Автор: Макрагузова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель раннего возраста
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: город Туймазы Республики Башкортостан
Наименование материала: учебная программа
Тема: Перспективное планирование по сенсорному воспитанию в группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Перспективное планирование по сенсорному
воспитанию в группе раннего возраста « Улитка»
Сентябрь.
Неделя
1.Тема: « Диагностика детей».
Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета,
формы, величины посредством дидактического материала на начало
года.
2.
Тема: « Какой мяч больше».
Цель: Формировать умение сравнивать однородные предметы по
величине.
3.
Тема: « Большой, маленький».
Цель: Развивать умение обращать внимание на величину предметов,
формировать у них умение пользоваться простейшими приемами
установления тождества и различия объектов по величине. Развивать
умение понимать слова « большой», « маленький». Учить различать
медведей по величине.
4.
Тема: « Разноцветные пирамидки».
Цель: Развивать умение выполнять простые действия ( снимать и
нанизывать кольца). Формировать умение правильно ориентироваться
на слова « большое колечко», « маленькое колечко».
2 неделя
1.
Тема: « Дом»
Цель:
закреплять знания о величине предметов, познакомить с
понятиями "высокий", "низкий", "одинаковые по высоте"; развивать
речь и мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность, глазомер.
2.
Тема: « Башня».
Цель:
закрепить представления об относительности величины
предметов: дать представления об отношениях по величине между
плоскими предметами и объемными предметами. Учить строить
башню большую и маленькую.
3.
Тема: « Собери пирамидку».
Цель: Учить собирать пирамидку из 3-5 колец, убывающих по
величине. Соотносить и сравнивать предметы по величине. Развивать
речь, мелкую моторику рук.
4.
Тема: « Веселые матрешки».
Цель: Формировать у детей умение различать предметы по величине с
помощью операции сравнения однородных и разных по величине
предметов. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь. Закреплять
знания о величине предметов, познакомить с понятиями "большая",
"маленькая", "одинаковые".
3
Неделя
1.
Тема: « Шарики ».
Цель: Познакомить детей с формой предмета: шар. Дать
представление о шаре. Учить находить шар среди других предметов.
2.
Тема: « Прокати шарик в ворота»
Цель: Формировать представление о свойствах шара. Развивать
мыслительные операции.
3.
Тема: « Чудесный мешочек».
Цель: Учить детей находить шар на ощупь среди других предметов.
Развивать и накапливать сенсорно-двигательный опыт. Соотносить и
сравнивать предметы по форме.
4.
Тема: « Лепка Колобка».
Цель:
Закреплять представления о шаре. Совершенствовать умение
скатывать шар из пластилина между ладонями круговыми
движениями, учить различать желтый цвет, поощрять добавление
дополнительных деталей к изделию.
4
неделя
1.
Тема: «Катится — не катится»
Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром,
кубом.
2.
Тема:
«Разложи фигурки по домикам» ( игры - вкладыши)
Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой,
подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
3.
Тема: «Почтовый ящик» ( сенсорный стол)
Цели. Познакомить с объемными геометрическими фигурами разной
формы; учить подбирать нужные формы.
4.
Тема: «Найди такую же фигуру»
Цели. Учить находить нужную форму методом зрительного
соотнесения.
Октябрь
1 неделя
1.
Тема: « Фрукты». (муляжи- лимон, банан, яблоко)
Цель: Формировать представления о желтом цвете. Учить называть
желтый цвет словом. Развивать зрительное восприятие и мелкую
моторику руку.
2.
Тема: « Рисование лучики для солнышка»
Цель: Учить замечать следы от карандаша на бумаге, держать
карандаш в правой руке, различать желтый цвет, рисовать штрихи и
короткие линии, формировать правильную позу при рисовании;
формировать интерес к рисованию.
3.
Тема: « Спрячь мышку».
Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с
помощью операции сравнения однородных и разных по цвету
предметов.
4.
Тема: « Прокати шар и куб в ворота ».
Цель:
Продолжать формировать представление о свойствах шара и
куба. Развивать мыслительные операции.
2
неделя
1.
Тема: « Рисование дождика».
Цель: Учить детей правильно держать в руке карандаш
(
фломастер);
рисовать
палочки-прямые
вертикальные
линии;
развивать зрительное восприятие пространства; познакомить детей
с
синим
цветом;
формировать
интерес
к
изобразительной
деятельности.
2.
Тема: « Игрушки. (один- много)».
Цель: Формировать понятия «один» — «много».
Закрепить
обобщающее понятие «игрушки». Закрепить понимание и
использование в речи существительных единственного и
множественного числа в именительном падеже. Учить
произносить фразу из 2—3 слов. Развивать внимание, память,
мелкую моторику кистей рук. Воспитывать умения слушать слова
воспитателя, выполнять простые инструкции, бережно относиться
к игрушкам.
3.
Тема: « Найди и назови».
Цель: Формировать понятия «один» — «много».
