.
В
изучении
русского
языка
важным
является
опора
на
слуховое
восприятие
изученного
материала.
Как
запомнить
ребёнку
огромное
количество правил, формулировок, понятий, трудные случаи правописания?
Как сделать эту работу осмысленной и эффективной? На помощь могут
прийти стихотворные упражнения.
Среди
моих
находок
есть
стихотворные
правила,
формулировки,
весёлые стихи, рифмованные упражнения, «запоминалки».
Работа со стихотворными упражнениями привлекает учащихся к изучению
учебного
материала,
облегчает
процесс
усвоения
новых
тем,
являясь
надёжным помощником при овладении знаниями.
На уроках технологии нет предела фантазии. Это самое благоприятное
поле деятельности для развития творческих способностей.
Интересную творческую работу стараюсь проводить на каждом уроке. Чем
больше разумной самостоятельности предоставляю ребятам, тем больше у
них
проявляется
творчества,
фантазии,
инициативы.
Призываю
детей
на
каждом этапе урока проявлять собственную творческую точку зрения: при
выборе цвета, формы, замысла, а не «воровать» идеи у соседа. Стимулирую
творче скую
деятельно сть
положительной
оценкой,
а н а л и з ом
индивидуального
творческого
роста.
Широко
использую
на
уроке
метод
сотрудничества. Ученики, работая в группах и парах, учатся совместной
творческой
деятельности.
Дети
с
наиболее
высоким
уровнем
творческих
способностей заряжают своей активностью пассивных ребят, вовлекают их в
процесс творчества. В процессе деятельности рождаются совместные идеи,
что способствует развитию воображения, личностных качеств и объединяет
коллектив.
На
уроке
применяю
различные
приёмы
активизации
творческой
деятельности: заряжаю личной творческой активностью; применяю на уроках
ИКТ:
создаю и использую презентации – инструкции. Продукты детского
творчества
используем
в
качестве
подарков
родственникам
и
друзьям,
украшения интерьера класса и школы.
7
Применяя технологию проблемного обучения, включаю учащихся в
процесс самостоятельного осмысления темы, целей урока и получения новых
знаний.
Примеры использования приемов постановки проблемы в процессе
преподавания разных учебных предметов
I. Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"
1.Математика, 2 класс.
Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: Вижу,
вы удивлены (реакция удивления). Почему?
Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные! Учитель: Значит, над каким
вопросом подумаем?
Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?
Как решить данную проблему?
2.Окружающий мир, 3класс.
Лиза: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.
Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.
Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к
осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к
формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные?
Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)
II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"
1.
Математика, 3 класс.
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик
однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с
заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой
столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся
испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же
это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего?
(Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего
урока?
Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.
Можно увлечь ребят заранее сформулированной темой урока, используя
специальный прием, условно называемый "яркое пятно". В качестве "яркого
пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из
художественной литературы, стихи, шутки. Словом, разнообразный материал,
способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно
связанный с темой урока.
1. Литературное чтение 3 класс.
8
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с нам не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
Учитель: О ком писал Михаил Исаковский? Какова тема урока? ( Жизнь и
творчество И.А.Крылова)
Используя методику эйдетики, выполнила следующие разработки:
составила
сборник
по
повышению
орфографической
зоркости
при
работе со словарными словами на уроке русского языка;
выполнила
подборку
дидактических
материалов
по
развитию
универсальных учебных действий и систематизировала их по темам
программы;
разработала
банк
заданий
для
создания
проблемной
ситуации
на
уроках и во внеурочной деятельности.
Разработанная
и
реализуемая
мной
на
уроках
и
в
многообразной
внеурочной деятельности система индивидуальных и коллективных проектов
ориентирована на направления развития личности в соответствии с ФГОС,
формирование ценностно-смысловых
установок
и личностный выбор.
Ребята с интересом выполняли творческие проекты: «Моя семья», «Сила
моего
имени»,
«Город
мой
на
Северном
Урале»,
«На
что
похож
круг»,
«Занимательная азбука», «Наш зоопарк», «Краски лета» и д.р.
Резерв
повышения
учебной
мотивации
младших
школьников
и
их
развития
вижу
в
информационно-коммуникационных
технологиях:
применяемые
мной
электронные
приложения
к
УМК
«Школа
России»,
программы «Отличник», «Кирилл и Мефодий», мои собственные разработки
дидактических
материалов
и
наглядности
содержат
разнообразные
виды
заданий
по
отбору,
структурировании
и
моделированию
информации,
повышающих информационную культуру.
