Напоминание

Совместная образовательная деятельность для детей 7–го года жизни с ОНР III уровня по совершенствованию фонетико– фонематических представлений и обучению грамоте «Эти разные звуки и буквы» ( с участием родителей )


Автор: Лещева Ольга Анатольевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Новоаганский ДСКВ "Снежинка"
Населённый пункт: гп. Новоаганск, ХМАО–Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Совместная образовательная деятельность для детей 7–го года жизни с ОНР III уровня по совершенствованию фонетико– фонематических представлений и обучению грамоте «Эти разные звуки и буквы» ( с участием родителей )
Раздел: дошкольное образование





Назад




А

М

М

А

Совместная образовательная деятельность в группе

компенсирующей направленности для детей 7-го года жизни

с ОНР III уровня по совершенствованию фонетико-

фонематических представлений и обучению грамоте

«Эти разные звуки и буквы»

( с участием родителей (законных представителей)

Составила: Учитель-логопед: Лещева Ольга Анатольевна

Описание совместной образовательной деятельности

Тип занятия

Закрепления полученных знаний в совместной

образовательной деятельности детей с участием

1

родителей (законных представителей)

Время реализации

30 минут

Возрастная группа

воспитанники группы комбинированной направленности

7-го жизни с общим недоразвитием речи III уровня

Образовательная

область

Речевое развитие

Цель НОД

Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках,

познакомить

родителей

(законных

представителей)

с

формами работы с детьми по подготовке к обучению

грамоте

Задачи НОД

1.Коррекционно-образовательные:

-закрепить знания о гласных и согласных звуках;

-закрепить графический образ букв.

-закрепить

понятия

«звук»,

«гласные»,

«твердые

согласные», «мягкие согласны» звуки и буквы, «слог».

-упражнять

детей

определять

место

звука

в

слове

и

выделять заданный звук, четко его артикулируя.

-закрепить навык звукослогового анализа слов.

-закрепить навык чтения слогов и слов;

2. Коррекционно -развивающие:

-развивать

тонкую

моторику;

ориентировку

в

пространстве;

-развивать

высшие

психические

функции:

внимание,

памяти, восприятия, мышление;

-развивать творчество и воображение.

3. Коррекционно -воспитательные:

-воспитывать

желание

активно

работать

на

занятии;

-воспитывать умение работать в парах;

- в о с п и т ы ват ь

ч у в с т в о

д о б р о ж е л а т е л ь н о с т и ,

ответственности, сотрудничества.

Формы

организации

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Планируемый

результат

Предметные:

Знать

различие

гласных

и

согласных

звуков

и

их

буквенное изображение.

Уметь

составлять

звуковой

состав

слова

и

давать

характеристику

звукам

(гласным

и

согласным).

Подбирать

слова

с

заданным

звуком.

Определять

количество звуков и

слогов в слове.

Читать слоги и

собирать их в слово. Уметь украсить букву из различного

материала.

Личностные: Развитие высших психических функций:

2

внимание, памяти, восприятия; развитие ориентировки в

пространстве. Развитие мелкой моторики. Стремление

выполнять

задание

до

получения

определённого

результата.

Метапредметные:

взаимосвязь

с

образовательными

областями: речевое развитие, познавательное развитие,

социально-коммуникативные.

Структура совместной образовательной деятельности

I.Вводная часть. Логопед приглашает детей и родителей встать в круг.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые родители Я очень

рада видеть вас! Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку.

Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Введение в тему занятия.

Логопед: Ребята, в течение года мы с вами многому научились, вы были

большие молодцы.

-А для чего вы всему учились? (ответы детей)

-Правильно все знания вам пригодятся, когда вы пойдет в школу.

- А вы готовы поделиться своими знаниями, что уже

можете и умеете?

(ответы детей)

-И сегодня мы с вами поиграем, покажем, что же мы знаем и умеем.

-Как вы считаете, интереснее играть одному или с друзьями?

-Тогда я предлагаю пригласить своих родителей, которые поиграют вместе с

нами и, если потребуется, помогут нам.

Дети и родители занимают места.

Проблемная ситуация

Логопед: Чтобы наша встреча сегодня была более праздничной, я приготовила

для вас красивый цветок и хотела его преподнести, но вот беда, лепестки куда-

то пропали (на магнитной доске прикреплен серединка цветка, а лепестков

нет).

Но

приклеен

конверт

с

письмом

следующего

содержания: «Ребята,

лепестки от цветка найдутся, если вы выполните все мои задания».

Королева Грамоты

Логопед:- Что же нам теперь делать? (ответы)

-Придется отправиться на поиски. Помогать нам будут цифры, на которых

порядок заданий. Мамы будут нам помогать.

Логопед:

Посмотрите

внимательно,

где

же

первая

цифра? (Дети находят

глазами карточку с цифрой один. Все карточки с цифрами и пропавшими

лепестками замаскированы на стенах группы).

Задание под цифрой 1: «Разминка вопрос-ответ» (участвуют дети)

Логопед задает вопросы детям

Сколько тебе лет? А сколько будет через год?

Какое сейчас время года? Почему

ты так считаешь? (ребенок должен знать и называть признаки любого времени

3

года).

Назовите одним словам звуки: А,О,У,И?

Как называются одним словом

звуки М, Мь ,Т, Ть, З,Зь?

Какие бывают согласные звуки?

