Автор: Лещева Ольга Анатольевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Новоаганский ДСКВ "Снежинка"
Населённый пункт: гп. Новоаганск, ХМАО–Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Совместная образовательная деятельность для детей 7–го года жизни с ОНР III уровня по совершенствованию фонетико– фонематических представлений и обучению грамоте «Эти разные звуки и буквы» ( с участием родителей )
Раздел: дошкольное образование
А
М
М
А
Совместная образовательная деятельность в группе
компенсирующей направленности для детей 7-го года жизни
с ОНР III уровня по совершенствованию фонетико-
фонематических представлений и обучению грамоте
«Эти разные звуки и буквы»
( с участием родителей (законных представителей)
Составила: Учитель-логопед: Лещева Ольга Анатольевна
Описание совместной образовательной деятельности
Тип занятия
Закрепления полученных знаний в совместной
образовательной деятельности детей с участием
1
родителей (законных представителей)
Время реализации
30 минут
Возрастная группа
воспитанники группы комбинированной направленности
7-го жизни с общим недоразвитием речи III уровня
Образовательная
область
Речевое развитие
Цель НОД
Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках,
познакомить
родителей
(законных
представителей)
с
формами работы с детьми по подготовке к обучению
грамоте
Задачи НОД
1.Коррекционно-образовательные:
-закрепить знания о гласных и согласных звуках;
-закрепить графический образ букв.
-закрепить
понятия
«звук»,
«гласные»,
«твердые
согласные», «мягкие согласны» звуки и буквы, «слог».
-упражнять
детей
определять
место
звука
в
слове
и
выделять заданный звук, четко его артикулируя.
-закрепить навык звукослогового анализа слов.
-закрепить навык чтения слогов и слов;
2. Коррекционно -развивающие:
-развивать
тонкую
моторику;
ориентировку
в
пространстве;
-развивать
высшие
психические
функции:
внимание,
памяти, восприятия, мышление;
-развивать творчество и воображение.
3. Коррекционно -воспитательные:
-воспитывать
желание
активно
работать
на
занятии;
-воспитывать умение работать в парах;
- в о с п и т ы ват ь
ч у в с т в о
д о б р о ж е л а т е л ь н о с т и ,
ответственности, сотрудничества.
Формы
организации
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Планируемый
результат
Предметные:
Знать
различие
гласных
и
согласных
звуков
и
их
буквенное изображение.
Уметь
составлять
звуковой
состав
слова
и
давать
характеристику
звукам
(гласным
и
согласным).
Подбирать
слова
с
заданным
звуком.
Определять
количество звуков и
слогов в слове.
Читать слоги и
собирать их в слово. Уметь украсить букву из различного
материала.
Личностные: Развитие высших психических функций:
2
внимание, памяти, восприятия; развитие ориентировки в
пространстве. Развитие мелкой моторики. Стремление
выполнять
задание
до
получения
определённого
результата.
Метапредметные:
взаимосвязь
с
образовательными
областями: речевое развитие, познавательное развитие,
социально-коммуникативные.
Структура совместной образовательной деятельности
I.Вводная часть. Логопед приглашает детей и родителей встать в круг.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые родители Я очень
рада видеть вас! Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
Введение в тему занятия.
Логопед: Ребята, в течение года мы с вами многому научились, вы были
большие молодцы.
-А для чего вы всему учились? (ответы детей)
-Правильно все знания вам пригодятся, когда вы пойдет в школу.
- А вы готовы поделиться своими знаниями, что уже
можете и умеете?
(ответы детей)
-И сегодня мы с вами поиграем, покажем, что же мы знаем и умеем.
-Как вы считаете, интереснее играть одному или с друзьями?
-Тогда я предлагаю пригласить своих родителей, которые поиграют вместе с
нами и, если потребуется, помогут нам.
Дети и родители занимают места.
Проблемная ситуация
Логопед: Чтобы наша встреча сегодня была более праздничной, я приготовила
для вас красивый цветок и хотела его преподнести, но вот беда, лепестки куда-
то пропали (на магнитной доске прикреплен серединка цветка, а лепестков
нет).
Но
приклеен
конверт
с
письмом
следующего
содержания: «Ребята,
лепестки от цветка найдутся, если вы выполните все мои задания».
Королева Грамоты
Логопед:- Что же нам теперь делать? (ответы)
-Придется отправиться на поиски. Помогать нам будут цифры, на которых
порядок заданий. Мамы будут нам помогать.
Логопед:
Посмотрите
внимательно,
где
же
первая
цифра? (Дети находят
глазами карточку с цифрой один. Все карточки с цифрами и пропавшими
лепестками замаскированы на стенах группы).
Задание под цифрой 1: «Разминка вопрос-ответ» (участвуют дети)
Логопед задает вопросы детям
Сколько тебе лет? А сколько будет через год?
Какое сейчас время года? Почему
ты так считаешь? (ребенок должен знать и называть признаки любого времени
3
года).
Назовите одним словам звуки: А,О,У,И?
Как называются одним словом
звуки М, Мь ,Т, Ть, З,Зь?
Какие бывают согласные звуки?
Логопед - Молодцы, на все вопросы ответили правильно.
