Автор: Хачатрян Рузанна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1593" ОДГ №2
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Исторические традиции народного промысла России и братских республик"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 1593» ОДГ № 2
Статья
«Исторические традиции народного промысла России и братских
республик»
Воспитатель: Хачатрян Р. Ю.
Москва, 2018
Цели и задачи НОД:
1.
Формировать нравственные основы личности в процессе
формирования представлений о дружбе народов разной
национальности;
2.
Приобщать дошкольников к культурно-эстетическим ценностям,
побуждать к творческой деятельности;
3.
Дать представление о традициях русского народа и других стран
(Украины и Белоруссии);
4.
Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному
искусству;
5.
Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию
восприятия прекрасного;
6.
Познакомить детей с народными промыслами декоративно-
прикладного искусства на примере посуды и игрушек из глины разных
стран (России, Украины, Белоруссии)
7.
Познакомить с историей возникновения глиняной посуды, с работой
гончара, с основными этапами производства глиняной посуды.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный:
мини-музей группы «Посуда разных стран»;
стол, на котором стоит посуда и игрушки России, Белоруссии, Украины;
национальные костюмы России, Белоруссии, Украины (для девочек),
костюмы гончаров (для мальчиков);
макет печи;
глиняный горшок;
гончарный круг;
аудиозапись (хоровод дружбы народов);
озвученная видеозапись (народно – прикладного искусства разных
стран России, Украины, Белоруссии).
Раздаточный:
фартуки, кисти, краска акриловая, салфетки, глина, стаканчики с водой
(для рисования), емкость с водой (для рук).
1.
Вступление.
В зале расположен стол, на котором стоит посудой разных стран, Белоруссии,
Украины,
России.
Выходят
дети
в
национальных
костюмах
(Украина,
Белоруссия, Россия).
Воспитатель
дает
представление
о
стране,
о
столице
нашей
Родины
-
Москве.
Рассказывает
о
том,
что
в
Москве
проживают
люди
разных
национальностей
и
русские,
и
латыши,
и
белорусы,
и
украинцы.
Дает
понятие о том, что и в нашем маленьком детском коллективе есть дети
разных национальностей, и все они очень дружны между собой, и каждый из
них хотел бы сегодня рассказать о традициях своего народа, на примере
народного промысла.
Выходят дети в национальных костюмах (Украина, Белоруссия, Россия). Дети
представляются и рассказывают о своей стране на примере посуды.
Затем воспитатель загадывает загадку про гончаров, дает представление о
том кто делает посуду.
Заходят дети в костюмах гончаров, здороваются с гостями.
Воспитатель предлагает детям повести вместе хоровод
дружбы народов,
рассказывая о том, что хоровод является одной из старинных традиций людей
разных национальностей. Дети под музыку водят хоровод. В конце танца
дети свистят в глиняные свистульки в виде зверюшек.
2.
Лепка чашечки из глины на гончарном круге.
Следующим
этапом
проводится
занятия
по
лепке
из
глины
посуды
на
гончарном круге. Дети вместе с воспитателем проводят подготовку к занятию
по лепке из глины.
В
зале
стоит
стол,
на
столе
располагаются
необходимые
предметы
для
проведения
лепки
(гончарный
круг,
глина,
салфетки,
емкость
с
водой,
кисточки, акриловые краски, фартуки). Рядом располагается макет печи, в
печи стоит глиняный горшочек.
На
первом
этапе
дети
вместе
с
воспитателем
выполняют
пальчиковую
гимнастику. Надевают фартуки, садятся за стол. Воспитатель рассказывает о
том, что издавна непосредственно лепкой из глины занимались мужчины, а
женщины
расписывали
изделия.
Затем
дети
в
костюмах
гончаров
рассказывают о том, как делается посуда, какой материал используется, для
чего нужен гончарный круг.
Далее воспитатель проводит занятие, объясняя по детально процесс лепки
чашечки из глины на гончарном круге.
Готовое
изделие
воспитатель
предлагает
поставить
в
печь
для
обжига,
объясняя, что без этого посуда не будет достаточно прочной. Дети ставят
чашечку в макет печи. Воспитатель достает из печи глиняный горшочек и
предлагает детям раскрасить его всем вместе.
Дети расписывают горшок разноцветными красками и различными узорами,
рассказывая при этом о том, что они изображают.
Воспитатель вместе с детьми дает название изделию: «Горшочек дружбы
народов нашей маленькой группы».
3.
Угощение.
В заключении, воспитатель дает представление о том, что одной из традиций
на Руси было принято угощение гостей, так как люди славились своим
хлебосольством и гостеприимством.
Дети угощают гостей заранее приготовленным исконно русским напитком -
хлебным квасом.
4.
Заключение.
Воспитатель подводит итог занятия и знакомит гостей с мини-музеем группы
«Посуда разных стран». Рассказывает о том, что именно экспонаты этого
музея были представлены на занятии. Дети прощаются с гостями и уходят в
группу.
Провели воспитатели старшей логопедической группы:
Хачатрян Рузанна Юрьевна – высшей кв. кат.
Александрова Елена Александровна – второй кв. кат.