Напоминание

Целеполагание


Автор: Плиска Александра Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС–помощи
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: Целеполагание
Раздел: среднее образование





Назад




Целеполагание вместе с родителями.

Цель: познакомить родителей с условиями развития целеполагания у

подростков.

Целевая группа: родители 11 классов.

Форма проведения: родительское собрание.

Ход беседы

Целеполагание

процесс

выбора

одной

или

нескольких

целей

с

установлением

параметров

допустимых

отклонений

для

управления

процессом

осуществления

идеи.

Часто

понимается

как

практическое

осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования

(постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными

средствами,

как

эффективное

управление

временным

ре сурсом,

обусловленным деятельностью человека.

Способность

к

постановке

целей

очень

важна,

так

как

позволяет

человеку

реализовать

в

жизни

его

представление

о

должном.

Она

востребована, когда человек начинает решать, какие нормы и ценности он

должен реализовать в своей жизни.

В

жизни

подростка

возникают

ситуации,

в

которых

сталкиваются

разные видения того, что он должен делать. Конфликт может возникнуть

между

требованиями

семьи

и

нормами,

принятыми

в

группе,

к

которой

подросток себя относит, между тем, какую профессию он хочет выбрать, и

тем,

что

для

него

выбирают

родители,

и

т.д.

Развитие

целеполагания

в

старшем

подростковом

возрасте

необходимо

для

осознанного

и

ответственного вступления человека в разностороннюю жизнь общества, что

предполагает самоопределение к социо-культурным нормам и ценностям, а

также

воплощение

их

в

жизнь

путем

постановки

и

достижения

целей.

Освоение

способа

целеполагания

является

важной

задачей

старшего

подросткового возраста.

Психологи выделяют признаки в поведении подростка, по которым

можно судить об отсутствии у подростка жизненных целей:

играет в компьютерные игры;

совершает долгие прогулки;

разговаривает по телефону в течение нескольких часов;

ленивое времяпровождение у телевизора;

демонстративное нарушение школьной дисциплины;

курение и употребление алкоголя;

1

употребление наркотических средств;

грубость сверстникам и взрослым;

унижение маленьких и слабых;

ложь даже без причин;

доказывание своей правоты только с помощью силы;

разрисовывание стен;

порча школьного имущества;

гуляние на улице в течение долгого времени;

совершение других аморальных и противоправных поступков и т.д.

Нередко подростки ставят перед собой какую-то цель и даже начинают

что-то

делать

для

ее

достижения,

но

столкнувшись

с

трудностями

или

потерей интереса меняют цель или вообще отказываются от поставленной

цели. Причины «волевой слабости» подростка кроются в слабости его цели.

Поставленная цель должна быть действительно важно для подростка.

Он должен понимать для чего и ради чего он старается. Важно научить

подростка ставить промежуточные цели, разбивать намерения на конкретные

этапы. Вознаграждать себя за преодоление каждого этапа.

Значительную роль в достижении целей играет чувство собственного

достоинства и представление о своем уровне достижений. Снижение этого

уровня,

«падение

в

собственных

глазах»

чрезвычайно

болезненно

для

подростка.

Для

достижения

поставленных

целей

важны

и

сложившиеся

ранее

привычки

к

систематическому

труду

и

порядку.

Если

подросток

умеет

преодолеть собственное нежелание что-либо делать в физическом плане, ему

легче будет справиться с подобной задачей в интеллектуальном плане.

Существенное значение для удержания целей имеет сформированность

нравственных качеств: чувства долга и ответственности.

Помогая

школьнику

добиться

определенной

цели

важно

обратить

внимание подростка на то, какие позитивные чувства возникают у него в

связи с победой над собой: над своим нежеланием что-либо делать, над

собственным страхом.

Рекомендации для родителей

2

Ваш

ребёнок

взрослеет,

вместе

с

его

физическим

взрослением

наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал

и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки

как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.

Беседуйте

со

своим

сыном

или

дочерью,

говорите

с

ними

о

ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.

Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их

реализации.

Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.

Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в

нём

желание

доказать

себе

и

другим

возможность

достичь

поставленной цели.

Формируйте

нравственно

здоровую

личность,

неспособную

на

подлость ради реализации жизненных планов.

Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в

успех.

Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите

экономить силы для достижения цели.

Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток

разочаруется в ваших жизненных силах.

3



В раздел образования