Автор: Шульженко Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ ДС "Тополёк"
Населённый пункт: город Ясный Оренбургская область
Наименование материала: Конструирование
Тема: «Развитие тонкой ручной моторики посредством лепки из солёного теста».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад «Тополек» муниципального образования Ясненский городской
округ
Мастер-класс
«Развитие тонкой ручной моторики посредством
лепки из солёного теста».
для воспитателей ДОУ
Подготовила: Шульженко Н.В
Воспитатель первой
квалификационной категории
г. Ясный
Мастер-класс
«Развитие тонкой ручной моторики посредством лепки из
солёного теста».
для воспитателей ДОУ
Подготовила: Шульженко Н.В
Воспитатель первой
квалификационной категории
Форма проведения: педагогическая мастерская
Участники: воспитатели.
Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса
использования тестопластики в обучении детей дошкольного возраста в
рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с солёным тестом и его
использованием в процессе художественного творчества (лепка) в ДОУ.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их
мотивацию на системное использование в практике приёма
тестопластики.
Создать условия для обретения большинством педагогов своего
собственного профессионального стиля, который позволил бы
воспитанникам реализовать творческие способности при работе с
солёным тестом.
Актуальность темы.
Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются
мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и
мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют
заниматься лепкой. Специалисты в области детской психологии, логопедии
уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой
зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения
пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы.
Если
же
развитие
пальцев
отстает,
отстает
и
развитие
р еч и .
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши
предки
общались
при
помощи
жестов,
добавляя
постепенно
возгласы,
выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим
происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге
человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и
мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения
пальцев
рук,
когда
же
они
достигают
достаточной
тонкости,
начинается
развитие
словесной
речи.
Развитие
движений
пальцев
рук
как
бы
подготавливает
почву
для
последующего
формирования
р еч и .
Тонкую моторику рук развивают следующие виды деятельности:
*плетение;
*лепка (из пластилина, глины, из солёного теста);
*нанизывание на нитку бусин;
*различные игры – шнуровки;
*конструкторы
(чем
старше
ребенок,
тем
мельче
должны
быть
детали
конструктора);
*мозаики;
*вырезание из бумаги и картона;
*вырисовывание различных узоров.
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь.
Тестопластик
у можно использовать в самых различных условиях:
художественное творчество (лепка);
интегрированная образовательная деятельность;
кружковая работа.
Система НОД по тестопластике предназначена для работы с детьми с
младшего дошкольного возраста, рассчитана на поэтапное освоение
материала.
НОД рассчитана на 15 минут один раз в неделю.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксации и
пальчиковой гимнастики
: «Мы лепили, мы лепили. Наши
пальцы приуныли. Мы немного отдохнем и опять лепить
начнем»
Дети должны получать радость от достигнутых результатов, своей
полезности другим. Свои поделки дети могут дарить родителям и друзьям,
использовать в играх. Максимум внимания и уважения к продуктам детского
творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в
оформлении помещений ДОУ помогают сформировать обстановку
эмоционального благополучия, вызвать чувство радости от овладения
умением создавать прекрасное своими руками. Одним из важных способов
поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ.
Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе
родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки
из соленого теста. Таким образом, они могут оценить свои работы как бы со
стороны, получить общественное признание своего труда. Не стоит забывать
также, что ценность детского творчества не в результате и не в продукте
творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки
и детского экспериментирования с инструментами и материалами, в тех
чудесных превращениях, которые обеспечивает столь универсальный
пластический материал, как соленое тесто. Опыт работы с детьми в технике
тестопластики показал, что в процессе деятельности у них развиваются
эстетический вкус, умственные способности, формируются творческое
начало, умение выполнять любое дело аккуратно.
Представление НОД :
А теперь, попробуйте отгадать загадки:
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Отдельно – я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (Соль)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без …(воды)
Разноцветные девицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой .( Краски и кисть)
Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его
можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто
можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить
уже готовое высохшее изделие.
Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много
различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей,
другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой
состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок.
Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм
соли,
125
мл.
воды,
1
ст.
ложка
растительного
масла.
Рабочий
стол
желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой.
Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с
водой,
1-
с
растительным
маслом.
Понадобятся:
тряпочка,
кисточка
для
акварели, карандалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый,
детские
ножницы,
формочки,
трафаретки.
