Напоминание

"Музыкальное образование на современном этапе развития: тенденции и перспективы развития"


Автор: Трофимова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкальное образование на современном этапе развития: тенденции и перспективы развития"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Музыкальное образование на современном этапе: тенденции и

перспективы развития

Трофимова Ирина Анатольевна, к.п.н., Казань, ГАПОУ «Казанский

музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего

образования

указывает

на

предметные

результаты

изучения

«Музыки»,

которые

должны

отражать

развитие

творческих

способностей

учащихся в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с

театром, кино, литературой, живописью [1, с. 21]. В Примерных программах

по «Музыке» для начальной и основной школы обозначена необходимость

организации разнообразной творческой практики учащихся в основных видах

учебной

деятельности

слушании

музыки,

пении,

инструментальном

музицировании,

музыкально-пластическом

движении,

драматизации

музыкальных произведений [2,3].

Музыкальное образование наряду с обучением учащихся собственно

музыкальным видам деятельности можно рассматривать в двух вариантах: в

широком контексте -

применительно к

музыкальному образованию как

системному явлению; и в узком значении – применительно к частности -

уроку музыки. Исходя из современного толкования термина «музыкальное

образование»

(Э.Б.

Абдуллин,

Е.В.

Николаева)

как

интегративного,

объединяющего

музыкальное

воспитание,

обучение,

развитие,

его

нацеленности на приобщение учащихся к музыкальной культуре, а не только

музыкальному искусству.

Современное музыкальное образование школьников осуществляется в

триаде форм – уроке музыки как основной форме общего музыкального

образования, внеклассной и внешкольной музыкальной работе с учащимися и

музыкальном

самообразовании

учащихся.

Объединение

воспитательных,

образовательных

и

развивающих

результатов

обозначенных

форм

музыкального образования не означает их простое суммирование, а является

неким

интегративным

высшим

результатом,

оказывающим

существенное

влияние на становление музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой

части всей его духовной культуры.

Учителя

испытывают

ряд

трудностей

в

реализации

музыкального

образования.

Прежде

всего,

это

проявляется

в

выборе

содержания

музыкального образования. В последние годы для решения данной проблемы

в

помощь

учителям

музыки

Министерством

образования

и

науки

РФ

рекомендованы образовательные программы и соответствующие им учебно-

методические

материалы

нескольких

авторских

коллективов.

Наиболее

известными для практиков являются Учебно-методический комплект (далее

УМК) для начальной и основной школы, разработанный под руководством

Д.Б. Кабалевского, УМК для начальной и основной школы, разработанный

под руководством Г.П. Сергеевой, УМК для начальной и основной школы,

разработанный под руководством В.В. Алеева, УМК для начальной школы,

разработанный под руководством Л.В. Школяр.

В

каждом

учебно-методическом

комплекте

предлагается

не

только

собственно музыкальное содержание, а также алгоритм его реализации. Так,

в УМК Г.П. Сергеевой предлагаемые учебные разделы «Музыка вокруг нас»,

«Музыка и ты» (1 класс), «Россия – Родина моя», «День, полный событий»,

«О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не

погасло» и др. (2-4 классы) даже по названиям ориентируют учителя на

общехудожественное развитие учащихся. С 1 класса рекомендуется изучение

понятий не только в собственно музыкальном, но и в полихудожественном

контексте,

например

понятие

«хор»

(собственно

музыкальное

понятие)

рассматривается

в

сочетании

с

понятием

«хоровод»

(понятие

имеет

отношение и к хореографии), «песня» - в сочетании с поэтическим текстом

(стихотворение – литературное понятие); при рассмотрении иллюстраций

предлагается

определить,

какая

музыка

в

них

«звучит»

(связь

с

изобразительным

искусством),

разучиваемые

песни

предлагается

инсценировать

(соотнесенность

с

театром).

Аналогичным

образом

составлены

УМК,

разработанные

под

руководством

В.В.

Алеева

и

Л.В.

Школяр.

Однако,

несмотря

на

имеющиеся

разнообразные

педагогические

материалы,

наименее

разработанной

остается

проблема

методики

преподавания взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Причина

тому – сложности в установлении механизмов соотнесенности двух искусств.

В

свое

время

Д.Б.

Кабалевский

задал

алгоритм

решения

проблемы.

