Автор: Клейносова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №7
Населённый пункт: с. Старомарьевка Грачёвского района Ставропольского края
Наименование материала: Разработка урока русского языка в 4 классе
Тема: "Обобщение знаний о глаголе"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 с. Старомарьевка
Грачёвского района Ставропольского края
Урок русского языка
в 4 классе
Тема:
«Обобщение знаний о
глаголе»
Подготовила: учитель начальных классов
Клейносова Валентина Николаевна
Тема: Обобщение знаний о глаголе. (Слайд № 1-2)
Цели: 1.Способствовать воспитанию любви к родному языку.
2.Формировать умения учащихся правильно обосновывать написание
безударных окончаний глаголов.
3.Развивать умение распознавать спряжение глаголов, его
временные формы. ((Слайд № 3)
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
-Прозвенел звонок. Мы начинаем урок. Пусть наша совместная работа будет
успешной и порадует нас. Желаю вам за работу на уроке получить отличные
оценки.
II.
Сообщение темы и цели урока. (Слайд № 4)
-Нас пригласили в страну Глаголию посетить сказочный дворец Времён
глаголов. Но подойти к нему не так просто. Невидимые жители страны будут
чинить нам всё новые и новые испытания на проверку наших знаний об
изученной части речи-глаголе. Итак, отправляемся в путь.
III.
Обобщение изученного.
Систематизация знаний. (Слайд № 5)
-Сегодня на уроке вы самостоятельно оцените свои знания по этой теме.
А поможет вам в этом карта самоконтроля. После выполнения заданий
вы сами будете ставить себе оценки.
(опора на доске: красный кружок- отлично, зелёный- хорошо, синий-
надо повторить правило).
Карта самоконтроля
1. Чистописание
2.Словарная работа
а) написание безударных гласных в словарных словах
б)
подбор
однокоренных
глаголов
в
неопределённой
форме
к
словарным словам
3.Определение времени глагола
4.Определение спряжения глаголов
Оценка своей работы
1. Чистописание.
Первое препятствие: Нужно перейти через речку, сделав через неё
мостик из букв, данных в узоре на доске:
(Учащиеся узнают в узоре сочетания букв, определяют, что это могут быть
окончания глаголов, рассказывают о признаках этих глаголов, имеющих в
окончаниях такие сочетания букв). (Слайд № 6)
-ть,- чь- неопределённая форма глагола;
-ешь, -ишь- ед. ч., будущее и настоящее время, 2 лицо, 1 и 2 спряжение;
-ет, -ит- - ед. ч., будущее и настоящее время, 3 лицо, 1 и 2 спряжение;
-ут,-ют, -ат, -ят- мн. ч., будущее и настоящее время, 3 лицо, 1 и 2 спряжение.
Выстроили мостик через речку, красиво, правильно написали сочетания.
(Слайд № 7)
Оцените свою работу на этом этапе урока и закрасьте первый кружок в карте
самоконтроля.
2. Словарная работа.
Второе препятствие: (Слайд № 8)
-Далее на пути колодец. Но утолить жажду можно при условии, если
случайно попавшие в колодец слова, будут превращены в неопределённую
форму глагола.
(На экране изображение сказочного колодца, а в нём слова с
непроверяемыми написаниями).
.бед (обед)
ч.рный (чёрный)
б.седа (беседа)
св.бода (свобода)
п.беда (победа)
-Определите какой частью речи являются эти слова ,запишите их столбиком,
поставьте ударение, обозначьте безударный гласный. (Слайд № 9)
Оцените свою работу на этом этапе урока и закрасьте второй кружок в карте
самоконтроля.
Подберите к словарным словам однокоренные глаголы, поставьте их в
неопределённую форму. На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой
формы?
(Запись глаголов самостоятельно рядом со словарными словами,
самопроверка). (Слайд № 10)
Оцените свою работу и закрасьте третий кружок в карте самоконтроля.
обед обедать
чёрный чернеть
беседа беседовать
свобода освободить
победа победить
Физминутка («Мы друзья»)
3.Самостоятельная работа по учебнику.
Третье препятствие:
На пути во дворец стоит частый лес, через который надо проложить три
дорожки, ведущие во дворец. Такими дорожками могут стать три группы
глаголов, которые вы найдёте в тексте упр.514,с.116. Как вы думаете, как
называются эти дорожки? (времена глагола) (Слайд № 11)
(1 человек работает на переносной доске, остальные в тетрадях;
самопроверка)
Оцените данный вид работы, закрасьте третий кружок.
4.Коллективная работа по определению спряжения глаголов.
Четвёртое препятствие: (Слайд №
12)
Вот и подошли мы ко дворцу Времён глаголов. Перед нами парадный вход, у
которого нас ждут глаголы. Прочитайте их. На какие две группы мы можем
распределить их?(1 и 2 спряжение). (Дети вспоминают правила о 1 и 2
спряжениях глаголов, о глаголах- исключениях, об окончаниях глаголов )
-Покажите сигнальными карточками к какому спряжению относится каждый
глагол.
Читать, сеять, полоть, обидеть, клеить.
-Запишите эти глаголы, обозначив спряжение.
Оцените свою работу, закрасив четвёртый кружок. (Слайд № 13)
5.Игра «Одень глаголы».
Пятое препятствие: (Слайд № 14)
-А теперь глаголы должны переодеться на бал, сейчас мы им в этом поможем.
Перед вами сундуки- конверты, в которых находятся карточки с личными
окончаниями глаголов настоящего и будущего времени, родовые окончания
глаголов прошедшего времени с суффиксом л. Выбирайте одежду, «одевайте»
глаголы и проходите с ними в зал.
(читать – читаешь - н. в., 2 лицо, ед. ч. и т.д.)
IV.
Подведение итогов. Оценка работы детей.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Оцените свою работу на уроке.
Для этого сложите свои результаты и разделите на пять. Поставьте себе
оценку.
Закончив работу, мы не можем вернуться домой. Наш путь закрывает
Вопросительный знак. Он требует ответа на вопросы: (Слайд № 15)
-Чем заинтересовала вас страна Глаголия?
-На какие вопросы невидимых жителей страны вы отвечали?
-Можно ли обойтись в речи без глаголов?
-За работу на уроке ребята получили оценки (оценивание работы детей).
(Слайд № 16)
V.
Задание на дом: по желанию учителя.
VI.
Рефлексия.
-Понравилось ли вам наше путешествие? Если «да», то тихонько встаньте и
хлопните в ладоши три раза; а если «нет», то останьтесь сидящими за
партой. (Слайд № 17)
VII.
Организация класса на перемену.