Закрепить
обобщающее понятие «игрушки». Закрепить понимание и
использование в речи существительных единственного и
множественного числа в именительном падеже. Учить
произносить фразу из 2—3 слов. Развивать внимание, память,
мелкую моторику кистей рук. Воспитывать умения слушать слова
воспитателя, выполнять простые инструкции, бережно относиться
к игрушкам.
4.
Тема: « Построить домик или башню из кубиков синего цвета».
Цель: Учить детей запомнить правильную последовательность
действий, чтобы он взял один кубик, поставил его, затем взял
крышу и поставил ее на кубик, а не наоборот. Продолжать
знакомиться с синим цветом.
3
неделя
1.
Тема:
«Красная башенка».
Цель: Учить детей выделять цвет предметов, знакомить детей с
красным цветом, выбирать из группы предметы нужного цвета,
составлять группы предметов одного цвета.
2.
Тема: « Строители»
Цель: Учить выделять цвет предметов, тренировать умение
сравнивать предметы по цвету, объединять их в группы по цвету.
Продолжать знакомить с красным цветом.
3.
Тема: « Подбери чашки к блюдцам»
Цель: Закрепить у детей представления об основных цветах.
Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков
предметов (формы, величины).
4.
Тема:
« Найди пару». « Подбери по цвету варежки»
Цель: закрепить знания детей о цвете предметов, учить различать и
называть основные цвета: красный, жёлтый, зелёный, синий;
соотносить по цвету , формировать умения определять и называть
величину предметов; развивать речь и мелкую моторику рук,
внимание, наблюдательность, глазомер.
4
Неделя
1.
Тема: « Знакомство с зеленом цветом. Покажи и скажи».
Цель:
Учить называть и находить зеленый цвет. Закрепить понятие
«зеленый цвет».
Учить согласовывать прилагательное «зеленый» с
именами существительными мужского рода.
Развивать внимание,
мышление, моторные навыки.
2.
Тема: « Парные картинки »
Цель:
Учить узнавать и находить зеленый цвет. Закрепить понятие
«зеленый цвет». Учить согласовывать прилагательное «зеленый» с
именами существительными мужского рода. Развивать внимание,
мышление, моторные навыки.
3.
Тема: « Грибы» ( один, много)
Цель: Закрепить понятия «один», «много». Закрепить признаки
осени. Формировать фразу с предлогом У и словами «один»,
«много». Развивать внимание, память, мелкую моторику кистей
рук. Воспитывать навыки культуры общения.
4.
Тема: Много, мало, один».
Цель:
Учить детей сравнивать количество предметов, используя
слова: «много», «мало», «один». Вызвать у детей интерес к
дидактическим игрушкам, желание играть с ними. Продолжать
развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умения не
отвлекаться при выполнении задания.
Ноябрь
1 неделя
1.
Тема: « Подбери по цвету цветы».
Цель: учить называть словом основные цвета: красный, синий,
зеленый, желтый, белый, развивать мелкую моторику рук , учить
находить вкладыш цветка по цвету и вставлять в свою рамку,
вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур
и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь)
2.
Тема: « Одень Мишку».
Цель:
Развивать логическое мышление, речь, учить называть
основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Развивать
мелкую моторику рук , учить находить вкладыш одежды по цвету
и вставлять в свою рамку,
вырабатывает умение узнавать и
различать форму плоских фигур и их положение на плоскости
(зрительно и на ощупь).
3.
Тема: « Что изменилось?»
Цель: Учить понимать слова, обозначающие пространственные
отношения предметов: близко, далеко.
4.
Тема: «Что находится в группе».
Цель: Учить понимать слова, обозначающие пространственные
отношения предметов: близко, далеко.
2 неделя
1.
Тема: « Посади грибочки».
Цель: Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из
четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные
предметы по цвету.
2.
Тема: « Налил-вылил»
Цель: Учить понимать простейшие слова, характеризующие
количество: пустой, полный.
3.
Тема: «Игры-вкладыши» (геометрические фигуры)
Цель:
Закреплять умение группировать объекты по величине,
обучать детей соотносить разнородные предметы по величине,
осуществляя выбор из 2 величин одинаковой формы.
4.
Тема: « Пустой-полный» ( игры с песком)
Цель: Учить понимать простейшие слова, характеризующие
количество: пустой, полный.
3
неделя
1.
Тема: « Знакомство с геометрической фигурой- кругом».
Цель: Познакомить детей с кругом. Учить подбирать предметы,
ориентируясь по форме, показу и словесному обозначению.
Закреплять знание цвета и формы.
2.
Тема: «Разложи фигурки по домикам»
Цель: Учить сортировать предметы в соответствии с их формой,
подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
3.
Тема: « Найди лишнюю фигуру»
Цель: Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
4.
Тема: « Найди круглый предмет»
Цель: Учить находить предметы круглой формы среди других
предметов. Развивать мыслительные операции: анализ и сравнение.
Обогащать словарь детей.
Ноябрь.
1.
Тема: « Цветные палочки».
