Напоминание

"Основы экологической культуры детей младшего дошкольного возраста."


Автор: Шульженко Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №2 " Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Основы экологической культуры детей младшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Основы экологической культуры детей младшего дошкольного

возраста.

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые

попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом

будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны

эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей

ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.

Начинать работу

по

формированию

экологической

культуры

следует

с

дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей

действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально

использовать данный

период

времени,

воспитывая

у

детей

осознанно

правильное

отношение к природе.

В младшем дошкольном возрасте формируется умение устанавливать простейшие

взаимосвязи

и

закономерности

в

окружающем

мире,

дети

легко

включаются

в

совместную с взрослым практическую деятельность, а также самостоятельно применяют

полученные знания в доступной практической деятельности.

Ребенок

рождается

исследователем.

Неутолимая

жажда

новых

впечатлений,

любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно

искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты

детского поведения. При формировании основ естественно - научных и экологических

понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания,

почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более

прочными

Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические

проблемы. Поэтому приоритетным направлением своей деятельности я выбрала

экологическое воспитание детей. В данном направлении я начала работать с детьми уже со

второй младшей группы. Наблюдая за детьми, стала замечать, что дети мало знают о

растениях и животных, об их потребностях, особенностях развития.

Самое простое, с чего мы начали - это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и

изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие

игры, походы и прогулки любование растениями. Все это развивает навык

доброжелательного общения к природе.

В группе был оформлен уголок природы таким образом, чтобы детям было удобно

ухаживать и наблюдать за растениями. Очень эффективны игры с различными

природными материалами (овощи, фрукты, камни, сухие ягоды и т.п.), которые

максимально приближают детей к природе и всегда вызывают у ребенка живой интерес и

активное желание с ними играть. Например, «Детки с ветки», «Вершки и корешки»,

«Чудесный мешочек» и т.п.. Особый интерес вызывают подвижные игры

природоведческого характера: «Кот и мышь», «Солнышко и дождик». В разных

источниках я нашла экологические сказки, которые помогают детям уточнить и упрочить

полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и

речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность,

сострадание, желание оказать помощь.

Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, мы с детьми

«превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков. Понять муравья,

бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на

мир их глазами.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Ежедневно,

во время прогулок, мы с детьми наблюдаем за погодой, изменениями в природе,

прилетающими на участок птицами, за насекомыми, любуемся красотой окружающей

природы. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. Весной мы сажаем огород

на окне, где дети самостоятельно поливают ростки.

Осенью проводим конкурсы на тему: «Чудеса с грядки», «Лучшая поделка из природного

материала», где дети приносят самую кривую картошку, самый длинный огурец , самый

большой подсолнух .Изготавливают поделки из различных овощей и фруктов. Они

стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление

поделок.

В зимний период изготавливали кормушки для зимующих птиц ,и ежедневно насыпали

корм . По мере взросления детей возникла необходимость в проведении экспериментов и

опытов с живой и неживой природой. А одним их эффективных путей воспитания

экологической культуры является организация детского экспериментирования, проведение

опытов.

Дети – прирожденные исследователи. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а

наоборот активно поощрять. Работа ведётся по двум направлениям:

- живая природа (растительный мир, влияние факторов на его работу и развитие);

- неживая природа.

Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом порядке, был

разработан комплексно —тематический план по экспериментальной деятельности.

Учитывая приоритетное направление метода экспериментирования в экологическом

воспитании, включила в план наблюдения, эксперименты, опыты, а так же

самостоятельную деятельность детей в уголке экспериментирования.

В нашей группе имеется:

центр экологии, который оснащён в соответствии с возрастными особенностями детей:

оборудованием для трудовой деятельности (посадка и уход за растениями);

иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром.

календарем природы;

лаборатория, которая оснащёна в соответствии с возрастными особенностями детей:

природным материалом для творческой, познавательной и опытно-экспериментальной

деятельности (шишки, желуди, каштаны, морские камни, ракушки, семена растений и

многое другое);

календарями наблюдений;

иллюстративным справочным материалом;

приобрели: лупы, магниты, пробирки, мерные стаканчики, весы, песочные часы,

дидактические игры познавательного характера;

изготовили: фартуки для проведения опытов, картотеку детских опытов,

Пополнили библиотеку группы методическими пособиями:

Очень понравились детям занятия «Невидимка воздух», «Волшебница земля» и

«Волшебница вода». Эти занятия полностью состояли из элементарных опытов. На них

дети выявляли свойства воды, воздуха, земли и других веществ.

Я помогла детям выяснить, почему эти вещества называют волшебниками.

Например, на занятии «Волшебница вода» дети сами с помощью опытов, выяснили, что

вода не имеет вкуса и запаха, прозрачна, растворяет некоторые вещества, может

находиться как в жидком, так и в твердом состоянии и умеет летать.. С помощью опытов

мы с детьми выясняем водопроницаемость земли, песка, глины.

В конце каждого занятия с использованием элементарных опытов, проводимых в игровой

форме дети обсуждали результаты опытов, самостоятельно делали выводы.

Поскольку экология – это наука, то и дети превращались «ученых», изучающих

различные природные объекты, взаимосвязи в природе. Чтобы у ребёнка поддерживался

познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание

вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних

условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Детям дошкольного возраста

доступны, интересны и необходимы знания экологического характера.

Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию

дошкольников дало следующие результаты:

У ребят повысился познавательный интерес к природе, потребность общения с ней.

В ходе наблюдений при близком общении с природой, у ребят стали более развиты

эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы,

бережное отношение к ней Ведущим личностным достижением воспитанников становится

подлинно гуманное отношение к величайшей ценности — Природе.

Систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников в интересной,

занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть её тайны и

законы, вызвать познавательный интерес, воспитывает в детях доброту, ответственное

отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом . Использование

элементарных опытов стимулирует интерес детей к природе, становится источником

радостных переживаний, ярких впечатлений, новых знаний о природе. Опыты помогают

уяснить, что в природе все со всем взаимосвязано, все что-нибудь да стоит. Опыты

помогаю понять, что по отношению к природе дети занимают позицию более сильной

стороны и должны ей покровительствовать. Также они помогают понять на первый взгляд

сложные явления природы.

Элементарные опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к

природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыты

раскрывается причина наблюдаемого объекта, явления, дети подводятся к суждениям,

умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.

Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей.

С их помощью дети начинают понимать, как ранима природа и какой вред человек может

нанести ей, если не будет относиться бережно и рационально ко всему окружающему.

В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный

источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать

природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.



В раздел образования