9
Третий год работая по ФГОС НОО, выстроила свою систему внеурочной
занятости
учащихся,
которую
рассматриваю
как
эффективное
средство
развития творческого потенциала и ценностных ориентиров учащихся. Так
решая одну из приоритетных образовательных
задач
- формирование
готовности учащихся к личному и профессиональному самоопределению -
разработала
и
реализую
элективную
программу
метапредметной
направленности
«Мир
профессий»:
разнообразие
содержания
и
организационных форм занятий, многочисленные экскурсии на предприятия
создают условия для выявления и развития интересов и склонностей детей,
их
социализации.
Свою
задачу
вижу
в
прогнозировании
дальнейшего
самостоятельного
практического
и
творческого
применения
учениками
знаний и учебных действий, выстраивании индивидуальных образовательных
траекторий.
Одна
из
приоритетных
задач,
которые
решает
сегодня
наше
образовательное
учреждение,
это
формирование
готовности
учащихся
к
личному и профессиональному самоопределению. С этой целью в течение
многих лет реализуется проект предпрофильной и профильной подготовки, в
процессе
которой
учащихся
школы
П
и
Ш
ступеней
занимаются
на
выбранных ими спецкурсах и профилях технологии, ориентированных на
овладение будущей профессией.
В школе 1 ступени такой специальной
подготовки нет. Поэтому выбор темы кружка не был случайным – он отвечает
той общей концепции, которую реализует наша школа.
Ценностные ориентиры содержания программы:
- Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой
жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль
в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе
е ё
о р г а н и з а ц и и
у
р е б ё н ка
р а з в и в а ют с я
о р г а н и з о в а н н о с т ь ,
целеустремлённость,
ответственность,
самостоятельность,
формируется
ценностное отношение к труду в целом.
- Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином
России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса
которого
необходимы
мир,
сотрудничество,
толерантность,
уважение
к
людям.
- Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена
общества,
народа,
представителя
страны,
государства;
чувство
ответственности за
настоящее и
будущее;
интерес к своей стране: её
истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
- Ценность
общения
–
понимание важности
общения как
значимой
составляющей
жизни
общества,
к а к
од н о го
из
основополагающих
элементов
культуры.
Основным методом реализации программы является метод проблемного
10
обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью
информационных
вопросов
и
гибкого
их
обсуждения
повысить
заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет
тематическое
наполнение,
связанное
с
рассмотрением
определённой
профессии,
поэтому
дети
имеют
возможность
расширить
свои
представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей
исследовать
свои
способности
применительно
к
рассматриваемой
профессии.
Известно,
что
младшие
школьники
–
это
очень
восприимчивые
и
любознательные дети, и все, о чем они узнают в этом возрасте, запоминается
ими на всю жизнь. Поэтому, выстраивая программу, постаралась не только
отобрать интересные и важные профессии, с которыми дети знакомятся, но и
продумать формы занятий:
Встречи с людьми разных профессий;
Выход на производственное пространство;
Выполнение коллективных и индивидуальных проектов и их защита;
Создание
творческих
работ
(прикладное
творчество,
сочинения,
рисунки и др.);
Привлечение к занятиям родителей, бабушек и дедушек;
Оформление выставок, проведение конкурсов по разным номинациям и
многое другое.
Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во
взрослой
жизни,
уже
в
начальной
школе
его
надо
познакомить
с
максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения,
т.е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня
вдень.
На
кружке
ребята
познакомились
с
разными
литературными
произведениями: В.В. Маяковского «Кем быть?», С. Михалков «А что у
вас?»,
стихами
Б.
Заходера, В.
Берестова,
И.
Токмаковой, сказками
Е. Пермяка «Азбука нашей жизни», рассказами Г.П.Шалаевой о профессиях и
д.р. произведениями.
Произведения о профессиях очень важны. В легкой доступной форме они
знакомят
ребенка
с
миром
взрослых,
позволяют
узнать
о
нем
больше.
Авторское слово позволяет ребенку представить и себя в этой профессии,
примерить на себя медицинский халат, шлем космонавта, бескозырку моряка.
