Автор: Каткова Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МДОУ детский сад №6 комбинированного вида "Ласточка"
Населённый пункт: г.о. Подольск Московская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Широкая масленица"
Раздел: дошкольное образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 6 «Ласточка»
Педагогический проект
в подготовительной группе
на тему: «Широкая масленица».
Подготовила:
воспитатель I квалификационной категории
МДОУ детского сада комбинированного вида
№ 6 «Ласточкка» Каткова Е.А.
Подольск
2018 г.
«Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам
пришла и весну принесла!
I Информационная карта проекта
Проект: «Широкая масленица».
Автор проекта: воспитатель подготовительной группы МДОУ детского
сада №6 комбинированного вида: Каткова Елена Анатольевна
Продолжительность проекта: краткосрочный – с 12.02.18. по 16.02.18 г.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Возраст детей: 6 - 7 лет
Актуальность проект: Россия богата своими традициями, обычаями,
народными праздниками. Один из таких праздников является большое
народное гулянье в конце зимы «МАСЛЕНИЦА». На нем всегда
находятся желающие помериться силой, показать свою удаль, отведать
вкусных и румяных блинов. МАСЛЕНИЦА один из самых радостных и
светлых праздников на Руси.
В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда
праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями.
Наши дети этого не видят на примере своих родителей. Наша задача
познакомить, рассказать, показать, что такое праздник «Масленица», как его
отмечали раньше. В результате реализации этого проекта дети приобретут
новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи. Этот проект поможет и
родителям вспомнить, как они с родителями отмечали «Масленицу»
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
В процессе реализации проекта:
дети узнают, что в конце зимы отмечают русский народный
праздник Масленица;
у детей сформируются представления о данном празднике;
повысится познавательный интерес детей и родителей к русской культуре, ее
обычаям, обрядам;
дети и взрослые получат эмоциональное удовлетворение от совместной
деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Масленица;
обогатиться развивающая среда в группе;
в традицию детского сада войдёт организация народных праздников.
Цель проекта: формирование интереса к русским народным традициям на
примере ознакомления с праздником Масленица.
Задачи проекта:
Для детей:
- познакомить детей с русским народным праздником Масленицей, его
историей и обычаями.
- разучить с детьми заклички, потешки, пословицы, песни к празднику,
познакомить с правилами проведения русских народных игр.
- развивать творческие способности детей.
- способствовать сплочению детей и взрослых в процессе подготовки и
проведения праздника Масленица.
- развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие,
всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим
людям.
- воспитывать чувство патриотизма, основанное на русских традициях.
- познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с
различными жанрами устного народного творчества;
- развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с
предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
- формировать любовь к Родине, ее традициям.
Для родителей:
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в
ней;
- выполнять совместные задания по проекту во время нахождения ребенка
дома;
- познакомить родителей со структурой проекта, с его задачами для детей и
педагогическими задачами для родителей.
- ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской
культуре в семье.
Для педагогов:
- развитие трудового потенциала у ребенка
- дать детям представление о празднике Масленица.
- развивать любопытство, любознательность.
- расширять знания детей о Масленице.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: проводы Масленицы
(чаепитие с блинами в группе).
Название итогового мероприятия проекта: «Ах, блины, блины, блины….».
Продукты проекта:
Для педагогов:
- донести до участников проекта важность данной темы.
- создать развивающую среду; подобрать материалы, игрушки, атрибуты для
игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры,
иллюстрированный материал, художественную литературу.
- подобрать материал для продуктивной деятельности.
Для детей:
Социально-коммуникативное развитие
- Ситуативный разговор: «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»
- Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»
- ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх
- Разучивание песни с движениями «Ой, блины мои блины» (на ООД по
муз.)
- Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон,
колокольчики (на ООД по муз.)
Просмотр в д.с. спектакля «Масленица»
- Разучивание хороводных и подвижных игр.
Художественно-эстетическое развитие
- Конструирование «Кукла-веснянка»
- Рисование: «Масленица глазами детей»
- Пластилинография «Масленичное солнышко»
Познавательное развитие
- ФЭМП «Посчитай сколько?» «Знакомство с цифрой 16 и числом 16.»
- Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.
Речевое развитие
- Предварительные беседы по темам
- Рассматривание картины «Тройка». Рассказ по картине
- Заучивание стихотворения «Масленица»
Физическое развитие
- Подвижные игры, Физкультминутки
- Катание на санках с горы.
- Разучивание хороводных и подвижных игр.
Для родителей:
- изготовление куклы «Масленицы»
- консультация «История возникновения праздника Масленицы»,
- консультация «Расскажите детям о празднике «Широкая Масленица».
- выпечка блинов к чаепитию в детском саду.
- помощь в оформлении группы к масленичной неделе.
- помощь в подборе информации, литературе, наглядного материала по теме
проекта.
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети:
Дети познакомились с русским народным праздником Масленицей, его
историей и обычаями, разучили заклички, потешки, пословицы, песни
к празднику, познакомились с правилами проведения русских
народных игр.