Поверхность
теста
на
воздухе
быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в пакетиках или баночках
из-под
йогурта.
Для
раскраски
используются
гуашевые,
пищевые,
натуральные (соки овощей, какао) краски.
1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда
встает
необходимость
деления
единого
куска
на
части.
Существуют
несколько способов:
-откручивание
-отщипывание
-разрезание прочной нитью
-разрезание и надрезание стекой
-формование.
2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль.
Как придать форму?
-раскатать в ладонях или на столе
-сплющить
-вдавить
-вытянуть
-согнуть
3. Учимся соединять детали
-прижать
-примазать
-загладить
4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе
-дополнение изделия мелкими деталями (налепами)
-процарапывание различными инструментами
-оформление рельефом (оттиском)
Разминка. Пальчиковая гимнастика
.
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. (сжимаем и разжимаем
мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт. (повторяем тоже самое другой
рукой)
Разминка с соленым тестом:
Перекладывание и сжимание теста в ладошках;
Катание колобка в ладошках;
Катание колобка на столе;
Надавливание на колобок - получение лепешки;
По лепешке побежали «паучки»;
Пришли «мышки» стали норки рыть;
Налетели «гуси» стали тесто щипать;
Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;
Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;
Скатывание лепешки в колбаску;
Заворачиваем колбаску в «улитку»;
«улитка» спряталась в домик – получился колобок.
Мастер-класс «Золотая рыбка»
•
Для занятия нам потребуется: солёное тесто, гуашь обычная, акриловая
гуашь, кисточка, стека, бусинка, колпачок от фломастера, небольшой лист
картона.
• Катаем колобок, при этом действии - скатывания, можно напевать песенку:
«Мы катаем колобок, у него круглый бок…».
•
Колобок
превращаем
в
толстую
колбаску
(брусочек)
и
сплющиваем
ладошкой.
• Получившуюся овальную лепёшку, защипываем двумя пальчиками с одной
стороны. Похоже на хвостик?
• Сверху и снизу прижимаем пальчик – получились плавнички.
• Теперь работаем стекой. Слегка прижимая её к плавничкам и хвостику.
Показываем стекой, где у рыбки голова.
• Вставляем глазик. Теперь рыбка может «увидеть», кто её сделал.
• Чешуйки делаем колпачком от фломастера, обмакнув его в красную краску.
• Головку, плавнички и хвостик раскрашиваем красной краской, чешуйки –
золотистой. Напоминаем, что раскрашивая – поглаживаем кисточкой рыбку.
Вот наша золотая рыбка!
•
Переложив
рыбку
на
бумагу
(картон),
рисуем
волны,
морские
звёзды,
ракушки и т. д.
. Итог работы.
- Анализ изделий.
- Особенности организации занятия лепки из солёного теста.
При
лепке
по
образцу
используется
чёткий
по
форме
предмет,
художественный,
доступный
посредствам
изображения.
Объяснение
темы
занятия
занимает
3-4
минуты,
эмоциональный
настрой
можно
создать,
используя песню, загадку, игровой замысел.
В процессе работы производится текущий инструктаж.
В конце работы следует проанализировать полученные изделия.
Рефлексия участников по трем вопросам:
цели прихода на мастер-класс;
что взял полезного;
хочется ли что-то изменить.
Результаты:
В заключении хочется отметить, что система занятий с
использованием приёма тестопластики обеспечивает благоприятные условия
для развития тонкой ручной моторики и коррекции речевого
развития. Думаю, что такие занятия помогут Вам развивать тонкую
моторику, заинтересовать процессом обучения технологии по тестопластике,
включающий элементы пальчиковой гимнастики.
Преимущество системы занятий по тестопластике для детей дошкольного
возраста состоит в том, что отрабатываются необходимые навыки,
развиваются творческие способности ,тонкая моторика рук, происходит
подача нового и закрепление изученного материала на протяжении всех
занятий, так как все части занятий тематически связаны между собой. При
этом создается благоприятная воспитательная и развивающая среда для
детей.
Уважаемые воспитатели!
Какие чувства вы испытывали при лепке изделия?
Нужны ли такие мастер-классы?
А рыбок мы вам дарим в благодарность за участие в мастер-классе.
Спасибо за внимание!
.