Он

советовал следующее: на уроках музыки не должно быть изолированных

вопросов

музыкознания,

«не

надо

бояться

прибегать

к

разного

рода

сравнениям,

сопоставлениям

с

выходом

за

пределы

музыки.

К

примеру,

музыкальные

тембры

можно

уподобить

различным

краскам

в

палитре

художника;

мажор

можно

сопоставить

с

тонами

более

светлыми,

более

яркими, минор – с тонами менее яркими, затемненными» [4, с.9].

На начальных ступенях реализации программы

учитель приучает

детей к простейшим музыкальным понятиям, в числе которых выразительные

и

изобразительные

особенности

и

возможности

звуков

и

их

сочетаний,

различная

окраска

звуков

(тембр).

В

домашние

задания

может

входить

рисование иллюстраций к той или иной музыке программного характера.

В

основной

школе

рассмотрение

вопроса

взаимосвязи

музыки

и

изобразительного искусства предлагается осуществлять более систематично,

обстоятельно

и

углубленно

в

виде

специальных

тем:

«Музыка

и

изобразительное искусство» и «Можем ли мы увидеть музыку». Цель уроков

заключается в развитии у учащихся внутреннего зрения (способности внутри

себя увидеть то, чего глазами в данный момент не видно)

[4, с. 85] как

основы

творческого

воображения.

При

прохождении

темы

«Музыка

и

изобразительное

искусство»

выдвигается

условие

отказаться

от

встречающейся

в

практике

привычки

приписывать

музыке

различные

картины (сюжеты), так как они субъективны и в большинстве

случаев

неадекватны музыкальному содержанию. Вопросы типа «Ребята, что вы себе

представили,

слушая

музыкальное

произведение?»

педагогически

и

художественно некорректны.

В теме «Можем ли мы увидеть музыку» материалом для занятий может

стать

лишь

та

музыка,

которая

объективно

содержит

в

себе

достаточно

конкретные

зрительные

образы

(песни

с

текстами,

произведения

с

конкретными

названиями),

т.е.

программная

музыка,

направляющая

восприятие

по

точному

пути.

На

следующем

этапе

Д.Б.

Кабалевский

выстраивает логику изучения произведений непрограммной музыки, называя

это более сложным делом, когда музыка вызывает в сознании ассоциации с

жизненными картинами, произведениями художников по принципу сходства

выразительных средств. Например, лирические музыкальные произведения

ассоциируются с пейзажами природы, картинами художников-пейзажистов. А

там, где нет конкретных программ, не следует приписывать

зрительную

программность

с

искусственным

фантазированием.

И

наоборот,

изобразительные

произведения

«со

звучащими

названиями»

при

внимательном всматривании и вслушивании в них при помощи внутреннего

слуха

позволяют

услышать

в

них

музыку

(например,

характерные

изображения музыкантов, рисование художником не только того, что глазом

подмечено, но и того, что услышано - музыкальность пейзажей).

В

более

поздних

программах

по

музыке

идея

Д.Б.

Кабалевского

устанавливать

тонкие

взаимосвязи

музыкального

и

изобразительного

искусств (музык и искусств) нашла свое дальнейшее продолжение в плане

выбора музыкального и художественного репертуара, выполнения творческих

заданий.

В программе «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С.

Шмагиной (начальная школа), Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская (основная школа)

преподавание

музыки

отличается

постоянными

выходами

за

рамки

музыкального

искусства,

предполагает

системное

включение

в

контекст

музыкальных занятий сведений из изобразительного искусства. В программе

присутствуют

интересные

темы

и

подтемы:

«Звучащие

картины»,

«Музыкальные портреты», «Музыкальная живопись и живописная музыка».

Есть даже упоминание о «цветомузыке». Зрительный ряд уроков музыки

чрезвычайно

разнообразен

и

выполняет

функцию

эмоционально-

эстетического

фона,

усиливающего

понимание

детьми

содержания

музыкального

произведения.

Примечательно,

что

в

рекомендациях

к

программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской даются некоторые подсказки как

рисовать музыку: мелодия - рисунок, лад – цвет [2, с.15]. Рисунки на темы

музыкальных произведений относятся к художественным импровизациям.

Названный прием рисования музыки авторы рассматривают в качестве

метода художественного контекста, который, в свою очередь, соседствует на

уроках

музыки

с

другими

не

менее

важными

методами

методом

интонационно-стилевого

постижения

музыки,

методом

концентричности

постижения

музыкального

материала,

методом

создания

композиций.