Дети стали более добрыми, великодушными, миролюбивыми,
внимательными, чуткими друг к другу и окружающим людям.
Дети и родители получили эмоциональное удовлетворение от
праздника «Широкая Масленица».
У детей и родителей повысился интерес и стремление изучать
народные традиции.
Родители:
Проявят интерес к совместной деятельности с ребенком.
Станут активными участниками реализации проекта.
Повысится мотивация к сотрудничеству.
В процессе подготовки и проведения праздника Масленица родители
стали активными партнерами в образовательном процессе.
Педагоги:
•
Повысят
профессиональную
компетентность
в
вопросах
проектирования
педагогического
процесса
на
основе
интеграции
образовательных областей в рамках реализации ФГОС по теме проекта.
•
Овладеют
методами
и
приёмами
создания
модели
комплексно-
тематического планирования на основе интегративного подхода по теме
проекта.
•
Обеспечат
условия
для
усовершенствования
методической
базы
по
данной теме.
II Краткое содержание проекта
I этап подготовительный
- подбор картин, иллюстраций, книг, стихов, загадок, звукозаписей.
- изготовление папок-раскладушек о празднике «Широкая Масленица»
(народные приметы, стихи, загадки и т. д.).
- консультации для родителей: консультация «История возникновения
праздника Масленицы»,
- консультация «Расскажите детям о празднике «Широкая Масленица».
Разработка модели комплексно-тематического планирования по теме
проекта.
Подготовка материала для реализации проекта:
Подбор методической, научно – популярной, справочной и художественной
литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме;
Подготовка материалов для продуктивной деятельности;
Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой,
познавательной деятельности.
Информированность родителей о предстоящей деятельности:
Оформление папки-передвижки, размещение справочной информации по
тематике бесед;
II этап основной
- Внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и приёмов
по обогащению знаний дошкольников о народном празднике «Масленица»;
- Оформление сборника стихов о празднике: «Широкая Масленица»»
- Совместное художественное творчество детей и родителей
- ООД по рисованию «Масленицу зазываем. Весну встречаем!»
- ООД по конструированию «кукла Масленица»
- ООД по лепке (пластилинография) «Масленичное солнышко»
- Беседы: ««Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»
- ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх
- Просмотр мультимедийной презентации «Масленица»
- ОБЖ. Установление правил и норм в подвижных играх
- Разучивание песни с движениями «Ой, блины мои блины» (на ООД по
муз.)
- Игра на музыкальных инструментах: бубен, ложки, трещотки, металлофон,
колокольчики (на ООД по муз.)
Просмотр в д.с. спектакля «Масленица»
- Разучивание хороводных и подвижных игр.
- ООД конструирование «Кукла-веснянка»
- ООД рисование: «Масленица глазами детей»
- ООД пластилинография «Масленичное солнышко»
- Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.
- Беседы по темам проекта.
- ООД рассказ по картине Рассматривание картины «Тройка».
- Заучивание стихотворения «Масленица»
- Подвижные игры, Физкультминутки
- Катание на санках с горы.
- Разучивание хороводных и подвижных игр.
- Выставка книг по народному творчеству для детей.
- Картотека русских народных подвижных игр, потешек, закличек, пословиц
о весне и Масленице.
- Книга рецептов приготовления блинов.
- Фотоотчёт «Как мы масленицу встречали»
- Аудиозапись с народными песнями.
III этап - заключительный
- Итоговая презентация;
- Выставка рисунков по теме проекта;
- Информированность родителей о результатах проекта через продуктивную
деятельность детей, фотовыставку;
- досуг с детьми, чаепитие «Ой, блины, блины….»
- Просмотр представления народного театра в детском саду «Широкая
масленица»
Результат:
В ходе работы по проекту, детям была интересна тематика проекта, они с
удовольствием принимали участие во всех мероприятиях и образовательной
деятельности. Дети познакомились с народным праздником «Широкая
масленица».
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло
обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности,
стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с
традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них
кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная мной подборка
различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и
музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую
выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность
почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в
себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, я сделала вывод, что дети с большим
интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство
ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставили перед собой
цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной,
наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью
творчества.
Информационные ресурсы:
Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты,
рукоделие. Дет.литература, 2001
Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для
воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1988. – описание народных
игр.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры –СПб, Детство-пресс, 1998
Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду –
Волгоград, 2007 – сценарии праздников.
Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в
дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс», 2000г.
Науменко Г.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и
сказках. Сборник фольклорных материалов. Центрполиграф, 2001
Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -
М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. и др. Календарные обрядовые праздники для
детей дошкольного возраста – Москва, 2007г. – сценарии праздников.
Резунков А.Г. Яковлева М.В. Масленица. Сценарий праздника,игры,
скороговорки «композитор» С.Пб 2013 – Сборник о древних русских
праздниках.
Соколова Л.В, Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях.-
Москва, Айрис-пресс, 2003.