По мере выполнения детьми каждого задания, логопед прикрепляет
найденный цветок на место.
Задание под цифрой 2: Игра «Знакомство»
Логопед: Я предлагаю громко всем вместе назвать свои имена (дети и
взрослые называют свои имена). – С какого звука начинается твое имя? А
теперь узнаем, как зовут букву вашего имени: Ты на букву посмотри, как зовут
ее скажи.
( дети и родители по очереди называют звуки и находят соответствующие
им буквы и называют их).
Логопед -Молодцы, вот и познакомились. И нашелся еще один лепесток.
Задание под цифрой 3. Игра «Собери пирамидку».
На магнитной доске изображена пирамидка из 4-х колец. Детям предлагается
расположить
предметные
картинки
в
зависимости
от
количества
звуков
в
слове: 6 звуков, 5 звуков, 4звука , 3 звука. Выбранная картинка размещается
рядом с пирамидкой: начинать с нижнего колечка. После
выполнения задания выполнить самопроверку. Слайд 1
Логопед: -Почему вы положили возле желтого колечка
машину? (потому что в слове машина 6 звуков).
Почему возле красного колечка положили арбуз? (в слове
арбуз-5 звуков).
Почему возле зеленого колечка положили стул? (в слове стул 4 звука).
Почему возле синего колечка кот? (потому что в слове кот -3 звука)
Логопед:-Молодцы, выложили правильно пирамидку справились и с эти
заданием. Вот и нашелся еще один лепесток.
Задание под цифрой 4. Игра «Подбери ключик» (участвуют дети)
Логопед: - Вы картинки к пирамидке подобрали, но
смотрите впереди очень мощные замки. Слайд 2 На
слайде три замка и картинки
Логопед: - Ребята, вам надо открыть замки. Для этого
подберите ключик к замку. Ключики к замкам это
картинки. Вам надо выполнить звуковой анализ слова, нарисованного на
картинке, и мы увидим какой ключик, от какого замка.
Логопед: -Назовите ключик к замку под цифрой 1? (дети отвечают пила).
Назовите ключик к замку под цифрой 2? (мак). Назовите ключик к замку под
цифрой 3? (шапка)
Логопед -Молодцы справились с заданием, подобрали правильно все ключи к
замкам и поэтому нашелся еще один лепесток.
Задание под цифрой 5. Игра «Деление слов на слоги» (участвуют дети и
родители)
-Логопед:
Подул
сильный
ветер,
и
перепутались
все
слова.
Давайте
их
4
распутаем.
(Логопед произносит слова наоборот, дети распутывают эти слова и
выкладывают слоговую схему слова).
Та – ке – ра (ракета) Ка-шап (шапка) Ро – мет (метро)
Развитие мелкой моторики. Игра «Паровозик из слогов»
Логопед раздает детям полоски из бумаги и предлагает разорвать полоску на
столько частей, сколько слогов в слове. И выложить вагончики в паровозике
по количеству слогов.
Логопед:
Разделите
полоску
на
столько
частей,
сколько
слогов
в
слове.
(Родители помогают детям)
Логопед: - Молодцы, вы все правильно определили, сколько слогов в словах и
выложили вагончики в паровозике. Вот и нашелся еще один лепесток.
Задание под цифрой 6. Игра « Составь слово»
Логопед: Ребята, чтобы выполнить следующее занятие, вам нужно разделиться
на две подгруппы, а помогут нам в этом геометрические фигуры. Каждый
игрок возьмёт по одной фишке и подойдёт к тому столу, на котором лежит
такая же фишка.
Дети занимают места.
Задание: Возьмите картинки и составьте слово из первых звуков картинок.
Картинки для первой подгруппы: шуба-кот-осы-лопата-арбуз
Картинки для второй подгруппы: кошка-нос-игла-гусь-абрикос
Дети выкладывают на столе фишками слова ШКОЛА и КНИГА (Родители
помогают, если дети затрудняются)
Задание
под
цифрой
7.
И г р а «Капельки
дождя»
(участвуют
дети
и
родители)
Логопед: -Когда идет дождь и с крыши капает, что? (капельки дождя)
-Найдите в группе, где упали капельки дождя и принесите их (дети ходят по
группе находят капельки приносят логопеду)
-Давайте с вами прочитаем слоги на каждой капельке (если дети
затрудняются родители помогают)
Слоги на капельках: АЗ- БУ-КА
-Ребята, что такое азбука? Зачем нужна азбука?
Логопед: - Молодцы. Вот и нашелся еще один лепесток. Молодцы вы сегодня
все старались и помогли мне собрать весь наш цветок.
Игра
Сюрприз
«Украсим
букву» . И
у
меня
для
вас
сюрприз.
Дети
пропечатывают на листе бумаги букву, которая обозначает первый звук в имени
мамы.
Дети
совместно
с
родителями
украшают
буквы
различным
материалом,
предложенным логопедом.
Логопед: Все были молодцы. Родителям спасибо за участие. Я надеюсь, что
вам тоже сегодня с нами было интересно.
Рефлексия: -Кому понравилось наше занятие выберите веселый смайлик,
5
кому было тяжело и не понравилось наше занятие выберите грустный смайлик.
Дети и взрослые выбирают смайлики «Мое настроение
6