Это
важно,
ведь
в
процессе
развивается
воображение,
ребенок
прислушивается к себе. Возможно, в этот момент происходит пусть еще и
неосознанный выбор будущей настоящей профессии.
На занятиях кружка использую игровые технологии.
Игра «Угадай, кто…»
Люди каких профессий могут произносить фразу:
«На что жалуетесь?» (врач)
«Ты опять не убрал игрушки» (воспитатель)
11
«Молодец, ты справился с заданием на пять» (учитель)
«Пристегните ремни и поехали» (шофёр)
Игра «Все работы хороши»
Несколько
детей
получают
картинки
с
изображением
людей
различных
профессий. Определить человек, какой профессии изображен на картинке и
изобразить пантомимой. Все остальные ученики должны догадаться, о какой
профессии идет речь.
Посмотрите на следующие картинки. Представителей, каких профессий
вы видите? Что об этих профессиях вы можете рассказать?
Выявить знания детей о профессиях помогает игра «Ищи ошибку».
Читаем
стихотворение
В.В.Агафонова,
О.Л.Соболевой
«Путаница
о
профессиях».
Просим
детей
найти
ошибку
и
рассказать,
каким
делом
занимаются люди этих профессий.
В. В. Агафонов, О.Л. Соболева
ПУТАНИЦА О ПРОФЕССИЯХ (отрывок)
САНИТАР—на санках мчится,
Ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте,
Тут со мною вы не спорьте!
По горам, по перевалам
Все идет ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык,
Покорит он горный пик.
Работа в группах и в парах.
Дети получают картинки. Определить профессию по картинке и перечислить,
какими качествами должны обладать люди названных профессий?
Ветеринар: должен быть добрым, любить животных, быть ответственным,
вежливым,
трудолюбивым,
знать,
как
и
чем
лечить
животных.
Почтальон: внимательным,
ответственным,
добрым,
трудолюбивым…
Учитель: добрым, любить детей, быть, заботливым, умным, трудолюбивым,
вежливым, неравнодушным, знать свой предмет…
Интерес ребят к знакомству с профессиями в 3 классе получил новый
виток
развития:
мы
продолжаем
профориентационную
работу
на
уроке
технологии. Работая по УМК «Школа России» в данной учебной дисциплине
мы познакомились с разными профессиями: экскурсовод, инженер-строитель,
прораб,
ландшафтный
дизайнер,
дворник,
модельер,
закройщик,
швея,
кулинар,
официант
и
д.р.
узнали
о
специфике
их
профессиональной
деятельности, результатах труда людей этих профессий и смогли частично
выполнить их работу.
12
Для меня очень важно и то, что на
кружковых занятиях мои ученики
успешно закрепляли многие из учебных действий. Этому помогали разные
формы организации их деятельности:
-
ребята работали с дополнительной и справочной литературой, много
общались в неформальной обстановке - делились своими мыслями, идеями,
задавали
вопросы,
так
решалась
задача
приобретения
коммуникативных
учебные действия;
- личностные учебные действия достигаются в том, что при выполнении
проектов сами проводили распределение ролей, в то же время видели, как
важно объединить усилия каждого в единый результат;
-
каждый
ученик
имел
возможность
неоднократно
публично
продемонстрировать достигнутый им результат, который
был значим и
интересен другим – эта деятельность способствовала реализации нескольких
групп УУД;
-
закреплялись
их
компетенции
ребят
в
осуществлении
регулятивных
учебных
действий
–
они
учились
ставить
учебную
задачу,
спланировать
работу, осуществить само - и взаимооценку;
Но самое главное - процесс и результат деятельности принес детям
удовлетворение,
радость
переживания
успеха,
осознание
собственных
умений, компетенции.
2.
Список литературы
1.
Асмолов А. Г. Как проектировать Универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли., М. «Просвещение» 2010.
2.
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
3.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.
4.
Выготский
Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,
1991.
5.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
6.
Демидова М. Ю., Иванов
С. В. Оценка достижения планируемых
результатов в начальной школе. М. «Просвещение» 2010.
7.
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.,
1981.
8.
Козлова В. В., Кондакова А. М. Фундаментальное ядро содержания
общего образования. М. «Просвещение» 2011.
9.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М, 1993.
10.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры.
11.Симоновский А.Э. Развитие творческого мышления у детей.