Автор: Коновалова Светлана Ивановна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №158" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность использования игр и игровых упражнений с мячом для всестороннего развития ребенка ."
Раздел: дошкольное образование
Тема: Актуальность использования игр и игровых упражнений с мячом
для всестороннего развития ребенка .
Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек детей. В Древней
Греции, Риме, Египте, Древней Руси он считался самым совершенным
предметом, так как был похож на солнце, а значит, обладал волшебной силой.
Происхождение слова «мяч» связано со словами: мягкий, мякоть,
мякиш. То есть мяч – это мягкий шар.
История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча.
Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю
существования претерпел много изменений. Сначала его плели из травы,
пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных,
шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом.
Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии
ребенка. Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность,
поэтому эмоционально воздействует на ребёнка, что находит отражение в
содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой
природе раннего детства.
Он проходит через все периоды жизни ребенка, начиная с младенчества,
заканчивая школьным возрастом.
Сначала ребенок рассматривает, поворачивает перед собой мячик, удерживая
его двумя руками. Позже он радуется, удивляется и даже сердится, что мяч
убегает от него и призывает к движению. Дальше у ребенка появляется
желание не просто бросать и катать мяч, а делать это определенным образом,
И, наконец, мяч становится основой для важной социальной
способности: принимать и отдавать.
Все мы хорошо знаем, что ведущим видом деятельности детей дошкольного
возраста является игра. Игра позволяет соединить физическое и психическое
развитие ребёнка, создаёт условия для гуманизации педагогического
процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой
личности дошкольника.
Игры и игровые упражнения с мячом бесценны по своей значимости для
здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального
развития ребенка.
Сенсомоторная активность – основа жизни и развития ребёнка. Это значит,
что он с рождения нуждается в сенсорной информации и движении.
Известно: первые целенаправленные двигательные акты ребёнка связаны с
активизацией движений головы (удержание, повороты). Развитие зрения,
слуха, осязания, а также сенсорная информация, которую воспринимает
малыш из окружающего мира, способствуют своевременному созреванию
анализаторов и двигательных зон коры головного мозга.
Играм с мячом отводится особая роль в развитии ребенка. Отмечая
разностороннее влияние мяча на психофизическое развитие ребенка, Ф.
Фребель подчеркивал его роль в развитии координации движений, кисти
руки, а, следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он
считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего развития, ему дает
мяч. Особо важное значение имеют игры и упражнения, в которых действия с
мячом сопровождаются словами и песнями. По данным исследований ,
отбивание мяча снимает: агрессию, помогает избавиться от мышечных
напряжений, вызывает удовольствие (свобода телодвижения от мышечной
брони, мышечного напряжения.)
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом:
целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с
хлопками и т.д. Подобные движения с мячом развивают глазомер,
координацию движений, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают
мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов,
формируют умения и навыки, необходимые в повседневной жизни.
Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и
кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И
чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в
мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и
интеллектуальное развитие ребенка.
Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть прекрасным
коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом отвлекают внимание
ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают
разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают
ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений.
Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует
произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку.
Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что
особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является
необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых
органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей
правильных речевых навыков.
В играх с мячом у ребенка повышается умственная активность,
ориентировка, развивается сообразительность, быстрота мышления,
происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать
свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность,
самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его
сенсомоторный опыт, развивается творчество. Игры подбираются с учетом
возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов
ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных
игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих,
разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые
проводятся по упрощенным правилам.
Таким образом, игры и игровые упражнения с мячом играют большую роль
во всестороннем физическом и интеллектуальном, психическом развитии
детей дошкольного возраста.
В первые годы жизни ребёнка мячи (шары) используются как
развлечение, забава. К концу дошкольного возраста и в школьный период
мяч становится не только любимой игрушкой, но и предметом занятий
спортом (гимнастические упражнения, эстафеты, футбол, баскетбол,
волейбол и т.д.)
Несмотря на то, что в дошкольном детстве мяч является самым популярным
и спортивным инвентарём на занятиях и в повседневной жизни, на практике
мячу уделяется недостаточное внимание. Поэтому целью многих педагогов и
специалистов и стало создание новых подходов в решении этой проблемы.