Напоминание

"Развитие речи учащихся начальной школы"


Автор: Иванова Марина Славиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Назиевская СОШ"
Населённый пункт: пг. Назия Кировский район Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи учащихся начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие речи учащихся начальной школы

Речь

основа

всякой

умственной

деятельности,

средство

коммуникации.

Умение

учеников

сравнивать,

классифицировать,

систематизировать,

обобщать

формируется

через

речь.

Логически

чёткая,

доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его

умственного развития.

Однако, письменная речь в большей мере воспитывает ответственное

отношение к слову, чем устная, так как связана с логической мыслью и

опирается

на

мышление

и

внутреннюю

речь.

Она

заставляет

школьника

вдумчиво относиться к тому, что он делает в школе. Без развития словесного

мышления успешное обучение в школе немыслимо. Именно поэтому мы

уделяем такое большое внимание развитию речи младших школьников.

С

первых

дней

обучения

в

школе

проводится

целенаправленное

обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных

упражнений.

Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других

наглядных

объектов, в

беседах

с

учителем

и

сверстниками,

при

чтении

художественных текстов.

Основные направления по речевому развитию:

1)

словарно-фразеологическая

работа

с

текстом

художественного

произведения;

2)

обучение

различным

видам

и

жанрам

монологиче ского

высказывания на разные темы;

3) организация диалогического общения;

4) создание речевых ситуаций.

Артикуляционная гимнастика, которая длится 5 - 7 минут в начале

каждого урока обучения грамоте, способствует выравниванию всех детей и

оказывает

большую

помощь

в

дальнейшем

на

уроках

чтения.

Дети

становятся более уверенными в своих ответах, выражают свои мысли ярко и

полно.

Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая

работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка

композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие

упражнения

для

развития

речи: «Волшебные

кляксы»,

когда заранее

изготавливается несколько различных клякс (дети по желанию рассказывают,

на что похожи кляксы), «Сочиняем сказку, загадку, стихотворение».

Устная речь требует быстрой реакции, умения найти нужное слово -

уточнить его, подобрать синонимы и т.д. Если активный словарь школьника

примитивен,

у

ученика

не

хватит

слов

для

выражения

мысли.

Устное

выступление должно иметь свою завязку, развитие мысли, кульминацию и

вывод.

Формы работы: выразительное чтение, пересказ, заучивание наизусть,

сопоставление текстов, доклады, выступления. Надо всё время поощрять

ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его

монологическая речь ещё не развита.

Овладение

письменной

речью

невозможно

без

первоначального

овладения речью устной. У ребенка должен накопиться словарный запас,

необходимый для выражения своих мыслей сначала в устной речи, а затем

только в речи письменной. «Пока ребенок не научится говорить в условиях,

когда его слушают и на его речь реагируют учитель и класс, ему будет трудно

что-нибудь написать, оставшись наедине с самим собой». Когда школьник

говорит перед классом, ему необходимо ориентироваться на слушателей,

приспосабливая для этого интонацию, силу голоса, словарный запас, что

помогает ему в дальнейшем при высказывании своих мыслей в письменной

речи, используя умение поставить себя одновременно и на место говорящего

(пишущего), и на место слушающего (читающего).

На протяжении всего начального обучения необходимо систематически

проводить словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. Эта

работа

имеет

не

только

практическую

направленность,

ее

следует

подкреплять теоретическими сведениями по лексике. В ходе такой работы

учащиеся

узнают

о

многозначности

слов,

о

синонимах,

антонимах,

о

правильном употреблении их в речи.

Учеников необходимо постепенно приучать пользоваться толковым и

орфографическим словарями. Разнообразие тематики бесед, характера картин

и

наглядных

материалов

служит

важным

условием

того,

чтобы дети

использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

Главенствующую

роль

в

овладении

текстовыми

умениями

играет

система

упражнений.

С

помощью

упражнений

ученики

учатся

создавать

текст, речевые произведения. Виды упражнений:

Выделение опорных слов.

Работа с деформированным текстом.

Редактирование текста.

Творческое изложение.

Составление цепочек связи.

Сочинение собственного текста.

Среди

творческих

работ

особое

место

отводится

сочинению

по

данному

началу

и

опорным

словам. Их

тематика

может

быть самой

разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинения отводится

свободным

высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть

творческую инициативу

ребёнка,

развить

интерес

к

самостоятельному

написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и

впечатлений

детей.

Ученикам

представляется

полная

своб од а

самовыражения

в

слове. При написании сочинений следует стремиться не

только

к

последовательности

и

логической

связи

мыслей,

стилистически

грамотному

изложению,

но

и

к

эмоциональной

окрашенности

и

самостоятельности

суждений, живости

и

непосредственности

в

передаче

мыслей и чувств.

Подыскивая

темы

сочинений,

учитель

должен

ориентироваться

на

разный уровень обобщения знаний учащихся, формулировать тему с целью

вызвать эмоционально-оценочные отношения детей, использовать сочинения

по разным предметам.

Настоящая, культурная речь должна быть и правильной, и точной, и

краткой, и самобытной, и доступной, и осмысленной, и эмоциональной.

Однако, если признать за культурной устной речью все эти положительные

качества, то главнейшим из них будет все же правильность, то есть умение

пишущего

выражать

свои

мысли

грамотно.

Именно

поэтому

работа

над

развитием

речи

школьников

должна

проводиться

в

системе,

начиная

с

первого класса.



В раздел образования