Автор: Дробязко Татьяна Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Березка"
Населённый пункт: П. Новая Игирма
Наименование материала: Технологическая карта занятия по познавательному развитию.
Тема: Тема "Откуда хлеб пришёл"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта занятия по познавательному развитию.
Группа / дата/
воспитатель
МДОУ Детский сад общеразвиващего вида «Березка», п. Новая Игирма, старшая группа «Дельфинчик»,
воспитатель Дробязко Татьяна Геннадьевна. 27 ноября 2017г.
Тема занятия
Познавательное занятие «Откуда хлеб пришел»
Цель
Создать условия для развития познавательного интереса о том, как выращивали хлеб в старину
.
Образовательная задача
Дать детям представление о том, что хлеб – главное богатство; много людей разных профессий трудятся на полях:
шофер, тракторист, комбайнер. Дать знания о выращивании хлеба в старину, когда не было специальных машин.
Закрепить знания о последовательности процесса выращивания хлеба. Учить отвечать на вопросы, в зависимости
их содержания правильно строить предложения.
Развивающая задача
Развивать умения детей делать выводы, обобщения, устанавливать причинно-следственные связи
.
Воспитательная задача
( ценностные
установки)
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба, к историческому прошлому своего
народа
.
Образовательные
области
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое
развитие, познавательное.
Виды детской
деятельности
Коммуникативная, двигательная, игровая, познавательная, музыкальная деятельность.
Образовательный
продукт
Дети опытным путем попробовали сами перемолоть зерна в муку, провели сравнение между пшеничной и ржаной
мукой, узнали последовательность цикла работ по выращиванию пшеницы и ржи, в игровой деятельности
закрепили знания о влиянии погодных условий на рост растений, познакомились с правилом о бережном
обращении с хлебом.
Оборудование
Мультимедийное оборудование, русские народные костюмы для девочки и мальчика, лукошко, хлеб ржаной,
пшеничный, каравай, колоски пшеницы и ржи; чашечки с ржаной, пшеничной мукой по пять штук, палочки от
мороженого в достаточном количестве, лупы, ржаные и пшеничные зерна в разных мисках ; маленькая мельница
для помола зерен, карточки – алгоритм «Труд хлебороба в старину на Илимской пашне», оформленное место в
группе или в музыкальном зале в стиле светелки в русской избе.
Структурная часть
Содержание ОД
Способы организации
детей
Предполагаемые
результаты
Вводная( приглашение
детей к совместной
Входит воспитатель в русском костюме.
--- Придумано кем-то просто и мудро
Обращаюсь к детям, ко
всем участникам
Организация детей,
мотивация к
1
деятельности ,моти-
вация по трём типам)
При встрече здороваться – «Доброе утро!»
-- Доброе утро – солнцу и птицам!
-- Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
--- Здравствуйте, девы да паре! Пожалуйте ко мне в светелку.
(дети проходят , рассаживаются)
Дети - И вам здоровья желаем!
.
занятия
.
совместной
деятельности.
Основная ( создание
условий для
вариативной детской
деятельности .
Непосредственная
деятельность детей)
-- Дорогие мои гостьюшки, послушайте, какую я вам
приготовила загадку.
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
--- Правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и
он всегда есть у нас на столе.
--- А из чего делают хлеб? (из муки)
--- А какая бывает мука? (ржаная, пшеничная)
--- А какой хлеб получается из ржаной муки? (черный) А из
пшеничной? (белый)
Предложить детям рассмотреть муку ржаную и пшеничную.
Сделать вывод, чем она отличается, чем похожа.
--- Дорогие мои ребята, вы уже знакомились с тем, как люди
сейчас, в наше современное время выращивают пшеницу и
рожь.
1 слайд. Очень много у хлеборобов помощников – машин :
это трактора, сеялки, комбайны.
--- А вот сегодня я вам расскажу, как раньше на Руси и в
нашем родном Приилимье выращивали хлеб. Усаживайтесь
поудобнее и слушайте.
--- Как сойдет снег в полях да пригреет солнышко,
2 слайд. Выезжали мужики в поле пахать землю на лошадях
или быках, пахали плугом, сохой. А место это называли
Илимская пашня. После вспашки солнце землю прогреет,
Совместная
деятельность детей и
воспитателя,
подгрупповая,
индивидуальная.
Рассматривание муки в
подгруппах.
В физминутке «Колоски»
под музыку принимают
участие все дети.
Работа с мельницей
индивидуальная.
Действие с карточками
по составлению
алгоритма «Труд
хлебороба на Илимской
пашне» со всей группой.
В д/и «Скажи ласково
принимают участие все
дети».
Развитие навыков
детей понимать
вопрос и отвечать по
содержанию,
выполнять опытно-
экспериментальную
деятельность с
мельницей,
развитие
познавательного
интереса как
выращивали хлеб в
старину,
активное участие во
всех видах
деятельности на
занятии,
организация
деятельности детей
для получения успеха
и реализации детского
запроса.
2
люди готовятся к севу.
3 слайд. А готовились к севу, как на праздник идти. Чисто и
тщательно мылись в бане, надевали чистые, а у кого были
новые рубахи и с лукошком на груди выходили в поле. В
лукошко насыпали семена пшеницы или ржи, смотря что
сеять собирались. Вот идет сеятель по полю и через каждые
два шага разбрасывает зерна веером слева направо.
Сегодня к нам пришел такой сеятель, он покажет, как сеяли в
Приилимье пшеницу, а мы у него поучимся. (входит мальчик,
одетый в расшитую белую рубаху с лукошком, показывает, как
надо сеять; дети повторяют имитационными движениями).
