Напоминание

"Актуальность использования игр и игровых упражнений с мячом для всестороннего развития ребенка ."


Автор: Коновалова Светлана Ивановна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №158" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальность использования игр и игровых упражнений с мячом для всестороннего развития ребенка ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Актуальность использования игр и игровых упражнений с мячом

для всестороннего развития ребенка .

Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек детей. В Древней

Греции, Риме, Египте, Древней Руси он считался самым совершенным

предметом, так как был похож на солнце, а значит, обладал волшебной силой.

Происхождение слова «мяч» связано со словами: мягкий, мякоть,

мякиш. То есть мяч – это мягкий шар.

История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча.

Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю

существования претерпел много изменений. Сначала его плели из травы,

пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных,

шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом.

Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру.

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии

ребенка. Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность,

поэтому эмоционально воздействует на ребёнка, что находит отражение в

содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой

природе раннего детства.

Он проходит через все периоды жизни ребенка, начиная с младенчества,

заканчивая школьным возрастом.

Сначала ребенок рассматривает, поворачивает перед собой мячик, удерживая

его двумя руками. Позже он радуется, удивляется и даже сердится, что мяч

убегает от него и призывает к движению. Дальше у ребенка появляется

желание не просто бросать и катать мяч, а делать это определенным образом,

И, наконец, мяч становится основой для важной социальной

способности: принимать и отдавать.

Все мы хорошо знаем, что ведущим видом деятельности детей дошкольного

возраста является игра. Игра позволяет соединить физическое и психическое

развитие ребёнка, создаёт условия для гуманизации педагогического

процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой

личности дошкольника.

Игры и игровые упражнения с мячом бесценны по своей значимости для

здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального

развития ребенка.

Сенсомоторная активность – основа жизни и развития ребёнка. Это значит,

что он с рождения нуждается в сенсорной информации и движении.

Известно: первые целенаправленные двигательные акты ребёнка связаны с

активизацией движений головы (удержание, повороты). Развитие зрения,

слуха, осязания, а также сенсорная информация, которую воспринимает

малыш из окружающего мира, способствуют своевременному созреванию

анализаторов и двигательных зон коры головного мозга.

Играм с мячом отводится особая роль в развитии ребенка. Отмечая

разностороннее влияние мяча на психофизическое развитие ребенка, Ф.

Фребель подчеркивал его роль в развитии координации движений, кисти

руки, а, следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он

считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего развития, ему дает

мяч. Особо важное значение имеют игры и упражнения, в которых действия с

мячом сопровождаются словами и песнями. По данным исследований ,

отбивание мяча снимает: агрессию, помогает избавиться от мышечных

напряжений, вызывает удовольствие (свобода телодвижения от мышечной

брони, мышечного напряжения.)

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом:

целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с

хлопками и т.д. Подобные движения с мячом развивают глазомер,

координацию движений, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают

мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов,

формируют умения и навыки, необходимые в повседневной жизни.

Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и

кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И

чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в

мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и

интеллектуальное развитие ребенка.

Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть прекрасным

коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом отвлекают внимание

ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают

разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают

ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений.

Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует

произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку.

Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что

особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является

необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых

органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей

правильных речевых навыков.

В играх с мячом у ребенка повышается умственная активность,

ориентировка, развивается сообразительность, быстрота мышления,

происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать

свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность,

самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его

сенсомоторный опыт, развивается творчество. Игры подбираются с учетом

возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов

ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных

игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих,

разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые

проводятся по упрощенным правилам.

Таким образом, игры и игровые упражнения с мячом играют большую роль

во всестороннем физическом и интеллектуальном, психическом развитии

детей дошкольного возраста.

В первые годы жизни ребёнка мячи (шары) используются как

развлечение, забава. К концу дошкольного возраста и в школьный период

мяч становится не только любимой игрушкой, но и предметом занятий

спортом (гимнастические упражнения, эстафеты, футбол, баскетбол,

волейбол и т.д.)

Несмотря на то, что в дошкольном детстве мяч является самым популярным

и спортивным инвентарём на занятиях и в повседневной жизни, на практике

мячу уделяется недостаточное внимание. Поэтому целью многих педагогов и

специалистов и стало создание новых подходов в решении этой проблемы.



В раздел образования