Автор: Смеянова Татьяна Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Покровская СОШ"
Населённый пункт: село Покровка Волоконовского района Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование
Развитие творческих способностей
учащихся на уроках технологии в
условиях реализации ФГОС ООО.
Детское сердце чутко к призыву творить красоту… важно только,
чтобы за призывами следовал труд.
В.А. Сухомлинский
Творчество
необходимо
в
любой
сфере
человеческой
деятельности. Благодаря ему осуществляется прогрессивное движение
общества,
создаются
новые
машины,
технические
и
биологические
системы
и
д.р.
Творчество
постоянно
меняет
наш
образ
жизни
и
мышления, способствует познанию неизвестного, преобразованию и
усовершенствованию
известного.
Оно
борется
со
старым,
косным,
рутинным; меняет наши установки, цели и смысл жизни.
Творчество – что горный поток. Оно может вращать турбины,
а может и размывать берега. Это значит, что в результате творчества
могут создаваться и те, которые в состоянии уничтожить целые народы,
а возможно и планету.
Гумманизация
человече ской
жизни,
с о ц и а л ь н а я
ответственность
творцов
нового
требует,
прежде
всего,
развития
творчества
в
областях
знаний,
улучшающих
жизнь
общества,
сохраняющих и приумножающих нашу сферу обитания, природу.
Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это
способ нормального существования и развития всего общества. Если
оглянуться
всего
на
несколько
десятилетний
назад,
то
можно
с
удивлением
обнаружить,
что
у
наших
прапрадедов
не
было
ни
самолётов, ни спутников, ни электростанций. Отсутствовали радио,
телевизор, магнитофон, холодильник, пылесос и тысячи других вещей,
которые окружают нас сегодня и без которых мы уже не мыслим нашу
жизнь. Но ведь всё это создано творческими и умными людьми.
Творчество
в
любой
области
представляет
собой
наиболее
мощный
и
неиссякаемый
источник
интеллектуального
развития
и
положительных
эмоций,
наполняет
жизнь
радостью,
пробуждает
потребность
в
знании,
вводит
человека
в
атмосферу
вечного
увлекательного
поиска.
Творчество
–
это
исследование.
Человек
исследует – значит, наблюдает тайны природы, всего окружающего нас
мира, создаёт новое и прекрасное.
Проблемы творчества в обществе
Любой
человек
тянется
к
чему-то
новому
оригинальному,
неординарному. Взгляд человека проскальзывает по уже привычным
формам и останавливается на чём-то ещё неизведанном, пусть поначалу
ещё
непонятном.
Даже
маленький
ребёнок,
хорошо
изучив
свою
игрушку – меньше использует её в своей игре по назначению. Он
пытается
использовать
её
в
качестве
другого
предмета
с
другими
функциями, не свойственными для неё изначально.
Таким образом, способность творить заложена в ребёнке с
раннего
детства.
И
проблема
в
том,
что
никто
не
занимается
целенаправленно
и
осознано
развитием
этих
способностей.
Всё
пускается
на
самотёк.
И
тот
ребёнок,
в
котором
были
заложены
большие
творческие
задатки,
и
который
мог
бы
себя
проявить
в
будущем
в
качестве
творца
в
той
или
иной
области,
становится
обыкновенным «человеком из толпы». В последнее время в нашей
стране
стало
много
людей
обычных,
ничем
не
выделяющихся,
не
стремящихся к какой-либо сознательной цели – людей творческих. Но
необходимо развивать творчество в ребёнке прежде всего для него же
самого.
Только
творческий
человек
всегда
может
найти
выход
в
неординарной ситуации.
Развивать творческие способности необходимо с дошкольного
возраста и более серьёзно заниматься этой проблемой уже в школьном
возрасте,
т.к.
именно
здесь
формируется
полноценная
личность
ребёнка. И задача педагогов заключается в том, чтобы помогать ребёнку
развивать в себе творческие задатки, стать творческой личностью.
Почему ребёнок приходит в школу и уже через неделю он не
хочет в неё идти, ему не интересно? Как сохранить в ребёнке его
творческое начало, как помочь ему справиться со своими проблемами?
Все эти вопросы, на которые мы должны найти решения уже сегодня.
Если
мы
поймём,
что
особо
важно
для
формирования
способностей ребёнка, его чувств, умения думать мы сможем помочь
ему,
дать
возможность
наиболее
полного
развития.
Мы
должны
открыть для ребёнка как можно больше путей и уже, конечно, помочь
ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.
Многими
психологами
и
педагогами
рассматривались
творчество по-разному.
С
философской
точки
зрения
–
это
деятельно сть,
порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.
С точки зрения психологии, творчество – это процесс создания
нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают её
включённость в этот процесс.
Под педагогическими творческими способностями понимают
индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными
условиями успешного осуществления творческой деятельности.
Психологи
относят
к
творческим
следующие:
зоркость
в
поисках
проблем,
способность
к
«свёртыванию»,
способность
к
«сцеплению» (увязыванию новой информации со старой), способность
к
переносу,
готовность
интеллекта,
беглость
речи,
способность
к
доведению дела до конца, и т.д.
Таким образом, развитие творческих способностей становится
жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.
Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребёнку
стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно
и нужно на уроках технологии.
На
этих
уроках
есть
большие
возможности
проявлять
творчество.
Кроме
того,
учащиеся
проявят
творчество
в
тех
видах
деятельности , которые для них приемлемее, предпочтительнее.
Существуют
различные
пути
для
развития
творчества:
это
может
быть
коллективное
создание
работы,
учащиеся
высказывают
свои
идеи,
каждый
старается
предложить
свой
вариант.
С
другой
стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это моё
творчество учителя, т.е. я учу что и как делать по принципу «делай как
я»;
на
втором
уроке
может
быть
выполнена
та
же
работа,
но
с
изменениями; учащиеся проявляют свою самодеятельность.
Допустим ,что развитие творческих способностей я выбираю
индивидуально
для
каждого
класса,
могу
варьировать
способы
развития творческих способностей, комбинировать. Здесь проявляется
моё творчество как учителя.
Но прежде чем остановиться на том, как развивать творческие
способности учащихся данного класса, с чего начинать, необходимо
знать начальный уровень детей.