Автор: Фролова Ирина Николаевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области "Полярнозоринский энергетический колледж"
Населённый пункт: г. Полярные Зори
Наименование материала: Статья
Тема: "Самообразование как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя СПО"
Раздел: среднее профессиональное
Методическая тема: «Самообразование как один из способов
повышения профессиональной компетентности преподавателя СПО».
«Никогда не считай, что ты знаешь все,
что тебе, уже больше нечему учиться».
Зелинский Н. Д.
Педагог
-
профессионал
находится
постоянном
развитии
и
всю
свою
трудовую
жизнь
является
исследователем.
Неоспоримой
важностью
обладает
влияние на формирование учительского профессионализма деятельность педагога в
области самообразования.
Одним
из
показателей
профессиональной
компетентности
преподавателя
является его способность и стремление к самообразованию, которое базируется на
объективной
оценке
своего
профессионального
развития
и
уровне
организации
образовательного процесса, стремлении к росту, самосовершенствованию.
В педагогический словаре самообразование определяется как «… специально
организованная,
самодеятельная,
систематическая
познавательная деятельность,
направленная
на
достижение
определенных
личностно
и
(или)
общественно
значимых
образовательных
целей:
удовлетворение
познавательных
интересов,
общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной
квалификации».
Самообразование
-
это
процесс,
который
осуществляется
добровольно, сознательно, системно, подвергается планированию, управлению и
контролю
со
стороны
педагога.
Только
в
этом
случае
он
приведёт
к
совершенствованию каких - либо качеств и навыков.
Самообразования предполагает овладение техникой и культурой умственного
труда,
умением
самостоятельно работать над профессиональным совершенст-
вованием.
Специфика педагогической деятельности преподавателя СПО такова, что для
эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета,
методикой его преподавания и организацией практических занятий, психологией и
педагогикой,
иметь
общий
высокий
уровень
культуры,
владеть
методами
аналитического
анализа
собственных
достижений
и
результатов
преподавания,
обладать большой эрудицией.
Планируя самообразовательную деятельность, я выстроила её по следующему
алгоритму:
1.
Выбор
темы,
определение
цели
и
задач
согласно
профессиональным
потребностям. Определение направлений получения самообразования.
2. Разработка плана по самообразованию.
3. Определение источников получения информации.
4. Изучение теоретических аспектов в рамках темы.
5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных
материалов.
6. Систематизация наработанных материалов и их оформление.
7. Коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов.
8. Подготовка отчета по теме самообразования.
9. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.
Определяясь с темой самообразования, я ориентировалась на:
1) единую методическую тему колледжа;
2) актуальность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение;
3) педагогический стаж работы в рамках преподаваемых дисциплин;
4) личные затруднения.
При определении направлений получения самообразования, выделила
следующие:
профессиональное (предмет преподавания);
психолого-педагогическое;
методическое
(педагогические
технологии,
формы,
методы
и
приемы
обучения);
информационно-компьютерные технологии;
здоровьесбережение.
Источниками информации определила:
литературу (методическую, научно-популярную, публицистическую);
печатные материалы сети Интернет;
видео, аудио информацию на различных носителях;
мероприятия сети Интернет, направленные на повышение педагогической
образованности преподавателя СПО (семинары, вебинары и конференции,
мастер-классы, олимпиады, конкурсы, мероприятия по обмену опытом и
др.)
опыт коллег по колледжу.
К видам деятельности, составившим процесс самообразования отнесла:
1.
Систематический просмотр
видеоматериалов, имеющих профессиональную
направленность.
2.
Чтение конкретных педагогических периодических изданий по организации
документационного обеспечения управления.
3.
Изучение методической, педагогической и предметной литературы.
4.
Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике,
психологии, педагогических технологиях.
5.
Общение на форумах практиков по делопроизводству в сети Интернет.
6.
Участие
в
онлайн-олимпиадах,
тестированиях,
конкурсах
для
педагогов,
организованных в педагогических сообществах сети Интернет.
7.
Участие в заседаниях цикловой комиссии.
8.
Участие в семинарах, тренингах, конференциях, организуемых в колледже.
9.
Посещение открытых уроков коллег.
10. Прохождение курсов повышения квалификации.
11. Прохождение стажировки.
12. Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.
13.
Общение
с
коллегами
-
педагогами
на
форумах
преподавателей
в
сети
Интернет с целью обмена опытом.
Работа над выбранной темой позволяет сделать следующие общие
выводы:
1.
В
процессе
самообразования
реализуется
потребность
педагога
к
собственному развитию и саморазвитию.
2.
Педагог
владеет
способами
самопознания
и
самоанализа
педагогического
опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей
профессиональной деятельности.
3.
Педагог
обладает
развитой
способностью
к
рефлексии.
Педагогическая
рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала.
4.
Программа
профессионального
развития
учителя
включает
в
себя
возможность исследовательской, поисковой деятельности.
5.
Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
6.
Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и
саморазвития.
Спланированная деятельность в рамках работы над методической
темой позволила добиться следующих результатов:
пройдены курсы повышения квалификации;
организовано участие студентов в исследовательской работе;
усовершенствованы комплекты КИМов и КОСов;
расширена и усовершенствована база лекций;
расширен и усовершенствован банк учебных презентаций;
расширен банк рефератов студентов;
создан банк презентаций студентов (семинары);
выстроена
интегрированная
работа
по
преподаванию
дисциплин
«Основы делопроизводства» и «Компьютерная обработка документов»;
разработаны
дидактические
материалы,
тесты
по
преподаваемым
дисциплинам;
разработаны методические материалы и созданы карточки -
задания,
карточки – опоры (схемы) для учебной практики студентов;
даны уроки взаимопосещения;
посещены уроки коллег;
выступление на заседании цикловой комиссии (доклады);
личное регулярное участие в онлайн-олимпиадах, тестированиях, конкурсах
для педагогов, организованных в педагогических сообществах сети Интернет;
участие
студентов
в
онлайн-олимпиадах,
тестированиях,
конкурсах
для
обучающихся в СПО, организованных на образовательных порталах сети Интернет;
результаты
свидетельствуют
о
качестве
преподаваемых
дисциплин
(дипломы
призёров и победителей);
результаты
промежуточной
аттестации
свидетельствуют
о
хорошем
уровне
освоения
обучающимися
преподаваемых
дисциплин
(100%
успеваемость);
осуществлено обобщение опыта по теме самообразования.
Система самообразовательной работы позволяет:
отслеживать современные исследования ученых в области преподавания
различных дисциплин, а также новых программам и концепций обучения
и воспитания;
изучать
прогрессивный
опыт
коллег
по
проблемам
использования
различных форм организации процесса обучения;
совершенствовать
текущее
и
перспективное
планирование
по
преподаваемым дисциплинам;
рационально
подбирать
формы
и
средства
усвоения
и
сохранения
информации;
овладевать
методикой
анализа
и
способами
обобщения
своего
и
коллективного педагогического опыта;
осваивать
и
успешно
применять
методы
исследовательской
и
экспериментальной деятельности;
определять эффективность и перспективность дальнейшей деятельности.
К
личности
педагога
СПО
на
современном
этапе
развития
общества
предъявляются высокие требования. Профессиональная компетентность педагога -
многоаспектное
явление,
которое
невозможно
без
грамотно
организованной
деятельности
в
отношении
самообразования,
позволяющей
повысить
профессиональную
и
общую
культуру
педагога,
его
ценностные
ориентации,
представление о смысле своей деятельности и о себе как специалисте.
Преподаватель спецдисциплин ГАПОУ МО «ПЭК»: Фролова Ирина Николаевна.