Автор: Оловянная Светлана Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №25
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование УУД в проектной деятельности на уроках английского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Оловянная С.В.,
учитель английского языка
МБОУ Гимназия № 25
г. Архангельск
Воспитывающие
и
развивающие
резервы
иностранного
языка
как
предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях
деятельностного подхода. В этих условиях ученик становится не объектом, а
субъектом учебной
деятельности. Он сам планирует и оценивает свою
работу,
успешно
усваивает
знания
не
отдельного
предмета,
а
идет
к
межпредметному
изучению
сложных
жизненных
ситуаций.
Происходит
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим
школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность
к самостоятельной работе над языком, а следовательно, и способность к
саморазвитию и самосовершенствованию.
Проблема
развития
самостоятельности
младших
школьников
очень
актуальна.
Формирование
универсальных
учебных
действий
включено
в
стандарт начального образования и нашло отражение в УМК «Happy Series»
по программе «Оксфордское качество»
УМК «Happy Series» для начальных
классов предлагает широкий
спектр
увлекательных
проектных
заданий,
которые
накапливаются
в
портфолио
учащегося
в
виде
индивидуальных
и
коллективных
макетов,
постеров, таблиц с результатами опросов, писем, игр. Проекты позволяют
учащимся расширить и углубить изучаемый материал, увидеть связь между
тем, что изучается на уроках английского языка, и содержанием других
школьных
предметов.
Занимаясь
проектной
деятельностью,
необходимо
обратить
внимание
на
взаимодействия
учителя
и
учащихся.
Учитель,
конечно,
играет
важную
роль,
направляя
учащихся.
Учащиеся,
в
свою
очередь,
не
могут
быть
максимально
самостоятельными.
Следовательно,
работая
над
проектом,
следует
найти
золотую
середину,
когда
самостоятельность и ответственность ученика сочетаются с управлением со
стороны учителя.
Как
происходит
формирование
универсальных
учебных
действий,
рассмотрим на примере работы над проектом «Куклы для кукольного театра».
Пальчиковые
куклы
традиционно
используются
при
обучении
детей
младшего
возраста
иностранному
языку.
Они
помогают
разнообразить
и
оживить урок. Разыгрывание диалогов с применением ролевых игр позволяет
детям
(особенно
застенчивым)
вживаться
в
ситуацию
общения
более
непринужденно.
По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий. По
количеству
участников
-групповой.
По
продолжительности
проведения
-
средней
продолжительности.
Степень
активности
учеников
и
учителя
на
разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома
и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит
судьба проекта в целом.
На
следующем
этапе
организуется
деятельность
детей.
Учащиеся
самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют
цели
и задачи своей работы. На этом этапе ребята и учитель выбирали
сказочных героев для будущего театра. Определяли, какими должны быть
кукольные персонажи, их одежда, внешний вид. После того, как работа
спланирована,
наступает
собственная
деятельность
детей,
учащиеся
все
делают сами. Театральных героев учащиеся изготовили на уроке технологии.
На последнем этапе — этапе представления своей работы — учащиеся снова
работают
под
руководством
учителя,
чья
роль
очень
важна,
поскольку
учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они
наработали.
С
помощью
учителя
ребята
придумали
фразы
для
своих
персонажей
и
подготовили
ситуации
для
их
разыгрывания.
На
этапе
демонстрации
своей
работы
учащиеся
разыграли
мини
-спектакли
с
помощью пальчиковых кукол.
Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные
действия представлены в таблице.
Развитие УУД в процессе проектной деятельности
Этапы
проекта
Роль учителя
Роль
ученика
Формируемые УУД
Замысел
Организатор Участник В
сфере
личностных
УУД-у
учащихся
формируется внутренняя позиция , адекватная
мотивация
учебной
деятельности,
включая
учебные и познавательные мотивы.
В
сфере
регулятивных
УУД—
учащиеся
овладевают
всеми
типами
учебных
действий,
направленных
на
организацию
своей
работы,
включая
способность
принимать
и
сохранять
учебную
цель
и
задачу,
планировать
ее
реализацию, контролировать и оценивать свои
действия.
В
сфере
познавательных
УУД—
учащиеся
учатся
искать
информацию,
овладевают
действием моделирования.
В
сфере
коммуникативных
УУД
— учащиеся
приобретают
умения
организовывать
и
осуществлять
инициативное
сотрудничество
в
поиске и сборе информации, оценивать и точно
выражать свои мысли.
Деятельност-
ный этап
Консультант
Творец
В
сфере
личностных
УУД-
формирование
мотивации
учебной
деятельности,
личной
ответственности,
развитие
познавательных
интересов, чувства взаимопомощи.
В сфере регулятивных
УУД - формирование
в с е х
т и п о в
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и ,
направленных
на
организацию
своей
работы,
умение планировать деятельность и действовать
по
плану,
умение
взаимодействовать
со
сверстниками в учебной деятельности.
В сфере познавательных УУД — умение
сравнивать данные, находить отличия.
В сфере коммуникативных УУД — учиться
договариваться, находить общее решение, уметь
аргументировать свое предложение, убеждать и
уступать, понимать позицию других людей.
Представле-
ние работы
Координатор
Актер
В
сфере
личностных
УУД-самоопределение,
действия нравственно-этического характера.
В сфере регулятивных УУД— учащиеся учатся
определению последовательности высказываний
с учетом конечного результата.
В
сфере
познавательных
УУД—
учащиеся
учатся строить сообщения в устной форме .
В сфере коммуникативных УУД — учащиеся
учатся адекватно использовать речевые средства
для решения коммуникативных задач.
Проекты,
включенные
в
УМК
«Happy
Series»
по
программе
«Оксфордское
качество»
представляют
собой
органичный
вариант
интеграции проектной методики в учебный процесс, позволяют использовать
материал учебника для развития универсальных учебных действий.