Следует

заметить,

что,

несмотря

на

множественные

з а д а н и я ,

предполагающие рисование музыки, авторы, тем не менее, не раскрывают

методику рисования музыки. Хотя именно здесь таится главная трудность для

детей

и

преподавателей.

В

итоге

на

практике

большинство

заданий

с

рисованием

музыки

выполняется

формально,

поверхностно

и

зачастую

неверно.

На наш взгляд, ценный опыт в этом направлении накоплен в Казани

Б.М.

Галеевым,

И.Л.

Ванечкиной

и

автором

статьи,

которые

вплотную

занимались созданием методики рисования музыки. В рамках комплексной

программы

исследований

НИИ

экспериментальной

эстетики

«Прометей»

Академии

наук

Татарстана

учеными

были

проведены

эксперименты

с

рисованием

музыки.

Практическая

работа

велась

в

казанских

общеобразовательных,

музыкальных,

художественных

школах,

в

художественном,

музыкальном

училищах,

на

музыкальном

факультете

педагогического института г. Казани.

Программа эксперимента включала в себя два педагогических этапа: на

первом этапе изучалась способность к слухозрительному ассоциированию,

осуществлялось

ее

развитие;

на

втором

этапе

выполнялись

творческие

задания

с

рисованием

музыки.

Процесс

рисования

музыки

предполагал

цветовую и графическую визуализацию музыкальных средств того или иного

музыкального произведения.

На наших экспериментальных занятиях под пристальным вниманием в

процессе рисования музыки находились такие выразительные музыкальные

средства,

как

мелодия,

ритм,

лад,

фактура,

тембры,

динамика,

форма

музыкального произведения. При выполнении заданий обучаемые опирались

на навыки, приобретаемые на уроках изобразительного искусства, прежде

всего

на

навыки

передачи

настроения

с

помощью

цвета,

тона,

навыки

составления композиции, выбора формы рисунка, техники рисования и т.д.

Музыкальное произведение, рекомендуемое к зарисовыванию, неоднократно

прослушивалось,

анализировалось

с

точки

зрения

составляющих

выразительных

музыкальных

средств,

а

затем

запечатлевалось

в

цвете,

линиях,

формах.

Конкретика

анализа

музыкальных

произведений

определялась программной учебной темой.

По итогам опытной работы в архивах «Прометея» сохранились сотни

рисунков,

выполненных

на

музыку

зарубежных

и

отечественных

композиторов,

классических

и

современных

произведений.

Результаты

эксперимента

осмысливались

на

искусствоведческом,

психологическом

и

педагогическом уровнях, докладывались на международных конференциях

«Свет и музыка», проводимых в Казани, публиковались в отечественной и

зарубежной

прессе

(Б.М.

Галеев,

И.Л.

Ванечкина,

И.А.

Трофимова).

В

Выставочном зале художников РТ и Доме композиторов РТ устраивались

выставки

«Дети

рисуют

музыку».

Наиболее

подробно

научная

и

экспериментальная части исследования описаны в монографии «Дети рисуют

музыку» И.Л. Ванечкиной и И.А. Трофимовой [6].

Поиск оптимальных

методик реализации музыкального образования продолжается.

Список литературы

1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного общего образования / М-во образования и науки Рос.

Федерации.- М.: Просвещение, 2011.- 48 с.- (Стандарты второго

поколения).

2.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В

2

ч.

Ч.2.-

4-е

изд.,

перераб.-

М.:

Просвещение,

2011.-

231

с.-

(Стандарты второго поколения).

3.

Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное

искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы:

Проект.-

М.:

Просвещение,

2010.-

176

с.-

(Стандарты

второго

поколения).

4.

Программы общеобразовательных учреждений. Музыка, 1-8 классы.

Под

руководством

Д.Б.

Кабалевского.-

3-е

издание.-

М.:

Просвещение, 2006.- 225 с.

5.

Музыка. Программы общеобразовательных учреждений, 1-7 классы.

Искусство.

Программы

общеобразовательных

учреждений,

8-9

классы.- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 144 с.

6.

Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку.- Казань,

«ФЭН» (совместно с журналом «Казань»), 2000.- 120 с., 62 илл.



В раздел образования