Автор: Штефан Илкиет Алимовна
Должность: воспитатель старшей группы
Учебное заведение: ГБДОУ №79 Невского р–на
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "ТРИЗ в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
ТРИЗ в дошкольном образовании.
Современное общество предъявляет все новые требования к системе
образования. А первой ступенью в системе образования является дошкольное
образование. Согласно ФГОС, первостепенной задачей воспитания нового
поколения является – воспитание детей с высоким творческим потенциалом,
нестандартным видением мира.
В
современных
условиях
количество
изменений,
происходящих
в
короткий период времени требуют от человека умения быстро и адекватно на
них реагировать. Поэтому человек должен постоянно активизировать свой
творческий потенциал. Современные педагоги должны находить
новые,
неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им
возможность понимать новые задачи и быстро их решать. Начинать обучение
по
новым технологиям следует с дошкольного возраста, поскольку как
сформируется мышление ребенка, такова будет и его жизнь. Именно поэтому
важно
не
упустить
этот
период
для
раскрытия
творческого
потенциала
каждого
ребенка.
Умственные
возможности
ребенка
не
ограничены
традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет
им быть изобретательными.
Одной из ведущих технологий для развития творческого мышления
является – ТРИЗ, теория решения изобретательских задач. Отличительной
особенностью
данной
технологии
является
то,
что
ребенок
усваивает
обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности,
находит оригинальные идеи для решения задач.
Целью
использования
ТРИЗ
технологий
в
детском
саду
является
развитие таких качеств мышления как: гибкость, системность, поисковая
активность,
стремление
к
новизне.
При
использовании
ТРИЗ
у
детей
формируется
системное
мышление,
развивается
воображение,
фантазия.
ТРИЗ
учит
широко
мыслить,
находить
сове
решение
проблемы,
анализировать
и
высказывать
свое
мнение,
а
не
повторять
сказанное
взрослыми. В арсенале технологий ТРИЗ много методов, зарекомендовавших
себя
очень
эффективными
в
работе
с
детьми
дошкольного
возраста.
В
детском саду работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно,
для этого можно выделить 4 этапа:
1.
Учим ребенка находить и различать противоречия, которые
окружают его везде.
2.
Учим детей изобретать и фантазировать.
3.
Учим
придумывать
разные
сказки
и
находить
решения
сказочных задач, используя метод ТРИЗ.
4.
Учим
находить
выход
из
любой
ситуации,
применяя
полученные знания.
В работе с детьми использую следующие методы ТРИЗ:
a)
Мозговой штурм – оперативный метод решения проблемы,
при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно
большее количество вариантов решения задач, даже фантастических.
Затем
из
общего
числа
высказанных
вариантов
отбирают
наиболее
удачные, которые могут быть использованы на практике.
b)
Методов фокальных объектов – метод перенесения свойств
одного
объекта
или
нескольких
на
другой.
Этот
метод
не
только
развивает
воображение, фантазию и речь, но и позволяет управлять
своим мышлением.
c)
Метод каталога. Этот метод позволяет в большей степени
решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
d)
Метод морфологического разбора. Это очень эффективный
метод
для
развития
творческого
воображения,
преодоления
стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных свойств
определенного объекта при создании нового образа этого объекта.
e)
Метод
«системный
анализ».
Этот
метод
позволяет
определить
роль
и
место
объектов
и
их
взаимодействие,
помогает
рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой
определенным образом элементов.
f)
Метод
обоснования
новых
идей
«золотая
рыбка».
Суть
метода
-
разделить
ситуацию
на
составляющие
«
реальную
и
фантастическую».
g)
Метод
ММЧ
(моделирование
маленькими
человечками).
Это метод моделирования процессов между веществами в природном и
рукотворном мире (твердое, жидкое, газообразное).
h)
Типовые приемы фантазирования (ТПФ). Чтобы развить у
ребенка фантазию вводят в помощь 6 волшебников. Цель волшебников
–
изменить
свойство
объектов.
Приемы
волшебников:
увеличение-
уменьшение, оживление-окаменение, деление-объединение.
Свою
работу
по
применению
технологий
ТРИЗ
в
образовательной
деятельности
дошкольников
начала
с
прохождения
курсов
повышения
квалификации (ТРИЗ в дошкольном образовании). Мне очень понравился
метод ММЧ, который я использовала в образовательной деятельности по
ознакомлению с окружающим в старшей группе. С помощью метода ММЧ
мы рассмотрели условия перехода вещества (воды) из одного состояния в
другое. Вместе с детьми проводили опыты, рассуждали, делали выводы. То,
что это молекулы внимание не заостряется, а подаются знания детям в виде
сказки «маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости
от
состояния
вещества
маленькие
человечки
ведут
себя
по-разному
(в
твердых-крепко
держатся
за
руки;
в
жидких-просто
стоят
рядом;
в
газообразном-находятся в постоянном движении). В работе с детьми также
применяла
метод
«мозговой
штурм».
В
непринужденной
беседе
дети
предлагали разные варианты решения предложенной задачи, также детям
понравилось составление сказок по схеме ТРИЗ «путешествие по сказочной
стране». Применяю ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных
моментах.
В
результате
проводимой
работы
с
применением
элементов
ТРИЗ
сделала
вывод,
что
ТРИЗ
является
эффективным
средством
развития
активного,
творческого,
нестандартного
мышления
и
я
не
перестаю
удивляться
их
сообразительности
и
активности
в
поисках
ответов
на
различные вопросы.