--- А сеять выходили в безветренную погоду. Как вы думаете,
почему? (ответы детей).
--- А что необходимо для роста и жизни растений? (ответы
детей)
--- Правильно, солнце, дождей в меру. Если долго не было
дождей, люди пели заклички, кликали дождь. Или звали
солнце, если шли затяжные дожди.
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Солнышко – колоколнышко,
Выгляни на бревнышко.
Нашу землю пригревай,
Будет добрый урожай!
--- Но русский народ не только пел заклички о дожде, солнце,
но и сложил много пословиц о хлебе. А вы знаете пословицы
о хлебе? (ответы детей)
4 слайд. На слайде изображение хлеба на столе.
*У кого хлебушко, у того и счастье.
*С хлебом и сила приходит.
*Хлеб силу дает.
*Хлеб всему голова.
*Не красна изба углами, а красна пирогами.
Сюрпризный момент
(девочка-хозяюшка
вносит каравай)
3
*Хлеб да вода – богатырская еда.
*Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
*Будет хлеб – будет и обед.
--- Молодцы, много знаете пословиц. А еще хлеб называли
жито, от слова жить.
--- Послушайте, что же было дальше. Согреваясь летним
солнышком, питаясь теплой дождевой водой, выросли
пшеница да рожь, заколосились спелым колосом.
5 слайд. (нива) Пришла пора собирать урожай. В старину это
делали так.
6 слайд. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и
шли в поле. Срезали колосья, а кто без серпов, собирали их в
большие пучки и связывали в снопы.
7 слайд. А дети постарше, увозили снопы на лошадях,
запряженных в телеги на гумно. На гумне колосья молотили,
то есть вынимали из колосьев зерна.
8 слайд. А для этого брали цеп – ручное орудие для молотьбы
– и били им по колоскам.
9 слайд. Затем зерно просеивали, просушивали, везли на
мельницу. Там мололи при помощи больших жерновов. Вот
так и получалась мука. Смолотую муку ссыпали в мешки,
везли домой, хранили в амбарах или лабазах. У меня есть
маленькая мельница, на ней тоже можно молоть зерна. (дети
подходят к столам, рассматривают зерна пшеницы, ржи,
пробуют перемолоть зерно на меленке, рассматривают, что
получилось, делают обобщающие выводы).
-- Длинный путь хлеба от поля до стола , давайте расскажем
об этом. Возьмите карточки – схемы, они помогут вам
правильно составить рассказ. (На карточках изображен
алгоритм труда хлебороба в старину: 1- пашут землю плугом
на лошадях, 2 – сеют из лукошка вручную, 3 – колосья , 4 –
косят или жнут серпом, 5 – вяжут в снопы, 6 – везут на гумно,
7 – обмолачивают , 8 – на мельнице мелют зерно в муку , 9 –
хлебобулочные изделия).
10 слайд. –Да, уж из муки – то заботливые хозяйки пекли
.
4
хлеба, булки, шанежки, ватрушки, оладушки, блинчики.
--- Вот сколько нужно потрудиться, чтобы хлеб на стол
пришел. А сейчас давайте поиграем в «Колоски». (звучит
легкая музыка) Представьте, что вы в поле (дети расходятся
врассыпную). Вы маленькие зернышки, вас посеяли в землю
(дети присаживаются). Ласковое солнышко пригревало землю,
дождик поливал. Зерна проросли, росли и стали колосками
(дети медленно поднимают руки). Колоски тянутся к
солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно
припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь,
уроните голову, опустите руки, плечи, опуститесь на пол). Но
вот полил дождь, напоил землю благодатной влагой, ожили
колоски, снова тянутся к солнцу. В поле выросли
замечательные колоски, улыбнитесь друг другу.
Присаживайтесь, пожалуйста, дорогие мои гости.
--- Много труда надо приложить людям, чтобы в каждом доме
был хлеб. По старинному русскому обычаю нечаянно
выпавший из рук хлеб, надо не только поднять и бережно
обтереть, но и попросить прощения. Поэтому, как мы должны
относиться к хлебу? (ответы детей) --- Что значит бережно?
(ответы детей) --- Ребята, а давайте поиграем в игру
«Скажи ласково» : зерно – зернышко, поле – полюшко, хлеб –
хлебушек, булка – булочка, калач – калачик, блин – блинчик,
солнце – солнышко, пшеница – пшеничка, хозяйка –
хозяюшка, земля – земелюшка. Молодцы!
--- Да, ребята, очень трудно растить, убирать и хранить хлеб.
Батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
--- Правда, хорошие слова? На Руси хлеб называли каравай, а
когда выпекали много хлеба, называли хлеба (ударение на
букву «а»).
Заключительная
( подведение итогов,
обсуждение
--- Раньше хлеб не резали ножом, а отламывали от каравая
кусочки и ели. Давайте и вы попробуйте нашего хлебушка.
Со всеми детьми.
Развитие навыков
рефлексивной оценки.
5
полученных
результатов,
(материальных и
нематериальных);
перспективы их
использования ;
рефлексия .
Отломите кусочек и скажите, что вы узнали сегодня о хлебе,
может что-то еще хотите узнать. (ответы детей).
--- Молодцы! Всегда и везде бережно относитесь к хлебу! Я
вам скажу одно правило, а вы его повторяйте и выполняйте:
Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб наша ценность, им дорожи!
Дети --- Спасибо, благодарствуем за угощение, да нам пора.
--- Спасибо и вам, девы и паре, приходите ко мне в мою
светелку, я вам еще много интересного расскажу. (Дети
прощаются и выходят в группу).
6