Цель: Развивать умение выбирать предметы двух заданных цветов из 4
возможных, закреплять умение группировать по цвету, знакомить с
последовательностью размещения цветовых тонов спектре (красный
-синий –желтый- зеленый)
2.
Тема: « Фигурки».
Цель: Развивать умение сравнивать объекты с учетом 2 свойств
величины и формы. ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
большой, маленький)
3.
Тема: « Бусы».( круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить
раскладывать бусы на столе из геометрических фигур по образцу
воспитателя.
4.
Тема: « Курочка и цыплята».
Цель: Развивать умение фиксировать внимание детей на том, что цвет
является признаком разных предметов и может быть использован для
их обозначения.
Декабрь.
1.
Тема: « Снеговик».
Цель: Развивать умение правильно выкладывать снеговика из трех
разных по величине кругов.
2.
Тема: « Новогодняя елочка».
Цель: Развивать умение правильно выкладывать елочку из трех разных
по величине треугольников.
3.
Тема: « Пуговицы для снеговика».
Цель: Закреплять технику нанесения мазка способом примакивания,
акцентируя момент прикладывания и отрыва кисти.
4.
Тема: « Бусинки».
Цель: Развивать умение чередовать предметы ( мозаика) по цвету.
Январь.
5.
Тема: « Веселые матрешки».
Цель: Формировать у детей умение различать предметы по величине с
помощью операции сравнения однородных и разных по величине
предметов. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь. Закреплять
знания о величине предметов, познакомить с понятиями "высокий",
"низкий", "одинаковые по высоте".
6.
Тема: « Какой формы».
Цель: Знакомить с формой предметов: шар, кубик. Формировать
способность обследовать предметы, группировать по форме.
Упражнять в правильном назывании форм: « шар», « кубик».
7.
Тема: « Вкладыши».
Цель: Закреплять умение сопоставлять предметы по форме,
осуществляя выбор из 3 заданных форм.
Февраль
1.
Тема: « Домики и флажки».
Цель: Развивать умение обращать внимание на цветовые свойства
предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и
может быть использован для их обозначения.
2.
Тема: « Огоньки ночью».
Цель: Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения
к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к
самостоятельному выбору заданного цвета. Развивать технику
нанесения мазка способом примакивания. ( рисование)
3.
Тема: « Что лишнее?»
Цель: Учить различать и называть основные цвета: красный, синий,
зеленый, желтый. Продолжать учить детей узнавать и называть
геометрические фигуры словом: круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник. Развивать мышление, речь.
4.
Тема: « Птички в домиках».
Цель: Формировать умение определять и называть величину предмета (
большой, маленький). Учить называть словом основные цвета:
красный, синий, желтый, зеленый. Формировать умения группировать
предметы по величине и цвету.
Март
1.
Тема: « Бусинки».
Цель: Развивать умение чередовать геометрические фигуры ( круг,
квадрат)
2.
Тема: « Помоги куклам найти свои игрушки»
Цель: Закреплять умение детей на том, что цвет может быть
использован для изображения разных предметов. Развивать умение
чередовать объекты по цвету.
3.
Тема: « Елочки и грибочки».
Цель: Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть
использован для изображения разных предметов. Развивать умение
чередовать объекты по цвету.
4.
Тема: « Двухцветная игра».
Цель: Развивать умение чередовать предметы по величине и по форме,
накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия
с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию,
воспитывать добрые чувства.
Апрель
8.
Тема: « Гуси с утятами».
Цель: Развивать умение фиксировать внимание детей на характерных
цветовых свойствах предметов. Развивать умение чередовать объекты
по цвету, осуществляя выбор элементов 3 заданных цветов из 5
предложенных.
9.
Тема: « Разноцветные ленточки»
Цель:
Учить детей основным цветам: красный, синий, зеленый,
желтый. Формировать умения детей находить основные цвета путем
наложения. Развивать мышление, речь, глазомер.
10.Тема: « Дом»
Цель:
закреплять знания о величине предметов, познакомить с
понятиями "высокий", "низкий", "одинаковые по высоте"; развивать
речь и мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность, глазомер.
11.Тема: « Форма»
Цель: Учить детей различать и называть знакомые геометрические
формы: шарик, кубик, кирпичик.
Май
1.
Тема: « Подбери по цвету одежду для медведя»
Цель: Развивать логическое мышление, речь, учить называть основные
цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Развивать мелкую моторику
рук , учить находить вкладыш одежды по цвету и вставлять в свою
рамку,
вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских
фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь).
2.
Тема: « Умелые ручки».
Цель: Формировать навык соотношения качеств предметов с их
образом. Развивать умение делать умозаключения, сравнивать
предметы, классифицировать. Развивать тактильные ощущения, умение
действовать согласно речевой инструкции воспитателя.
3.
Тема: « Маленькие волшебники».
Цель: Закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их
количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии
предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть
свойства воды. Упражнять в названии предметов 3 размеров ( большой,
поменьше, маленький)
4.
« Диагностика».
Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета,
формы посредством дидактического материала на конец учебного года.