Автор: Шульженко Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №2 " Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Основы экологической культуры детей младшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Тема: Основы экологической культуры детей младшего дошкольного
возраста.
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые
попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом
будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны
эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей
ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс.
Начинать работу
по
формированию
экологической
культуры
следует
с
дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей
действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально
использовать данный
период
времени,
воспитывая
у
детей
осознанно
правильное
отношение к природе.
В младшем дошкольном возрасте формируется умение устанавливать простейшие
взаимосвязи
и
закономерности
в
окружающем
мире,
дети
легко
включаются
в
совместную с взрослым практическую деятельность, а также самостоятельно применяют
полученные знания в доступной практической деятельности.
Ребенок
рождается
исследователем.
Неутолимая
жажда
новых
впечатлений,
любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно
искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты
детского поведения. При формировании основ естественно - научных и экологических
понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания,
почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более
прочными
Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические
проблемы. Поэтому приоритетным направлением своей деятельности я выбрала
экологическое воспитание детей. В данном направлении я начала работать с детьми уже со
второй младшей группы. Наблюдая за детьми, стала замечать, что дети мало знают о
растениях и животных, об их потребностях, особенностях развития.
Самое простое, с чего мы начали - это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и
изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие
игры, походы и прогулки любование растениями. Все это развивает навык
доброжелательного общения к природе.
В группе был оформлен уголок природы таким образом, чтобы детям было удобно
ухаживать и наблюдать за растениями. Очень эффективны игры с различными
природными материалами (овощи, фрукты, камни, сухие ягоды и т.п.), которые
максимально приближают детей к природе и всегда вызывают у ребенка живой интерес и
активное желание с ними играть. Например, «Детки с ветки», «Вершки и корешки»,
«Чудесный мешочек» и т.п.. Особый интерес вызывают подвижные игры
природоведческого характера: «Кот и мышь», «Солнышко и дождик». В разных
источниках я нашла экологические сказки, которые помогают детям уточнить и упрочить
полученные представления об объектах природы, активизировать познавательную и
речевую деятельность, стимулировать разнообразные переживания: доброжелательность,
сострадание, желание оказать помощь.
Чтобы сформировать у детей чувство сопричастности ко всему живому, мы с детьми
«превращаемся» в жучков, бабочек, божьих коровок, котят и зайчиков. Понять муравья,
бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на
мир их глазами.
Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Ежедневно,
во время прогулок, мы с детьми наблюдаем за погодой, изменениями в природе,
прилетающими на участок птицами, за насекомыми, любуемся красотой окружающей
природы. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. Весной мы сажаем огород
на окне, где дети самостоятельно поливают ростки.
Осенью проводим конкурсы на тему: «Чудеса с грядки», «Лучшая поделка из природного
материала», где дети приносят самую кривую картошку, самый длинный огурец , самый
большой подсолнух .Изготавливают поделки из различных овощей и фруктов. Они
стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление
поделок.
В зимний период изготавливали кормушки для зимующих птиц ,и ежедневно насыпали
корм . По мере взросления детей возникла необходимость в проведении экспериментов и
опытов с живой и неживой природой. А одним их эффективных путей воспитания
экологической культуры является организация детского экспериментирования, проведение
опытов.
Дети – прирожденные исследователи. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а
наоборот активно поощрять. Работа ведётся по двум направлениям:
- живая природа (растительный мир, влияние факторов на его работу и развитие);
- неживая природа.
Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом порядке, был
разработан комплексно —тематический план по экспериментальной деятельности.
Учитывая приоритетное направление метода экспериментирования в экологическом
воспитании, включила в план наблюдения, эксперименты, опыты, а так же
самостоятельную деятельность детей в уголке экспериментирования.
В нашей группе имеется:
центр экологии, который оснащён в соответствии с возрастными особенностями детей:
оборудованием для трудовой деятельности (посадка и уход за растениями);
иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром.
календарем природы;
лаборатория, которая оснащёна в соответствии с возрастными особенностями детей:
природным материалом для творческой, познавательной и опытно-экспериментальной
деятельности (шишки, желуди, каштаны, морские камни, ракушки, семена растений и
многое другое);
календарями наблюдений;
иллюстративным справочным материалом;
приобрели: лупы, магниты, пробирки, мерные стаканчики, весы, песочные часы,
дидактические игры познавательного характера;
изготовили: фартуки для проведения опытов, картотеку детских опытов,
Пополнили библиотеку группы методическими пособиями:
Очень понравились детям занятия «Невидимка воздух», «Волшебница земля» и
«Волшебница вода». Эти занятия полностью состояли из элементарных опытов. На них
дети выявляли свойства воды, воздуха, земли и других веществ.
Я помогла детям выяснить, почему эти вещества называют волшебниками.
Например, на занятии «Волшебница вода» дети сами с помощью опытов, выяснили, что
вода не имеет вкуса и запаха, прозрачна, растворяет некоторые вещества, может
находиться как в жидком, так и в твердом состоянии и умеет летать.. С помощью опытов
мы с детьми выясняем водопроницаемость земли, песка, глины.
В конце каждого занятия с использованием элементарных опытов, проводимых в игровой
форме дети обсуждали результаты опытов, самостоятельно делали выводы.
Поскольку экология – это наука, то и дети превращались «ученых», изучающих
различные природные объекты, взаимосвязи в природе. Чтобы у ребёнка поддерживался
познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание
вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних
условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Детям дошкольного возраста
доступны, интересны и необходимы знания экологического характера.
Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию
дошкольников дало следующие результаты:
У ребят повысился познавательный интерес к природе, потребность общения с ней.
В ходе наблюдений при близком общении с природой, у ребят стали более развиты
эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы,
бережное отношение к ней Ведущим личностным достижением воспитанников становится
подлинно гуманное отношение к величайшей ценности — Природе.
Систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников в интересной,
занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть её тайны и
законы, вызвать познавательный интерес, воспитывает в детях доброту, ответственное
отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом . Использование
элементарных опытов стимулирует интерес детей к природе, становится источником
радостных переживаний, ярких впечатлений, новых знаний о природе. Опыты помогают
уяснить, что в природе все со всем взаимосвязано, все что-нибудь да стоит. Опыты
помогаю понять, что по отношению к природе дети занимают позицию более сильной
стороны и должны ей покровительствовать. Также они помогают понять на первый взгляд
сложные явления природы.
Элементарные опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к
природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыты
раскрывается причина наблюдаемого объекта, явления, дети подводятся к суждениям,
умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.
Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей.
С их помощью дети начинают понимать, как ранима природа и какой вред человек может
нанести ей, если не будет относиться бережно и рационально ко всему окружающему.
В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный
источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать
природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.