Автор: Плиска Александра Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС–помощи
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: Целеполагание
Раздел: среднее образование
Целеполагание вместе с родителями.
Цель: познакомить родителей с условиями развития целеполагания у
подростков.
Целевая группа: родители 11 классов.
Форма проведения: родительское собрание.
Ход беседы
Целеполагание
– процесс
выбора
одной
или
нескольких
целей
с
установлением
параметров
допустимых
отклонений
для
управления
процессом
осуществления
идеи.
Часто
понимается
как
практическое
осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования
(постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными
средствами,
как
эффективное
управление
временным
ре сурсом,
обусловленным деятельностью человека.
Способность
к
постановке
целей
очень
важна,
так
как
позволяет
человеку
реализовать
в
жизни
его
представление
о
должном.
Она
востребована, когда человек начинает решать, какие нормы и ценности он
должен реализовать в своей жизни.
В
жизни
подростка
возникают
ситуации,
в
которых
сталкиваются
разные видения того, что он должен делать. Конфликт может возникнуть
между
требованиями
семьи
и
нормами,
принятыми
в
группе,
к
которой
подросток себя относит, между тем, какую профессию он хочет выбрать, и
тем,
что
для
него
выбирают
родители,
и
т.д.
Развитие
целеполагания
в
старшем
подростковом
возрасте
необходимо
для
осознанного
и
ответственного вступления человека в разностороннюю жизнь общества, что
предполагает самоопределение к социо-культурным нормам и ценностям, а
также
воплощение
их
в
жизнь
путем
постановки
и
достижения
целей.
Освоение
способа
целеполагания
является
важной
задачей
старшего
подросткового возраста.
Психологи выделяют признаки в поведении подростка, по которым
можно судить об отсутствии у подростка жизненных целей:
играет в компьютерные игры;
совершает долгие прогулки;
разговаривает по телефону в течение нескольких часов;
ленивое времяпровождение у телевизора;
демонстративное нарушение школьной дисциплины;
курение и употребление алкоголя;
1
употребление наркотических средств;
грубость сверстникам и взрослым;
унижение маленьких и слабых;
ложь даже без причин;
доказывание своей правоты только с помощью силы;
разрисовывание стен;
порча школьного имущества;
гуляние на улице в течение долгого времени;
совершение других аморальных и противоправных поступков и т.д.
Нередко подростки ставят перед собой какую-то цель и даже начинают
что-то
делать
для
ее
достижения,
но
столкнувшись
с
трудностями
или
потерей интереса меняют цель или вообще отказываются от поставленной
цели. Причины «волевой слабости» подростка кроются в слабости его цели.
Поставленная цель должна быть действительно важно для подростка.
Он должен понимать для чего и ради чего он старается. Важно научить
подростка ставить промежуточные цели, разбивать намерения на конкретные
этапы. Вознаграждать себя за преодоление каждого этапа.
Значительную роль в достижении целей играет чувство собственного
достоинства и представление о своем уровне достижений. Снижение этого
уровня,
«падение
в
собственных
глазах»
чрезвычайно
болезненно
для
подростка.
Для
достижения
поставленных
целей
важны
и
сложившиеся
ранее
привычки
к
систематическому
труду
и
порядку.
Если
подросток
умеет
преодолеть собственное нежелание что-либо делать в физическом плане, ему
легче будет справиться с подобной задачей в интеллектуальном плане.
Существенное значение для удержания целей имеет сформированность
нравственных качеств: чувства долга и ответственности.
Помогая
школьнику
добиться
определенной
цели
важно
обратить
внимание подростка на то, какие позитивные чувства возникают у него в
связи с победой над собой: над своим нежеланием что-либо делать, над
собственным страхом.
Рекомендации для родителей
2
Ваш
ребёнок
взрослеет,
вместе
с
его
физическим
взрослением
наступает умственное взросление, формируется интеллектуальный потенциал
и социальный интеллект. От того, насколько семья воспринимает подростки
как мыслящую личность, зависит степень его социального взросления.
Беседуйте
со
своим
сыном
или
дочерью,
говорите
с
ними
о
ближайших жизненных планах и будущих целях жизни.
Рассказывайте о своих планах, о своих победах и неудачах в их
реализации.
Поддерживайте здоровое честолюбие своего ребёнка.
Не иронизируйте по поводу несбыточных планов, стимулируйте в
нём
желание
доказать
себе
и
другим
возможность
достичь
поставленной цели.
Формируйте
нравственно
здоровую
личность,
неспособную
на
подлость ради реализации жизненных планов.
Создайте ситуацию успеха, поддерживайте жизненные силы и веру в
успех.
Говорите правду ребёнку, какой бы горькой она ни была, учите
экономить силы для достижения цели.
Будьте сами примером ребёнку, самое печальное, если подросток
разочаруется в ваших жизненных силах.
3