Логопед - Молодцы, на все вопросы ответили правильно.

По мере выполнения детьми каждого задания, логопед прикрепляет

найденный цветок на место.

Задание под цифрой 2: Игра «Знакомство»

Логопед: Я предлагаю громко всем вместе назвать свои имена (дети и

взрослые называют свои имена). – С какого звука начинается твое имя? А

теперь узнаем, как зовут букву вашего имени: Ты на букву посмотри, как зовут

ее скажи.

( дети и родители по очереди называют звуки и находят соответствующие

им буквы и называют их).

Логопед -Молодцы, вот и познакомились. И нашелся еще один лепесток.

Задание под цифрой 3. Игра «Собери пирамидку».

На магнитной доске изображена пирамидка из 4-х колец. Детям предлагается

расположить

предметные

картинки

в

зависимости

от

количества

звуков

в

слове: 6 звуков, 5 звуков, 4звука , 3 звука. Выбранная картинка размещается

рядом с пирамидкой: начинать с нижнего колечка. После

выполнения задания выполнить самопроверку. Слайд 1

Логопед: -Почему вы положили возле желтого колечка

машину? (потому что в слове машина 6 звуков).

Почему возле красного колечка положили арбуз? (в слове

арбуз-5 звуков).

Почему возле зеленого колечка положили стул? (в слове стул 4 звука).

Почему возле синего колечка кот? (потому что в слове кот -3 звука)

Логопед:-Молодцы, выложили правильно пирамидку справились и с эти

заданием. Вот и нашелся еще один лепесток.

Задание под цифрой 4. Игра «Подбери ключик» (участвуют дети)

Логопед: - Вы картинки к пирамидке подобрали, но

смотрите впереди очень мощные замки. Слайд 2 На

слайде три замка и картинки

Логопед: - Ребята, вам надо открыть замки. Для этого

подберите ключик к замку. Ключики к замкам это

картинки. Вам надо выполнить звуковой анализ слова, нарисованного на

картинке, и мы увидим какой ключик, от какого замка.

Логопед: -Назовите ключик к замку под цифрой 1? (дети отвечают пила).

Назовите ключик к замку под цифрой 2? (мак). Назовите ключик к замку под

цифрой 3? (шапка)

Логопед -Молодцы справились с заданием, подобрали правильно все ключи к

замкам и поэтому нашелся еще один лепесток.

Задание под цифрой 5. Игра «Деление слов на слоги» (участвуют дети и

родители)

-Логопед:

Подул

сильный

ветер,

и

перепутались

все

слова.

Давайте

их

4

распутаем.

(Логопед произносит слова наоборот, дети распутывают эти слова и

выкладывают слоговую схему слова).

Та – ке – ра (ракета) Ка-шап (шапка) Ро – мет (метро)

Развитие мелкой моторики. Игра «Паровозик из слогов»

Логопед раздает детям полоски из бумаги и предлагает разорвать полоску на

столько частей, сколько слогов в слове. И выложить вагончики в паровозике

по количеству слогов.

Логопед:

Разделите

полоску

на

столько

частей,

сколько

слогов

в

слове.

(Родители помогают детям)

Логопед: - Молодцы, вы все правильно определили, сколько слогов в словах и

выложили вагончики в паровозике. Вот и нашелся еще один лепесток.

Задание под цифрой 6. Игра « Составь слово»

Логопед: Ребята, чтобы выполнить следующее занятие, вам нужно разделиться

на две подгруппы, а помогут нам в этом геометрические фигуры. Каждый

игрок возьмёт по одной фишке и подойдёт к тому столу, на котором лежит

такая же фишка.

Дети занимают места.

Задание: Возьмите картинки и составьте слово из первых звуков картинок.

Картинки для первой подгруппы: шуба-кот-осы-лопата-арбуз

Картинки для второй подгруппы: кошка-нос-игла-гусь-абрикос

Дети выкладывают на столе фишками слова ШКОЛА и КНИГА (Родители

помогают, если дети затрудняются)

Задание

под

цифрой

7.

И г р а «Капельки

дождя»

(участвуют

дети

и

родители)

Логопед: -Когда идет дождь и с крыши капает, что? (капельки дождя)

-Найдите в группе, где упали капельки дождя и принесите их (дети ходят по

группе находят капельки приносят логопеду)

-Давайте с вами прочитаем слоги на каждой капельке (если дети

затрудняются родители помогают)

Слоги на капельках: АЗ- БУ-КА

-Ребята, что такое азбука? Зачем нужна азбука?

Логопед: - Молодцы. Вот и нашелся еще один лепесток. Молодцы вы сегодня

все старались и помогли мне собрать весь наш цветок.

Игра

Сюрприз

«Украсим

букву» . И

у

меня

для

вас

сюрприз.

Дети

пропечатывают на листе бумаги букву, которая обозначает первый звук в имени

мамы.

Дети

совместно

с

родителями

украшают

буквы

различным

материалом,

предложенным логопедом.

Логопед: Все были молодцы. Родителям спасибо за участие. Я надеюсь, что

вам тоже сегодня с нами было интересно.

Рефлексия: -Кому понравилось наше занятие выберите веселый смайлик,

5

кому было тяжело и не понравилось наше занятие выберите грустный смайлик.

Дети и взрослые выбирают смайлики «Мое настроение

6



В раздел образования