Автор: Габдулгафарова Лариса Салаватовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ №21 Детский сад
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: статья
Тема: "Повседневные логопедические игры для детей и их родителей"
Раздел: дошкольное образование
Повседневные логопедические игры для детей и их родителей.
Как можно охарактеризовать ребенка дошкольника?
Это растущий, любознательный человечек. Человечек, который любит играть.
А участие в играх для малышей – это отличное средство для развития
разнообразных способностей.
Это и творческие способности, и литературные, спортивные, технические,
математические, интеллектуальные, организационные.
Дети интересуются всем понемногу. Важно, чтобы родители разделяли
любые занятия, игры малыша. Это вселяет в маленького человечка
уверенность в себе.
Игра – это практическая деятельность, направленная на то, чтобы обратить
внимание на все, что окружает человека: явления, предметы, людей.
Благодаря игре, дети закрепляют, учатся применять полученные знания в
различных условиях.
К сожалению, сегодняшняя жизнь у взрослых, характеризуется нехваткой
времени. Это отражается и на детях.
Но если рационально использовать время, потраченное на дорогу в детский
сад, поликлинику, магазин; время, проведенное на кухне при приготовлении
блюда, сервировке стола и т.д. вместе с малышом, то безусловно можно
получить хорошие результаты для речевого развития ребенка.
Как же умело провести совместное время, какие речевые игры можно
использовать?
Для этого не нужно специальных книжек, много времени и специально
отведенного места, необходимо только чуточку терпения, внимания, умение
правильно формулировать вопросы и результат не заставит себя ждать. А
положительные эмоции обеспечены.
Предлагается подбор игр по ситуации. Например, родители вместе с
малышом собираются в магазин, где продают овощи.
В овощном магазине спросить у ребенка: «Назови овощи, что лежат на
прилавке?», «А как называется магазин, где продают овощи?»; «Какой овощ
начинается со звука [м]? и т.д.;
Уже дома можно спросить у ребенка: «Как одним словом можно назвать
морковь, помидор, огурец, картошку?»; «Назови ласково каждый овощ?»;
«Какие блюда можно приготовить из овощей?»; «Как можно назвать салат,
приготовленный из огурцов?»; «Прохлопай слово помидор, посчитай сколько
слогов получилось?»;
Можно предложить ребенку составить загадку об овоще. Например: «Это
овощ. Он красного цвета, круглой формы, на вкус кисло – сладкий. О каком
овоще эта загадка?»;
Детям нравиться игра «Жадинка», когда малыш берет на себя роль
хвастунишки: «У меня есть картошка, а у тебя нет картошки»;
Интересный вариант игры «Семейка слов», когда взрослый спрашивает: «Что
растет в огороде на грядке?»; «Как называют человека, который выращивает
овощи?»; «Как называется прибор, которым чистят овощи?»;
Подобный алгоритм вопросов можно подобрать на любую лексическую тему,
будь то «Фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Одежда» и т.д.
Таким образом, мы ставим цели: развить словарь, грамматический строй
речи, развить фонетико – фонематическую систему языка и навык языкового
анализа, связную речь и речевое общение.
Совместная игровая деятельность помогает объединить детей и родителей.
Небольшие речевые игры при определенной степени постоянства, конечно же
принесут хорошие результаты речевого развития ребенка.