Напоминание

"Самообразование как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя СПО"


Автор: Фролова Ирина Николаевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Мурманской области "Полярнозоринский энергетический колледж"
Населённый пункт: г. Полярные Зори
Наименование материала: Статья
Тема: "Самообразование как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая тема: «Самообразование как один из способов

повышения профессиональной компетентности преподавателя СПО».

«Никогда не считай, что ты знаешь все,

что тебе, уже больше нечему учиться».

Зелинский Н. Д.

Педагог

-

профессионал

находится

постоянном

развитии

и

всю

свою

трудовую

жизнь

является

исследователем.

Неоспоримой

важностью

обладает

влияние на формирование учительского профессионализма деятельность педагога в

области самообразования.

Одним

из

показателей

профессиональной

компетентности

преподавателя

является его способность и стремление к самообразованию, которое базируется на

объективной

оценке

своего

профессионального

развития

и

уровне

организации

образовательного процесса, стремлении к росту, самосовершенствованию.

В педагогический словаре самообразование определяется как «… специально

организованная,

самодеятельная,

систематическая

познавательная деятельность,

направленная

на

достижение

определенных

личностно

и

(или)

общественно

значимых

образовательных

целей:

удовлетворение

познавательных

интересов,

общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной

квалификации».

Самообразование

-

это

процесс,

который

осуществляется

добровольно, сознательно, системно, подвергается планированию, управлению и

контролю

со

стороны

педагога.

Только

в

этом

случае

он

приведёт

к

совершенствованию каких - либо качеств и навыков.

Самообразования предполагает овладение техникой и культурой умственного

труда,

умением

самостоятельно работать над профессиональным совершенст-

вованием.

Специфика педагогической деятельности преподавателя СПО такова, что для

эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета,

методикой его преподавания и организацией практических занятий, психологией и

педагогикой,

иметь

общий

высокий

уровень

культуры,

владеть

методами

аналитического

анализа

собственных

достижений

и

результатов

преподавания,

обладать большой эрудицией.

Планируя самообразовательную деятельность, я выстроила её по следующему

алгоритму:

1.

Выбор

темы,

определение

цели

и

задач

согласно

профессиональным

потребностям. Определение направлений получения самообразования.

2. Разработка плана по самообразованию.

3. Определение источников получения информации.

4. Изучение теоретических аспектов в рамках темы.

5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных

материалов.

6. Систематизация наработанных материалов и их оформление.

7. Коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов.

8. Подготовка отчета по теме самообразования.

9. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности.

Определяясь с темой самообразования, я ориентировалась на:

1) единую методическую тему колледжа;

2) актуальность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение;

3) педагогический стаж работы в рамках преподаваемых дисциплин;

4) личные затруднения.

При определении направлений получения самообразования, выделила

следующие:

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое;

методическое

(педагогические

технологии,

формы,

методы

и

приемы

обучения);

информационно-компьютерные технологии;

здоровьесбережение.

Источниками информации определила:

литературу (методическую, научно-популярную, публицистическую);

печатные материалы сети Интернет;

видео, аудио информацию на различных носителях;

мероприятия сети Интернет, направленные на повышение педагогической

образованности преподавателя СПО (семинары, вебинары и конференции,

мастер-классы, олимпиады, конкурсы, мероприятия по обмену опытом и

др.)

опыт коллег по колледжу.

К видам деятельности, составившим процесс самообразования отнесла:

1.

Систематический просмотр

видеоматериалов, имеющих профессиональную

направленность.

2.

Чтение конкретных педагогических периодических изданий по организации

документационного обеспечения управления.

3.

Изучение методической, педагогической и предметной литературы.

4.

Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике,

психологии, педагогических технологиях.

5.

Общение на форумах практиков по делопроизводству в сети Интернет.

6.

Участие

в

онлайн-олимпиадах,

тестированиях,

конкурсах

для

педагогов,

организованных в педагогических сообществах сети Интернет.

7.

Участие в заседаниях цикловой комиссии.

8.

Участие в семинарах, тренингах, конференциях, организуемых в колледже.

9.

Посещение открытых уроков коллег.

10. Прохождение курсов повышения квалификации.

11. Прохождение стажировки.

12. Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег.

13.

Общение

с

коллегами

-

педагогами

на

форумах

преподавателей

в

сети

Интернет с целью обмена опытом.

Работа над выбранной темой позволяет сделать следующие общие

выводы:

1.

В

процессе

самообразования

реализуется

потребность

педагога

к

собственному развитию и саморазвитию.

2.

Педагог

владеет

способами

самопознания

и

самоанализа

педагогического

опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей

профессиональной деятельности.

3.

Педагог

обладает

развитой

способностью

к

рефлексии.

Педагогическая

рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала.

4.

Программа

профессионального

развития

учителя

включает

в

себя

возможность исследовательской, поисковой деятельности.

5.

Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

6.

Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и

саморазвития.

Спланированная деятельность в рамках работы над методической

темой позволила добиться следующих результатов:

пройдены курсы повышения квалификации;

организовано участие студентов в исследовательской работе;

усовершенствованы комплекты КИМов и КОСов;

расширена и усовершенствована база лекций;

расширен и усовершенствован банк учебных презентаций;

расширен банк рефератов студентов;

создан банк презентаций студентов (семинары);

выстроена

интегрированная

работа

по

преподаванию

дисциплин

«Основы делопроизводства» и «Компьютерная обработка документов»;

разработаны

дидактические

материалы,

тесты

по

преподаваемым

дисциплинам;

разработаны методические материалы и созданы карточки -

задания,

карточки – опоры (схемы) для учебной практики студентов;

даны уроки взаимопосещения;

посещены уроки коллег;

выступление на заседании цикловой комиссии (доклады);

личное регулярное участие в онлайн-олимпиадах, тестированиях, конкурсах

для педагогов, организованных в педагогических сообществах сети Интернет;

участие

студентов

в

онлайн-олимпиадах,

тестированиях,

конкурсах

для

обучающихся в СПО, организованных на образовательных порталах сети Интернет;

результаты

свидетельствуют

о

качестве

преподаваемых

дисциплин

(дипломы

призёров и победителей);

результаты

промежуточной

аттестации

свидетельствуют

о

хорошем

уровне

освоения

обучающимися

преподаваемых

дисциплин

(100%

успеваемость);

осуществлено обобщение опыта по теме самообразования.

Система самообразовательной работы позволяет:

отслеживать современные исследования ученых в области преподавания

различных дисциплин, а также новых программам и концепций обучения

и воспитания;

изучать

прогрессивный

опыт

коллег

по

проблемам

использования

различных форм организации процесса обучения;

совершенствовать

текущее

и

перспективное

планирование

по

преподаваемым дисциплинам;

рационально

подбирать

формы

и

средства

усвоения

и

сохранения

информации;

овладевать

методикой

анализа

и

способами

обобщения

своего

и

коллективного педагогического опыта;

осваивать

и

успешно

применять

методы

исследовательской

и

экспериментальной деятельности;

определять эффективность и перспективность дальнейшей деятельности.

К

личности

педагога

СПО

на

современном

этапе

развития

общества

предъявляются высокие требования. Профессиональная компетентность педагога -

многоаспектное

явление,

которое

невозможно

без

грамотно

организованной

деятельности

в

отношении

самообразования,

позволяющей

повысить

профессиональную

и

общую

культуру

педагога,

его

ценностные

ориентации,

представление о смысле своей деятельности и о себе как специалисте.

Преподаватель спецдисциплин ГАПОУ МО «ПЭК»: Фролова Ирина Николаевна.



В раздел образования